Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Виктория Каракчеева

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon persp_plan-obychaiozornbab.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год

Старшая группа «Озорные бабочки»

Месяц

тема

Задачи

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

УКРАИНА

«Наши соседи» -путешествие по странам ближнего зарубежья, «Проездом через Украину»

-Познакомить с государством ближнего зарубежья –Украиной, народом  – украинцами, дать представление о стране, традициях и обычаях украинского народа, развивать представление о том, как много народов существует в мире , воспитывать уважительное отношение к людям других народов

Путешествие – занятие по познавательному развитию;

Презентация мультфильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» по мотивам повести

Н. В. Гоголя

Помощь родителей в создании атрибутов для игр, создание украинского венка, костюмов для театрализации сказок

БЕЛАРУСЬ

Наши «соседи»- путешествие по странам ближнего зарубежья, «Здравствуй, Белоруссия

-Познакомить с государством ближнего зарубежья – Белоруссией,  народом  – белорусами, дать представление о стране, традициях и обычаях белорусского народа, развивать представление о том, как много народов существует в мире , воспитывать уважительное отношение к людям других народов

Познавательная беседа,

просмотр слайдов, фотографий, иллюстраций.

Подготовка и презентация национальных блюд своей семьи, совместные посиделки

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

Наши «соседи»- путешествие по странам ближнего зарубежья, «Прибалтика»

-Дать понятие о Прибалтике, познакомить с новой страной – Латвией, дать представление о стране, традициях и обычаях, развивать представление о том, как много народов существует в мире , воспитывать уважительное отношение к людям других народов

Путешествие – занятие по познавательному развитию, просмотр-презентация фильма про дары Балтийского моря.

Участие в создании коллекции изделий и поделок с янтарем.

РОССИЯ

Знакомство с народами населяющих Калининград.

-Дать знания детям о флаге, гербе, гимне нашей страны, о том, что нашу страну населяют множество народов и народностей, национальностей. В стране много красивых городов, мастеров – умельцев.

-Развивать. Воспитывать толерантное отношение к разным народам, населяющий КАЛИНИНГРАД.

Путешествие-занятие по познавательному развитию,

Информация: «Что должен знать дошкольник о своей родине?»

Октябрь

УКРАИНА

Знакомство с национальной одеждой Украины.

-Показать красоту изделий,  в возросшей популярности вышиванок – национальной одежды украинцев.

Презентация о нарядах Украины

Изготовление салфеток с элементами украинской росписи.

БЕЛАРУСЬ

Знакомство с праздником -яблочный Спас (Яблычны Спас)

-По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы.

-Празднование        освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями

-Традиции        угощают яблоками близких и неимущих, пекут пироги с яблоками

Познавательная беседа

о традициях Белорусии.

Круглый стол.

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

Путешествие по Балтийскому морю: подвижные игры «Достань рыбку», «Кто больше поймает?»

-Знакомить с традициями прибалтийцев, продолжать закреплять навыки действовать по установленным правилам, развивать ловкость, глазомер, уверенность в своих силах

Подвижные игры народов Прибалтики.

Консультация для родителей о традициях Латвии.

РОССИЯ

Москва-сердце России.

-Рассказать о том, что Москва-главный город, столица нашей Родины.

-Закрепить полученные знания о своей стране, развивать любознательность, воспитывать любовь к Родине.

Познавательная беседа о России и красотах.

Информация в уголок для родителей.

Ноябрь

УКРАИНА

Знакомство с народным праздником

Иван Купала

-Познакомить с национальным праздником украинского народа-Ивана купала

-В этот день смельчаки прыгают через костер, а в полночь ищут цветок папоротника, чтобы получить способность видеть будущее и обрести несметные богатства.

Совместно – самостоятельная деятельность: чтение художественной литературы.

Рассказ бабушки о своём народе.

БЕЛАРУСЬ

Знакомство с национальным костюмом

-Изучить орнамент и узоры белорусского народа

- Закрепить знания детей об особенностях национальных узоров, находить в них сходство и отличия, развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к прекрасному.

Рисование –элементы узора и орнамента на сарафане.

Выставка народного творчества

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

«Праздник урожая»

-Дать детям представления о традиции проведения осенний ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба; по выращиванию урожая.

 -Учить детей обобщать растения по их произрастанию (овощи растут в огороде, фрукты-в саду, зерновые культуры-в поле).

Коллективная аппликация:

«Фрукты на подносе»

Поделки из овощей своими руками.

РОССИЯ

«Мама- первое слово!

-Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах.

-Расширять представления о своей семье, формировать представления о семейных традициях, родственных отношениях

Концерт

посвященный Дню матери.

Консультация для родителей «Семейные традиции»

Выставка работ «Золотые руки моей мамы»

Декабрь

УКРАИНА

Пришла Коляда –открывай ворота

-Расширить представления об украинских народных праздниках, воспитывать интерес к истории и традициям  народа.

Театрализованное представление для педагогов и детей.

Чаепитие.

БЕЛАРУСЬ

Знакомство с праздником белорусского народа-Коляды (Каляды)

-Познакомить с национальным гаданием на празднике.

Беседа по картинкам. Видео фильм.

Консультация в родительский уголок

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

В гостях у сказки : «Как голубь вил себе гнездо?»

Учить детей сравнивать сказки разных народов, находить отличия и сходство, развивать интерес к сказкам разных народов, формировать эмоциональное отношение к прочитанным эпизодам.

Чтение сказки с последующим обсуждением

Рисунки сказочных персонажей.

РОССИЯ

Колесо истории

Традиции русского народа

-Расширить представления о русских народных праздниках, воспитывать интерес к истории и традициям своего народа.

-Дать детям знания о русском быте, приобщать детей к истокам русской народной культуры; способствовать познанию истории своего народа, его быта, обычаев;

-закрепить знание пословиц, поговорок, загадок, закличек, стихов; развивать координацию слова и движения; воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству

Театрализованное представление для педагогов и детей

Занятие-экскурсия в мини-музее «Русская изба»

Подбор и разучивание колядок с детьми

Январь

УКРАИНА

В гостях у сказки: «Колосок», «Соломенный бычок»

Учить детей сравнивать сказки разных народов, находить отличия и сходство, развивать умение договариваться с партнерами, кто кем будет в игре, воспитывать уважительное отношение к своим к партнерам по игре.

Театрализованная игра по сюжету украинских  сказок.

Собрать сведения о животном мире, сделать фото  альбомы

БЕЛОРУСИЯ

«Печь матушка».

Познакомить с белорусской печкой, назначением отдельных её частей (подпечь, лежанка, задвижка, приступка, труба, заслонка, под, устье).

Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, загадкам; эмоциональному их восприятию, желанию их отгадывать (по описанию, отдельным обрывком, сказочным героям).

 Презентация о печке.

Консультация для родителей в уголок о назначении печи.

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

«Золотое веретено».

-Знакомить детей с женским народным ремеслом: прядением и орудиями труда (прялка, веретено); учить работать в парах.

-асширять словарный запас новыми словами.

-Развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

Презентация о прялке и веретине.

Консультация для родителей.

РОССИЯ

«Волшебный сундучок Деда Мороза».

-Вызвать интерес к русской народной сказке «Морозко», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением.

-Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний.

.Чтение сказки «МОРОЗКО»

Выставка книг:

Русские сказки про зиму.

Февраль

УКРАИНА

Знакомство с инструментами.

-Познакомить детей с инструментальным народным фольклором: бубен, скрипка и сопилка.

-Формировать правильное отношение к

-Народному инструментарию - струнные, и духовые, и ударные инструменты-литавры.

Рассматривание альбома с фотографиями об инструментах

Рисунки инструментов украинского народа.

БЕЛОРУСИЯ

«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои».

-Расширять представления детей о жизни белорусского народа в старину.

-Вызвать интерес к старинной обуви и современным белорусским  сувенирам – лаптям, народному творчеству о них.

- Познакомить детей со сказкой «Чудесные лопаточки».

Разукрасит раскраски.

Изготовление из бросового материала лапти.

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

«Сказки  народа Латвии».

-Развивать у детей интерес к сказкам о животных. Вызвать желание слушать сказку «Лисичка – сестричка и серый волк».

-Учить передавать своё отношение к содержанию сказок другого народа, поступкам сказочных героев.

Игра –путешествие по сказкам.

Изготовление книжки-малышки о животных.

РОССИЯ

«Солдатушки, бравы ребятушки»

Дать детям понятия о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского.

Воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества.

Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, доблести защитников Отечества.

-Познакомить с праздником -23 февраля.

Аппликация:

«Виды военной техники»

Обновляем атрибутикой сюжетно-ролевые игры.

Март

УКРАИНА

Знакомство с праздником МАСЛЕННИЦА на Украине.

-В Украине, наряду с блинами, особой популярностью пользуются вареники с творогом.

Иллюстрации с блинами и варениками.

Беседа о празднование.

Посиделки за круглым столом с родителями с блинами и чаем.

БЕЛОРУСИЯ

«Что за чай без самовар»

-Познакомить детей с самоваром.

Обычаем белорусского народа угощать чаем гостей из самовара, сладостями.

Рассматривания иллюстраций.

Выставка рисунков

«САМОВАР»

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

«Весна, весна, поди сюда»

-Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

-Воспитывать уважение и интерес к

традициям латвийского народа; прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, попевки, потешки).

Рассматривания фотоальбома «народные обряды Латвии»

Консультация для родителей в уголок.

РОССИЯ

«Едет Масленица дорогая»

-Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом Масленицы; обрядовой едой – блинами; обрядовыми песнями, играми.

-Вызвать желание участвовать в его проведении.

Посиделки с мамами, бабушками  за круглым столом.

Презентация своих национальных блюд.

Апрель

УКРАИНА

«Народная игрушка – кукла - самоделка».

-Познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления этой куклы.

- Расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

.Изготовление куклы-самоделки.

Конкурс на лучшее изготовление своими руками куклы-самоделки.

БЕЛОРУСИЯ

«Шутки шутить – людей смешить»

-Познакомить детей с потешным фольклором. -Учить детей составлять потешный рассказ.

 -Загадывание детьми загадок о весенних явлениях.

Познавательная беседа

Сюжетно-ролевая игра

Изготовление открыток с загадками.

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит».

-Расширять представления детей о весенних полевых работах в Латвии.

 -Самостоятельный посев детьми семян.

Чтение сказки с последующим обсуждением.

Высадка цветов на клумбы и полив.

РОССИЯ

«Красная горка».

-Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями, с традициями народных гуляний на Пасхальной недели.

-Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.

Творческая игра о пасхе.

Выставка «Пасхальное яйцо»

Май

УКРАИНА

«Земля - наш дом». Кто в какой стране живет?

-Расширять представления об окружающем мире и разных странах, развивать коммуникативные навыки, воспитывать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей.

Познавательная беседа.

Работа с энциклопедией, картой мира, глобусом, просмотр фотографий, иллюстраций.

Консультация: «Воспитывайте в детях толерантную личность»

БЕЛОРУСИЯ

Знакомство с народным праздником

Иван Купала (Купалле)

- Познакомить с происхождением-посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня

- традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы.

Коллективный рисунок.  

Выставка рисунков «Иванов день»

ПРИБАЛТИКА

ЛАТВИЯ

Музеи  Латвии

-Познакомить детей с богатым содержанием музея, развивать внимание, память, воспитывать бережное отношение к экспонатам музея

Экскурсия в исторический музей

Консультация в виде папки-передвижки.

РОССИЯ

«Крепче за руки возьмемся» - развлечение

-Расширять представления детей о равноправии людей разных национальностей. --Способствовать выразительности речи детей, актуализировать и обогащать словарь.

-Развивать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

-Воспитывать в детях толерантные взаимоотношения: сплочённость, сотрудничество, понимание, уважение друг к другу.

Развлечение с играми , танцами и песнями разных народов

Изготовление костюмов для праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа

В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников 
с традициями и обычаями русского народа

Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...

«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»

laquo;Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»...