«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»
консультация

Андрианова Наталья Юрьевна

«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»

«Если вы хотите узнать душу народа,

приглядитесь, как и во что играют ваши дети»

народная мудрость.

В настоящее время актуальной и очень важной задачей является сохранение национальной культуры и традиций, формирование национального самосознания человека. И делать это необходимо с раннего возраста.

ФГОС ДО  1.4. Основные принципы дошкольного образования:

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Значение Народной игры:

  • укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;
  • знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность
    и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
  • формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки
    к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
  • развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
  • развивает эмпатичные способности;
  • формирует чувства принадлежности к своему народу.

Народные игры позволяют решать следующие задачи:

  • развитие умений выполнять игровые образы;
  • развитие творческой индивидуальности;
  • развитие музыкального и эстетического вкуса;
  • развитие всех психических процессов;
  • формирование понимания красоты речи;
  • формирование духовной сферы, патриотических чувств;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • формирование физических качеств, здоровья;
  • формирование коммуникативных качеств;
  • приобщение к народной культуре, традициям.

 Игра – способ познания окружающего мира. Развивали кругозор.  В народной игре малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми , их повадками , движениями, местами обитания, издаваемыми звуками.

Единой классификации народных игр – нет. Каждый исследователь предлагает свой взгляд.

На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);( игры на Масленицу, святочные игры, игры на Пасху)

в) по отношению к природе (природные); про животных, растения деревья, природные явления).

г) трудовые (бытовые) («Мы капусту рубим», «Прялица», «Сошьем Дуне Сарафан»)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий (Вертепные представления, выступления   ряженых. Колядки...)

З) игры – забавы ( пальчиковые,   на коленках(«По кочкам…»)

Классификация  из книги «народные игры в детском саду» Лялина Л. А.

  • Хороводные
  • Сидячие ( Колечко)
  • Подражательные ( имитационные) ( Заинька топни ножкой)
  • С выбором с диалогом
  • С преследованием ( Догонялки)
  • Игры с предметами ( игры с народной куклой, народными игрушками( Бирюльки, Кольцебросы, закидушки)

 

Рассмотрим некоторые виды народных игр .

Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка
и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

В народной игре раскрывается трудовая деятельность народа, образ жизни, место проживание, его быт, традиции ( охотник, приносивший из леса зайца, хвостик отдавал играть детям, так появились игры «Подуй на хвостик» , «Поймай»  

 В хороводных играх видно, как общаются представители того или иного народа России, здороваются, прощаются с какими словами и какими способами.  В обрядовых играх  выделяются  кому и как поклоняются народы, какие дары преподносят . В народных играх передаётся опыт старшего поколения .  Через народные игры формируются нравственные качества , ценимые в народе.

Игры с народными игрушками:

Народные игрушки успокаивали малыша, согревали (тряпичные куклы, положенные в люльку), развивали слух (звуковые, музыкальные игрушки и инструменты: рожки, свистульки, трещетки, Жужжалки. Фуркалки) механические игрушки типа деревянный волчок, мельница, каталка -знакомили с элементами техники.  Игрушки – забавы – веселили и отвлекали малышей. Это игрушки с движением (Мужик и медведь», «курочки», «заяц – барабанщик») Игрушки стимулировали движения, активизировали слух и зрение, внимание, помогали ориентироваться в пространстве.

Погремушка – первая игрушка новорожденного ребенка. Назывались у разных народов по-разному: грямушки, тарахтушка, шаркуны, складушки, брякулки, брякушки. Делались из бересты, щепы, дерева, глины, из рыбьих пузырей, и кожи животных. Наполнялись сушёным горохом, бобами, камешками.  Имели ручку – держатель или приспособление для крепления над детской люлькой. Вид и звук погремушки помогали отвлечь плачущего ребенка, развивали мелкую моторику, и двигательные функции.

Игры с природным материалом  - игры с  камешками , игра в кости, в ножички (захват земли) – развивали  внимание, меткость, сообразительность.

Народные игрушки у каждого народа изготавливались из материалов характерных месту проживания. Мех и кость у народов севера,   в средней полосе России – дерево, глина, лен, на юге России – хлопок, глина, металл, шерсть. Игрушки делали в виде характерных для места проживания народа животных, обитающих на территории, куклы одевали в национальные костюмы и украшения.

Игрушками являлись предметы быта и труда в уменьшенном варианте, что способствовало приобщению к труду через игру. Уменьшенная посуда, тележки, веретена, прялочки, уменьшенный столярный инструмент , упряж для игрушечной лошадки.  

Специально созданное оборудование для игры:

Изготовленное  изначально для взрослых состязаний или обрядов постепенно такое оборудование адаптировалось для детей. Потому что дети переносили досуг взрослых в свою игровую деятельность. ( Качели. Столб. Карусель, горки)

Таким образом можно подвести итог: Выразительность и доступность народных игр и игрушек  активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений
об окружающем мире, развитию психических процессов.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это
не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Игры дают детям навык совместной работы. Во всех коллективных играх решается единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия  на пути  к общей цели. Действуя в рамках установленных форм и правил.

Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа

В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области...

01.2022 Искусство, традиции и обычаи народов России. Пономарёва А.Г., Зайцева М.А., Тюлькова Н.Г.

Учебно-методическая копилка приемов и методов логопедического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи...

01.2022 Искусство, традиции и обычаи народов России. Утёмова Г.В.

Учебно-методическая копилка приемов и методов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития психических проц...

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников 
с традициями и обычаями русского народа

Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...