Воспитательная практика по формированию основ духовно-нравственного развития «По дорогам старины»
методическая разработка

Воспитательная практика по формированию социокультурных ценностей «По дорогам старины» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Благодаря развитию единого образовательного пространства в методической разработке появляется прочная основа долговременного взаимодействия участников образовательных отношений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 14»

Окружной конкурс на звание лучшего педагога в 2022 году

Номинация «Лучший педагог (воспитатель) дошкольной образовательной организации.

Методическая разработка по формированию основ духовно-нравственного развития

«По дорогам старины»

Возраст детей:4-5, 5-6 лет

Срок реализации:  2 года  

        Разработчик: Сабирова Е.В., воспитатель

г.Урай, 2022г.

E-mail:ds14@edu.uray.ru

тел./факс:  (34676) 2-13-83

-

Содержание

Стр.

Введение

3

Актуальность

3

Пояснительная записка

3

Значимость методической разработки

4

Новизна разработки

5

Инновационность

5

Цель, задачи

5

Формы работы

6

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

6

Планируемые результаты от реализации

7

Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

8

Ресурсы

8

Этапы реализации

8

Региональный компонент

8

Описание содержания методической разработки

9

Содержание направлений работы

10

Формирование развивающей предметно-пространственной  среды

10

Активное занятие

12

Социальное взаимодействие

16

Выявленные  проблемы при реализации. Пути решения

19

Социальные эффекты реализации

19

Перспективы методической разработки

20

Заключение

20

Список литературы

22


В вашей семье и под вашим руководством растет

 будущий гражданин. Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль должно

приходить к детям".

 А.С.Макаренко

Введение

Особо значимо в процессе формирования духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста представляется накопление знаний о культуре народов России, духовных ценностей, традиций и именно поэтому возникает необходимость организации нравственного воспитания в детском саду.

Методическая разработка по воспитанию социокультурных ценностей «По дорогам старины» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Благодаря развитию единого образовательного пространства в методической разработке появляется прочная основа долговременного взаимодействия участников образовательных отношений.

Проект «По дорогам старины» имеет следующие методологические особенности:

- дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным;

- духовно-нравственные ценности развиваются не только у ребенка, но и у воспитателя. Ребенок и воспитатель находятся в совместном процессе духовного созидания. В каждом занятии, применяя активные формы обучения педагог духовно обновляется;

-  методическая разработка интегрирует образовательные области в единое образовательное пространство;

-  методическая разработка предполагает  взаимодействие образовательного учреждения и семьи. В совместном воспитательном процессе на основе активных форм обучения  развивается как ребенок, так и его родители. Таким образом, устраняется разрыв между детским садом и семьей в вопросах воспитания;

- методическая разработка  развивает воспитанников как субъектов активного обучения. Коллективное взаимодействие,  сплоченность, радость от совместных результатов являются закономерным результатом групповой деятельности;

- при внедрении методической разработки используется  принципиально новый инструментарий образования  и мониторинга детей на основе программы «Социокультурные истоки».

 

Пояснительная записка

 Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в содержании программ, реализуемых в  дошкольных  образовательных учреждениях (ДОУ), выделяет несколько направлений, и важное место отводит духовно-нравственному развитию личности, которое включает в себя задачи воспитания гармонично развитой личности.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.  

В.В. Путин на заседании итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» в своем выступлении подчеркнул: «Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции».

  Духовно-нравственная составляющая в воспитании подрастающего поколения нашла отражение в ряде нормативных документов Российской Федерации в области образования: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (2012), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2014), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015), Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др.

 В 2017 году на основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1137 от 18.07. 2017 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в целях исполнения протокольного решения регионального координационного совета по развитию духовно-нравственного образования и воспитания от 18 марта 2017 года был утвержден план мероприятий по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях округа, в том числе в дошкольных образовательных организациях.  

        Вышеизложенные положения явились основой в работе над методической разработкой «По дорогам старины». Данный проект направлен на создание системы работы, развивающей образовательной среды в детском саду, способствующей формированию нравственных ценностей, художественно-эстетическому развитию с активным участием родителей ребёнка.

Значимость методической разработки

На основе анализа национальностей контингента воспитанников, посещающих наше образовательное учреждение, результаты которого представлены в Таблице 1 «Национальный состав воспитанников МБДОУ «Детский сад №14», мы определили направления работы по ознакомлению и укреплению дружеских отношений между участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги) разных национальностей,  через  изучение этнических особенностей этих народов, что придает особый колорит и значимость методической разработки. В проекте отражены ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно – нравственного воспитания и становления дошкольников. Путь духовного становления – это сугубо личностный путь каждого человека.

 Таблица 1

«Национальный состав воспитанников МБДОУ «Детский сад №14»

Инновационность методической разработки

 Создание на базе дошкольной организации интерактивных музеев:

- познавательно-игровая зона «Русская изба», расположенная в групповых комнатах;  

- мини-музей народов России, размещенный   на всей  территории  ДОУ с целью погружения участников проекта в атмосферу культуры разных народов России.

Новизна методической разработки

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Новизной  является применение комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников через приобщение к культуре народов России и его культурному наследию, с использованием активных форм обучения («Ресурсный круг со вкусом сказки»), в создании условий для пополнения знаний родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания детей, повышения духовной культуры родителей (родительский  онлайн клуб с использованием платформы «Мобильное электронное образование»).

Цель

Приобщение детей дошкольного возраста к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям народов России на основе реализации программы «Социокультурные истоки».

Задачи:

  1. Изменить условия для формирования позитивных социокультурных ценностей у участников образовательных отношений через создание интерактивных музеев:

- познавательно-игровая зона «Русская изба», расположенная в групповых комнатах;  

- мини-музей народов России, расположенный   на всей  территории  ДОУ.

  1. Разработать и внедрить активные формы  занятия  на основе  инструментария программы «Социокультурные истоки».  
  2. Создать единый социокультурный контекст воспитания и общения в группе и семье через использование платформы «Мобильное электронное образование».
  3. Активизировать социальное партнёрство с культурно-образовательными учреждениями города, для формирования основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

                Формы работы

         Основной формой работы являются активные занятия, так как они легли в основу социокультурного системно-деятельностного подхода, а также совместная деятельность при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:

- «Познавательное развитие» (природа, растительный и животный мир, культура и быт);

- «Речевое развитие» (фольклор, сочинение и рассказывание сказок);

- «Художественно - эстетическое развитие» (музыкальное народное творчество, театрализация, продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества);

- «Социально-коммуникативное развитие» (продуктивная деятельность на основе народных ремесел, хороводные и сюжетно-ролевые игры);

- «Физическое развитие» (народные игры);

Индивидуальная работа с детьми проводится для того, чтобы:

- оценить познавательный интерес к традициям своей семьи и моральным устоям, умение устанавливать дружеские отношения, знание уклада жизни Родины;

- спланировать работу, направленную на духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется отношение к деятельности, степень включенности в исследовательский поиск, любознательность, инициативность, самостоятельность.

        Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

 - принцип диалогового общения позволяет участникам активного занятия договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы;

- принцип творческой позиции всех участников активного занятия. В ходе занятия создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются;

- принцип открытости педагога к диалогу, общение на одном уровне, рассаживание детей по кругу, беседа с позиции «Мы», живой интерес к каждому мнению ребёнка, помощь в формулировании мысли, поддержка и общий позитивный настрой;

- принцип субъектной позиции детей в процессе познания, освоение учебного материала, предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации;  

- принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.

- принцип интегративности. Интеграция социокультурного, духовно-нравственного, познавательного, художественно-эстетического развития в целостный образовательный процесс.

Социокультурный системно-деятельностный  подход позволяет:

- объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;  

- обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру дошкольное учреждение, семью и ребенка; использовать принципиально новый инструментарий образования.

В основе социокультурного системного подхода лежит идея активного воспитания, ключом реализации которого являются активные формы обучения (ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микро-группе вместе с родителями). Данные виды активных форм легли в основу активных занятий.

        Планируемые результаты от реализации:

 Для детей:

        - ребенок проявляет интерес к малой родине, окружающему миру;

  - ребенок проявляет интерес к настоящему и прошлому в мире;

        - ребенок проявляет любознательность по отношению к истории;

        с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием окружающего мира;

                - ребенок интересуется природным и животным миром и полезными ископаемыми Сибири;

        - ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;

        - отражает свои впечатления о малой родине: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.;

 - с удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, выставках;

 - самостоятельно может рассказать об экспонатах, находящихся в мини-музее народов России, познавательно игровой   зоне «Русская изба».

Для педагогов:

- созданы на базе дошкольной образовательной  организации интерактивные музеи  способствующие  формированию позитивных социокультурных ценностей у участников образовательных отношений:  познавательно-игровая зона «Русская изба», расположенная в групповых комнатах, мини-музей народов России, расположенный   на всей  территории  ДОУ;

- педагогами системно  используются активные формы занятия («Ресурсный круг со вкусом сказки», родительский онлайн-клуб на платформе МЭО, активные занятия);

-  создан единый социокультурный контекст воспитания и общения в группе и семье через использование платформы «Мобильное электронное образование».

Для родительской общественности: повышение уровня родительской компетентности в формировании духовно-нравственной культуры воспитанников.

Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста осуществляется по программе «Социокультурные истоки» авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин с периодичностью 2 раза в год (входящая диагностика - сентябрь, итоговая – май (Приложение 4).

Региональный компонент

Региональный компонент прослеживается в содержании мини-музея «Народы России» расположенного  на всей территории ДОУ, где рассматриваются особенности национального колорита, традиций, быта народов ханты и манси.

Ресурсы:

- информационные: учебные пособия; дидактический материал, мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы; доступ к сети Интернет, платформа «Мобильное электронное образование»  (для организации дистанционного взаимодействия с участниками Проекта);

-  кадровые: педагоги, специалисты ДОУ;

- материально-технические: мультимедийное оборудование, материалы, инструмент.

        Этапы реализации проекта:

I этап, подготовительный (июнь - август 2021г.)

Изучение и обобщение передового педагогического опыта взаимодействия культурно просветительских организаций и образовательных учреждений в создании условий для функционирования проекта.

Задачи этапа:

1. Создать инициативную группу для разработки Проекта.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу поликультурного, патриотического воспитания дошкольников, опыт реализации духовно-нравственного развития воспитанников в ХМАО-Югре; диагностическое сопровождение духовно-нравственного развития личности воспитанников.

3. Провести анализ и обобщение практики взаимодействия учреждений культуры, осуществляющих сохранение и развитие социокультурных традиций народов России и образовательных учреждений.

4. Определить участников Проекта.

5. Разработать систему взаимодействия специалистов, педагогов, родителей воспитанников, культурно-просветительских учреждений города, реализующих духовно-нравственное воспитание, для обеспечения целостного педагогического процесса.

6. Разработать основные этапы реализации Проекта.

7. Составить перспективный план работы по участию в массовых культурно-просветительских мероприятиях социокультурной направленности.

8. Разработать активные занятия, сценарии совместных мероприятий.

9. Организовать родительский клуб выходного дня.

10. Подготовить дидактический, демонстрационный и развивающий материал. Сформировать банк презентаций, видеофильмов для сопровождения активных занятий.

11. Создать интерактивные музеи:

- познавательно-игровая зона «Русская изба», расположенная в групповых комнатах;  

- мини-музей народов России, расположенный   на всей  территории  ДОУ.

 12. Разработать Проект.

Сотрудничество с родителями на подготовительном этапе:

- анкетирование родителей;

- привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды, изготовлению атрибутов к запланированным мероприятиям с детьми.

Ожидаемые результаты I этапа (подготовительного): разработка социально-культурного проекта духовно-нравственной направленности «По дорогам старины».

II этап (практический) (сентябрь 2021г. - апрель 2022г.)

Осуществление комплекса мер по приобщению детей дошкольного возраста к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям народов России на основе реализации программы «Социокультурные истоки».

 Задачи этапа:

1. Реализовать содержательный, организационный аспекты Проекта, включающие в себя запланированные мероприятия.

2. Организовать взаимодействие всех участников Проекта в рамках его реализации.

3. Изучить степень удовлетворённости субъектов образовательного процесса.

Ожидаемые результаты II этапа:

  1. Оптимальное функционирование системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и культурнопросветительских учреждений.
  2. Реализация запланированных мероприятий, выполнение поставленных задач практического этапа.
  3. Позитивная динамика духовно-нравственного развития личности воспитанника.

III этап (обобщающий) (май – июнь 2022г)

Переход проекта в режим функционирования системы воспитательной работы. Анализ итогов реализации проекта. Выявление и коррекция затруднений педагогов в реализации мероприятий на разных этапах проекта, обобщение и презентация результатов деятельности.

Задачи этапа:

1. Проведение итогового мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки», обработка данных, описание результатов деятельности.

2. Соотнесение результатов с целью Проекта.

3. Выявление степени удовлетворённости всех участников содержанием, организацией и результатами Проекта.

4. Выявление недостатков, проблем, трудностей в реализации Проекта.

5. Подготовка аналитического отчёта по результатам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки», а также материалов для публикаций, методических рекомендаций.

Описание содержания Проекта

        Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств.

Социокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание социокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Образное восприятие дошкольника служит источником информационного и духовного обогащения картины мира в его сознании, поэтому основными тенденциями разработки проекта являются: введение нового содержания образования, раскрытия новых возможностей личности ребёнка на ранних ступенях развития, создание новых моделей педагогического сопровождения процесса развития личности ребёнка, разработка педагогических условий к построению развивающей пространственно – предметной среды, обеспечивающей формирование социокультурной компетентности детей.

Личностно ориентированная направленность предполагает освоение окружающего мира как взаимосвязанного, целостного мира природы и внутреннего мира человека. Успех формирования социокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних воспитанников к ценностям культуры народов России, стимулирования их познавательно – исследовательской деятельности является внедрение в образовательный процесс активных занятий, где средством интеграции  выступают все участники образовательного процесса, а также  учреждения культуры.

Объединение усилий всех заинтересованных сторон в повышении качества социокультурного образования воспитанников группы «Колокольчик» позволило определить продуктивное взаимодействие:

- педагоги дошкольного учреждения;

- «Музей истории города Урай»;

- родители воспитанников группы «Колокольчик».

Именно такое объединение позволит последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой ребёнка, управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с всё более возрастающим потоком информации.

Содержание направлений работы.

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:

        - формирование развивающей предметно – пространственной  среды;

        - активные занятия;

        - социальное взаимодействие.

        Формирование развивающей предметно-пространственной  среды

Развивающая среда должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Для  эффективной реализации Проекта мы создали   развивающую предметно-пространственную среду, которая помогает успешно решать задачи обучения, воспитания и развития, создает  условия для целостного развития, как ребенка, так и его родителей и педагога на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.

Познавательно-игровая зона для детей «Русская избаC:\Users\Елена\Desktop\фото работа\фото группа\20211213_165706.jpg

         В группе создана и  постоянно совершенствуется познавательно-игровая зона «Русская изба», где дети в процессе игры получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: атрибуты и предметы старины, как для использования в игре повседневно, так и экспонатов, для ознакомления с культурой и бытом русского народа.  Дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами.

В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме. Собраны атрибуты, изготовленные своими, руками для организации тематических сюжетно-ролевых игр. Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, фотографии).C:\Users\Елена\Desktop\проект на конкурс  по социокультурным\фото по социокультурным\20210507_113411.jpg

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством используются дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку».  

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Используется это и в режимных моментах при формировании культурно-гигиенических навыков (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании). В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей предметно-пространственной среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог.

        Мини-музей народов России

 В образовательном пространстве нашего дошкольного учреждения, создан такой функциональный центр, как  мини-музей народов России, локации которого расположены по всей территории детского сада, постоянно действующие сменяемые экспозиции размещены по всей территории  дошкольного учреждения. За время работы музея участникам образовательных отношений была представлена культура народов Севера, русского и татарского народов, так как воспитанники этих национальностей больше всего представлены в нашем образовательном учреждении.  В дальнейшем мы планируем собрать и представить экспозиции культуры народов Башкирии, Азербайджана, Дагестана, Украины. Общая атмосфера становиться для ребёнка той адаптивной средой, нравственный настрой которой обусловит его ценностные ориентиры в жизни.

C:\Users\Елена\Desktop\проект на конкурс  по социокультурным\фото по социокультурным\IMG-20210507-WA0015.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\проект на конкурс  по социокультурным\фото по социокультурным\IMG-20210507-WA0013.jpg

C:\Users\Usre\AppData\Local\Temp\Temp1_iCloud Photos.zip\iCloud Photos\IMG_6565.JPG C:\Users\Usre\AppData\Local\Temp\Temp1_iCloud Photos.zip\iCloud Photos\IMG_6567.JPG

    Активное занятие

        Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для личностно-ориентированного общения: дети на занятиях учатся работать в парах, в группе, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребёнок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой образовательного процесса, в нем участвует вся группа воспитанников.

На основе разработанной методологии социокультурного системно деятельностного подхода в этом проекте реализуется целостная система активных форм развития и воспитания дошкольников, а также методика их проведения. Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии детей дошкольного возраста.

        Система проведения активных занятий последовательно развивает пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.

        Формы: совместная деятельность взрослого и детей (обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые), сюжетно-дидактические, подвижные, хороводные, настольно-печатные, речевые игры; игровое инсценированные, драматизация, продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру, социально-педагогические проекты, праздники, оформление выставок детского творчества.; работа в паре; работа в микро группе; ресурсный круг.

         Особая форма активного занятия  - это ресурсный круг «Утренний и вечерний круг со вкусом сказки» (авторская разработка):

        -  соединяет в себе различные виды детской деятельности (игровую, познавательную, двигательную, коммуникативную);

        - разработан в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;

        - поддерживает  инициативу, активность у детей в разных видах деятельности на протяжении всего дня;

         - способствует  сотрудничеству и взаимодействию детей и взрослых в процессе деятельности.  

Цель: создание условий для межличностного и познавательного общения детей и взрослых, проявления детской инициативы и самостоятельности, формирования у воспитанников социокультурного и духовно - нравственного опыта, семейных ценностей и традиций на основе приобщения к   сказкам. C:\Users\Елена\Desktop\фото работа\фото группа\20211213_153330.jpg

Утренний круг - очень живая подвижная часть нашей жизни; это и встреча и  настрой на целый день,  и немножко занятие, объединение и общение.

В нашем сказочном кругу привычны: приветствие, двигательная часть, общение. Все виды деятельности, окрашены социокультурными оттенками. Например, «Приветствие по-сказочному», доска настроения - «Мое настроение похоже на…».

Хороводные и подвижные игры: «Сидит Яша», «Гуси - лебеди», «Ручеек», «Богатыри». 

Самая главная изюминка на утреннем круге - это выбор Сказочника.    Как правило, быть Сказочником – у нас почетно, и все дети этого очень хотят и ждут. Сказочником становится тот из трех претендентов, за кого проголосовало большинство детей, в чьей сказке присутствует некая новизна, оригинальность, изюминка, необычность образа или яркость передачи впечатления.

Все сочинения заносятся в «Книгу сказок». Сказочник может повторятся, а может и меняться, ведь все зависит от выбора детей.

Сказочник это правая рука воспитателя на определенный день: он выбирает себе помощника в группе, контролирует порядок в группе; задает ритм дня – звонит в колокольчик и сообщает, например, о прогулке. Дает установку на прогулку, любым способом, который он придумал. Например, космонавты  одевают скафандры и выходят в открытый космос! Именно звон колокольчика хорошо подходит для детей старшего дошкольного  возраста, так как приучает воспринимать школьный звонок. Сказочник имеет право решающего голоса.

Вечерний круг

Вечером же каждый день мы проигрываем ту сказку, которую придумал именно Сказочник: яркую, интересную, оригинальную. Сказочник выбирает героев сам, кого он видит в определенной роли. Роли в сказке, занимают как одушевленные, так и неодушевленные предметы. Допустим, Саша может быть солнцем: ярким, веселым, а Миша беспорядком - который все роняет и ломает. Когда все решено, и герои воплотились в персонажей сказки, Сказочник предлагает начать сказку. Вот и начинается представление: музыка, слова, герои, и все делают всё, что описано в сказке. Прыгают, или лежат, могут бегать или мяукать. После, сказку можно проиграть еще раз и поменять местами героев. Если того пожелают дети!

На вечернем круге мы обсуждаем, как нам удалось обыграть сказку, как сказочник выполнял свои обязанности весь день. Затем наш сказочник выбирает следующих трех претендентов на эту роль.

Вечером дома избранные дети сочиняют сказку, рисуют по ней рисунок.

 Ребенок выступает субъектом в реализации программы «Социокультурные истоки». Для семей нашей группы это тоже стало традицией, здесь родители принимают непосредственное участие и записывают сказки с ребенком дома, а может быть, и участвуют в их создании.

C:\Users\Елена\Desktop\фото работа\фото группа\20211214_090223.jpgE:\фотографии 2021\1\20210914_155943.jpg

Работа в паре

 Подготовительный этап: (присоединение, разговор-беседа по теме) Подготовительный этап работы в паре проводится с той же целью, что и в ресурсном круге и алгоритм его проведения остаётся прежним. 

Основной: индивидуальная работа (воспитателем дается объяснение задания, и дети самостоятельно его выполняют). Далее следует работа в паре.
Работа в паре ( педагог предлагает выполнение задания парой, где необходимо привести к тому чтобы дети общались, не мешая друг другу, поочередно высказывали свое мнение, могли договориться кто будет выступать с ответом). Активность на основном этапе передается детям. Роль воспитателя направляющая, поддерживающая, корректирующая. Работа в паре начинается со средней группы, когда дети ещё малы, у них ещё нет опыта взаимодействия со сверстником в выполнении одного общего дела. И этот вид деятельности поначалу оказывается для детей не только новым, но, довольно таки и сложным. Поэтому рекомендуется на этапе освоения детьми работы в паре брать нечётное количество детей, с тем, чтобы педагог мог занять в работе партнёрскую позицию с одним из воспитанников. Педагог предлагает ребёнку себя в качестве партнёра, тихонько на равных общается с ребёнком, показывая своим примером, как можно организовать разговор-обсуждение по выполнению задания, как следует договариваться о делегировании права высказаться по поводу принятого решения другому. Обсуждение в группе (озвучиваются результаты совместной работы одним из участников). C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20211127-WA0011.jpg

Поскольку современные дети долго остаются эгоцентристами, они с нежеланием уступают друг другу право высказать решение пары. Поэтому педагог в первую очередь предлагает представить решение именно тем детям, которые сумели договориться в паре, радуется за них, показывая, тем самым положительный пример другим детям.

Заключительный этап. Рефлексия: на заключительном этапе образовательной деятельности  воспитатель и дети анализируют и оценивают результаты работы, осваивая методику анализа и самоанализа деятельности. На этапе рефлексии дети учатся обосновывать собственное поведение, осознавать и проговаривать собственные чувства, потребности и мысли, видеть себя глазами других людей.

Работа в микро группах (четверках): Со старшей группы воспитанники начинают осваивать работу в микро группах (четверках). Этапы работы активной формы обучения в микро группах проводятся аналогично работе в парах. Основной этап это общение в микро группах (четверках). Активная форма образовательной деятельности способствует приобретению детьми очень важных качеств: чувство собственной ценности (педагогу важно мнение каждого ребёнка и при подведении итогов совместной работы он обобщает высказывания всех детей, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте); чувство защищённости, уверенности в поддержке (в активных занятиях отсутствует отрицательная оценка высказываний детей, поэтому дети уверенны в том, что они будут поддержаны и поняты воспитателем, а их мнение – принято); доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам); позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий; способность к сопереживанию; способность к совершенствованию; опыт в различных эмоциональных состояниях; моральная установка на отзывчивость; способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.

Фотовыставка  активных занятий, направленных на формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у дошкольников

Социальное взаимодействие

          Важным ключевым моментом реализации проекта  «По дорогам старины» является работа с родителями и социальными институтами.

Взаимодействие с родителями

Решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, поэтому недостаточно формировать систему ценностей только в детском саду. В нашем ДОУ целенаправленная работа осуществляется по следующим направлениям:

  - организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах продумана система заданий способствующих организации и развитию общения между детьми и родителями. Например, родители совместно с детьми оформляют страницы Альбома «Мои истоки»;

-  вовлечение семей в образовательную деятельность;

- консультации для родителей «Сохраним то, что дорого и свято», «Приобщение уважительных чувств по отношению к взрослым», «Этикет и мы», «Семейные обычаи на Руси»;

- совместная  работа по изготовлению атрибутов и экспонатов для познавательно игровой зоны «Русская изба», мини музей народов России;

- проведение мастер – классов для родителей и детей «Доброе сердце для друга»;

- привлечение родителей в сборе информации для «Лепбука»;

- участие родителей в проектной деятельности «Клуб выходного дня» и выставке работ, которые были сделаны в этом клубе;

- совместное с детьми сочинение сказок, оформление рисунков к сказкам.

Для взаимодействия с родителями  нами была использована платформа МЭО  (Мобильное Электронное Образование), что позволило проводить   работу с родителями в режиме онлайн.

«Клуб выходного дня» наиболее активная и интересная форма взаимодействия с родителями. Встречи проходят 2 раза в месяц по выходным в назначенное время. На этих встречах мы проводим:

-мастер-классы, как для детей, так и для родителей;

- беседы по тематике;

- семейные мастерские (с последующей выставкой в группе).

Фотовыставка мероприятий, проведенных в «Клубе выходного дня» на платформе «Мобильного электронного образования»

C:\Users\Елена\Desktop\фото работа\фото группа\20211128_182417.jpgC:\Users\Елена\Desktop\фото работа\фото группа\IMG-20220206-WA0010.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\фото работа\фото группа\IMG-20220206-WA0009.jpgC:\Users\Елена\Desktop\фото работа\фото группа\IMG-20220206-WA0011.jpg

Взаимодействие с социальными  институтами

Возможности современного дошкольного образования позволяют продуктивно взаимодействовать в социокультурном пространстве с таким партнером в решении общих педагогических задач, как «Музей истории города Урай», как одного из компонентов в системе образовательных возможностей, с целью приобщения детей дошкольного возраста к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям народов России.

 В процессе социального взаимодействия расширится деятельность музея истории города Урай, имеющего огромный потенциал образовательных и воспитательных средств, как основного партнёра в решении общих педагогических задач по приобщению детей дошкольного возраста к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям, станет возможной последовательность преемственных звеньев диалога: музей – дошкольное учреждение.

Взаимодействие определяет задачи:

- согласовать цели и задачи воспитательного плана, плана работы с родителями воспитанников группы дошкольного возраста «Колокольчик» и «Музей истории города Урай» с учётом единой системы планирования;

- систематизировать содержание воспитания и образования в старшей группе с учетом ресурсов «Музей истории города Урай», совершенствовать формы, методы организации обучающей, воспитывающей, развивающей деятельности в комплексе. Обучение и воспитание будет носить системный и постоянный характер;

- интегрировать деятельность педагогов музея и воспитателей, специалистов образовательного учреждения, на основе их сотрудничества и целенаправленного взаимодействия для организации воспитательной работы.

Содержание и формы работы: 

- организация разработок музейных занятий с учётом возможностей музея  на основе совместного воспитательного плана;

- проведение данных занятий в условиях группового помещения с периодичностью 1 раз в месяц;

 - проведение соответствующих тематических выставок, экскурсий, досугов;

 - предоставление библиотечных фондов музеем, как для педагогов ДОУ, так и для родителей воспитанников;

 - консультирование сотрудниками музея педагогов ДОУ по вопросам историко-этнографического материала в содержание активных;

- консультирование сотрудниками музея родителей воспитанников по вопросам преемственности патриотического воспитания в семье;

 - совместная организация праздников, творческих акций для воспитанников и родителей;

-  временное предоставление экспонатов для мини музея народов России.

Средствами «Музей истории города Урай» будет прослеживаться приобщение дошкольников к уникальному, аутентичному материалу, раскрывающему особенности нашего Северного края, культурных традиций коренных народов Севера во всём многообразии его содержательных и формальных характеристик, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных основ личности. Так как восприятие информации является процессом непрерывного контакта с окружающим миром, суть активных занятий в формировании у ребёнка представлений о культурно-просветительских объектах, как о части окружающей его образовательной среды.

В рамках реализации проекта совместно с музеем истории города разработан план  образовательно-просветительской работы (Приложение 1). 

Фотовыставка  мероприятий, направленных на просветительскую работу по программе «Мой город».

C:\Users\дом\Desktop\РАБОТА  с Анастасией\Колокольчик 202122\конкурс социокультурные\музей\SSA50191 — копия.JPG C:\Users\дом\Desktop\РАБОТА  с Анастасией\Колокольчик 202122\конкурс социокультурные\музей\SSA50177.JPG

Выявленные  проблемы при реализации Проекта. Пути решения

Проблемы

Пути решения

Недостаточная заинтересованность  родителей к проблеме духовно-нравственного развития воспитанников

Проведение консультаций, мастер классов, клуба выходного дня, с целью привлечь внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Недостаточно экспонатов, предметов быта для создания интерактивных музеев

Взаимодействие с музеем истории города Урай. Совместное с родителями изготовление предметов быта народов России. Опрос родительской общественности о имеющихся экспонатах, предметов для реализации Проекта.

Социальные эффекты реализации Проекта

- рост конкурентной способности учреждения;

- удовлетворённость родителей качеством предоставляемых услуг;

- удовлетворённость педагогов условиями деятельности ДОУ;

- достижение оптимального уровня развития  интереса к истории, Родне, к семейным ценностям и традициям своей семьи.

Перспективы Проекта

Проект может быть востребован организациями ДОУ города, округа по совершенствованию образовательно–воспитательной работы приобщения детей дошкольного возраста к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям народов России на основе реализации программы «Социокультурные истоки». Проект адресован руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам, педагогам дополнительного образования, реализующих духовно-нравственное направление в воспитании дошкольников. Практические рекомендации могут найти широкое применение при проведении семинаров, научно – практических конференций.

Заключение
          В процессе реализации проекта «По дорогам старины», дети получили системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, дети учатся выбирать то, что является жизненно важным.

Осваивая данный проект, дети научились чувствовать и воспринимать ценности внутреннего мира человека; у них развились такие способности,  как: сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки. Ребята имеют представления о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств, о добрых делах, их значении в жизни. Рассказывают о своих друзьях, о своих добрых делах. Умеют вступать в деловое сотрудничество со взрослыми, взаимодействовать в процессе работы, обсуждать полученные результаты. Могут использовать в разных ситуациях общения речевой этикет (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, и др.). Управляют своим поведением и деятельностью (но всё ещё нуждается в организующей помощи взрослого); проявляют ценные качества общественного поведения. Дети с интересом воспринимают и проживают новую информацию нравственного характера; пользуются терминами, обозначающими эмоциональные состояния других людей; устанавливают дружеские отношения со сверстниками, умеют видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Дети имеют представления: о себе (имя, возраст, пол), о родственных отношениях в своей семье, её истории, семейных праздниках, о значении труда в обществе и жизни каждого человека. Проявляют в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом. Анализируют своё поведение и поступки героев литературных произведений; отличает хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни.

 С целью  транслирования положительного педагогического опыта работы и проекта «По дорогам старины» приняла участие в городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года города Урай – 2021.Награждена дипломом 3 степени.   Приняла участие в обучающем городском семинаре «Воспитание на социокультурном опыте в дошкольных образовательных организациях».

 

Список литературы:

  1. Князева О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  – СПб. : Акцидент, 1997.
  2. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  5. Веракса Н. Е., Комарова Т. С, Васильева М. А Программа  От рождения до школы.
  6. Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2001г.
  8.  Кузьмин И.А. Истоковедение. Тома 3-4. Издание 3-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017.
  9.  Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  10. Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017.
  11. Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 15. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  12. Кузьмин И.А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018
  13. Кузьмин И.А. Дневник формирования основ социокультурного развития ребенка – дошкольника. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017.
  14. Кузьмин И.А. Дружная семья. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2017.
  15. Кузьмин И.А. Дружная семья. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  16. Кузьмин И.А. В добрый путь. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  17. Кузьмин И.А. В добрый путь. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2017.
  18. Кузьмин И.А. Добрая забота. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  19. Кузьмин И.А. Добрая забота. Книга 3 для развития  детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  20. Кузьмин И.А. Благодарное слово. Книга 4 для развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  21. Кузьмин И.А. Благодарное слово. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  22. Кузьмин И.А. Радость послушания. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.
  23. Кузьмин И.А. Радость послушания. Развитие речи. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019.
  24. Кузьмин И.А. Светлая надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019.
  25. Кузьмин И.А. Светлая надежда. Развитие речи. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019.
  26. Кузьмин И.А. Добрые друзья. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2019.
  27. Суровяк Л.В.Программа  Школа этнической социализации Новосибирск, 2004.
  28. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия: С-Петербург, 2002.
  29. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
  30. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
  31. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.

Приложение

к проекту «По дорогам старины»

Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей в процессе реализации проекта  «По дороге старины»

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей при реализации программы «Социокультурные истоки».

Задачи:

  1. Определение уровня духовно-нравственного развития ребенка, на который можно опираться в общении с ним и его родителями.
  2. Выявление «точек роста» в духовно-нравственном развитии ребенка для выстраивания коррекционно-развивающей работы с ним.
  3. Определение направления дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса, уточнение содержания, форм и технологий духовно-нравственного образования детей в дошкольном учреждении и семье.

Мониторинг проведен по следующим аспектам:

1.Содержательный аспект (когнитивные показатели развития);

2.Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативных умений);

3.Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей);

4.Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации);

5.Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребёнка).

Входной мониторинг на  начало  реализации проекта (средняя возрастная группа).

Начало учебного года (сентябрь  2020): уровень ниже нормы представлен следующими аспектами: содержательный аспект – 60% (12 воспитанников), коммуникативный аспект – 65% (13 воспитанников), управленческий аспект – 60% (12 воспитанников), психологический аспект – 70% (14 воспитанников), социокультурный аспект – 55% (11 воспитанников).

Показатель нормы представлен: содержательный аспект – 40% (8 воспитанников), коммуникативный аспект – 35% (7 воспитанников), управленческий аспект – 40% (8 воспитанников), психологический аспект – 30% (6 воспитанников), социокультурный аспект – 45% (9 воспитанников).

Высокий уровень развития по аспектам не выявлен.

Результаты промежуточного мониторинга

конец  учебного года (май  2021):

Показатель ниже нормы развития выявлен в следующем соотношении: содержательный аспект – 30% (6 воспитанников), коммуникативный аспект – 40% (8 воспитанников), управленческий аспект – 40% (8 воспитанников), психологический аспект – 20% (4 воспитанника), социокультурный аспект – 20% (4 воспитанника).

Показатель нормы представлен: содержательный аспект – 35% (7 воспитанников), коммуникативный аспект – 25% (5 воспитанников), управленческий аспект – 20% (4 воспитанника), психологический аспект – 35% (7 воспитанников), социокультурный аспект – 10% (2 воспитанника).

Высокий уровень развития по аспектам: содержательный аспект – 35% (7 воспитанников), коммуникативный аспект – 35% (7 воспитанников),управленческий аспект – 40% (8 воспитанников), психологический аспект – 45% (9 воспитанников), социокультурный аспект – 70% (14 воспитанников).

Анализ полученных данных за 2020-2021 учебный год

по формированию основ духовно-нравственного развития детей в процессе реализации проекта «По дорогам старины» позволяет сделать следующие выводы:

1.Содержательный аспект качества образования: на конец года у воспитанников наблюдается устойчивая положительная динамика по данному аспекту, так в сравнении с результатом входного мониторинга показатель «ниже нормы уменьшился» на 30%, показатели «уровень выше нормы» увеличился на 35%, что может свидетельствует о том, что дети имеют представления о дружной семье и домашнем тепле, о ценности семьи в жизни человека. Рассказывает о том, что в дружной семье все стремятся как можно чаще быть вместе, все проявляют друг к другу внимание и заботу, каждый находит в ней радость и утешение.

2.Коммуникативный аспект качества образования: на конец года по сравнению с результатами входного мониторинга: показатель «выше нормы» увеличился на 35 %  (75%), показатель «ниже нормы» уменьшился на 25 %, что свидетельствует о том, что воспитанники умеют понятно и грамотно формулировать свою мысль, понятно высказываться без предварительной подготовки, вступать в общение (умение присоединяться), поддерживать общение, завершать общение, слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят).

3.Управленческий аспект качества образования: на конец года по сравнению с результатами входного мониторинга: показатель «выше нормы» увеличился на 40 % , показатель «ниже нормы» уменьшился на 20 %, что позволяет сделать вывод о том, что большинство детей умеют сотрудничать в группе со сверстниками, педагогом и родителями, соблюдают правила общения в ресурсном круге. Действуют по образцу и инструкции педагога в книгах для развития и альбомах для рисования. Воспитанники в достаточной степени проявляют настойчивость и самостоятельность в достижении цели.

4.Психологический аспект качества образования: на конец года по сравнению с результатами входного мониторинга: показатель «выше нормы» увеличился на 45 % , показатель «ниже нормы» уменьшился на 50 %, что позволяет сделать вывод о том, дети проявляют внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы. Проявляют чувства благодарности родным и близким людям, сверстникам, родной природе; умеют проявлять мотивацию совместно со сверстниками и взрослыми достигать значимых социокультурных результатов, развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия.

5.Социокультурный аспект качества образования: на конец года по сравнению с результатами входного мониторинга: показатель «выше нормы» увеличился на 70 % , показатель «ниже нормы» уменьшился на 35 %, что позволяет сделать вывод о том, что дети проявляют в жизни послушание, навыки доброжелательного и добродеятельного поведения: соучастие, сопереживание. В конкретных делах и поступках проявляют чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.

Итоговый мониторинг  (май 2022)

Показатель ниже нормы в мониторинге по формированию основ духовно-нравственного развития детей  на этапе завершения реализации проекта «По дорогам старины» не выявлен, что свидетельствует об эффективности реализации проекта.

Показатель нормы духовно-нравственного развития представлен в следующем соотношении: содержательный аспект – 40% (8 воспитанников), коммуникативный аспект – 20% (4 воспитанника), управленческий аспект – 40% (8 воспитанников), психологический аспект – 35% (7 воспитанников), социокультурный аспект – 30% (6 воспитанников).

Показатель уровень выше нормы духовно-нравственного развития представлен следующими аспектами качества образования: содержательный аспект – 60% (12 воспитанников), коммуникативный аспект – 80% (16 воспитанников), управленческий аспект – 60% (12 воспитанников), психологический аспект – 65% (13 воспитанников), социокультурный аспект – 70% (14 воспитанников).

Полученные количественные показатели, свидетельствуют о качественных изменениях по всем аспектам духовно-нравственного развития:

- дети  имеют представления о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств, о добрых делах, их значении в жизни. Рассказывают о своих друзьях, о своих добрых делах;

- воспитанники умеют вступать в деловое сотрудничество со взрослыми, взаимодействовать в процессе работы, обсуждать полученные результаты. Могут использовать в разных ситуациях общения речевой этикет (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, и др.);

- дети управляют своим поведением и деятельностью (но всё ещё нуждается в организующей помощи взрослого); проявляют ценные качества общественного поведения;

- дети с интересом воспринимают и проживают новую информацию нравственного характера; пользуются терминами, обозначающими эмоциональные состояния других людей; устанавливают дружеские отношения со сверстниками, умеют видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия;

- дети имеют представления: о себе (имя, возраст, пол), о родственных отношениях в своей семье, её истории, семейных праздниках, о значении труда в обществе и жизни каждого человека. Проявляют в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед семьёй, группой сверстников, обществом. Анализируют своё поведение и поступки героев литературных произведений; отличают хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни.

Анализ итоговых результатов мониторинга по формированию основ духовно-нравственного развития детей по итогам  реализации проекта  «По дороге старины»

Сравнительный анализ представлен в  таблице №2 «Итоговые результаты мониторинга по формированию основ духовно-нравственного развития детей по итогам  реализации проекта  «По дороге старины».

Таблица №2

№ п/п

Аспекты

Сентябрь

2020

Май

2021

Май

2022

В/Н

Н

Н/Н

В/Н

Н

Н/Н

В/Н

Н

Н/Н

% / количество детей

1

Содержательный

0/0

40/8

60/12

35/7

35/7

30/6

60/12

40/8

0/0

2

Коммуникативный

0/0

35/7

65/13

35/7

25/5

40/8

80/16

20/4

0/0

3

Управленческий

0/0

40/8

60/12

40/8

20/4

40/8

60/12

40/8

0/0

4

Психологический

0/0

30/6

70/14

45/9

35/7

20/4

65/13

35/7

0/0

5

Социокультурный

0/0

45/9

55/11

70/14

10/2

20/4

70/14

30/6

0/0

Анализируя полученные данные, представленные в таблице №1, можно сделать вывод, что переход от одного уровня результатов к другому был последовательным и постепенным. На этапе завершения реализации Проекта достигнуты результаты, обеспечивающие у воспитанников формирование основ целостно развитой личности, позитивно относящейся к жизни, людям и обществу, воспитание гражданина России, способного присваивать базовые национальные ценности, сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

С переходом от одного уровня результатов  к другим существенно возросли воспитательные эффекты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая таблица формирования основ духовно-нравственного развития детей группы «Зёрнышки». Мониторинг.

Итоговая таблица формирования основ духовно-нравственного развития детей группы «Зёрнышки». Мониторинг....

Аналитическая справка по итогам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет за 2017 - 2018 учебный год

Цель диагностики: Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 5-6 лет при реализации программы инновационной работы МБОУ «Излу...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Самообразование "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"

Формирование у детей духовно- нравстенной основы, просоединение ребенка и окружающих взрослых к базам духовным, нравстенным и социокультурным ценностям России....

Отчет по самообразованию "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"

Формирование у детей духовно- нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России...

Формирование основ духовно - нравственного развития дошкольников посредством православных праздников в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры — это православные праздники. Православные праздники — это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - ...