Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Времена года»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Прошина Светлана Викторовна

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой   «Времена года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od._oznakomlenie_s_okruzhayushchim._vremena_goda.docx694.22 КБ

Предварительный просмотр:

https://xn----8sbfklga1asckj6a.xn--p1ai/800/600/https/ds05.infourok.ru/uploads/ex/08b1/0004b018-213ba87e/img18.jpgКонспект занятия по ознакомлению с природой

 «Времена года»

Для детей старшего дошкольного возраста необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в привычной для данного возраста форме рассказать малышам об окружающем их мире, учит взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели.

Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к миру природы, любви к природе, стремления заботиться о ней и беречь ее.

Задачи

  • Формировать представления об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
  • Закреплять знания детей о характерных признаках времен года;
  • Закреплять знания о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях;
  • Формировать умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
  • Увеличивать познавательную активность.

Оборудование и материалы

Видеоролик «Четыре страницы природы», проектор, картинки с изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из картона, картинки с изображением деревьев, перелетных и зимующих птиц, животных, впадающих в зимнюю спячку, картинки с изображением первоцветов.

Ход занятия

– Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4 интересные страницы…

Первая станция «Осень»

Воспитатель загадывает загадку:

Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают.

«Что за время года — спросим. Нам ответят«Это…»

(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

– Какие признаки осени вы знаете?

(Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай).

– Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?

– А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.

 (Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает участников встать в круг).

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим.

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю тихо сели.

Тихо полетели на свои стульчики.

– Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас стоят.

(Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза)

– Молодцы, ребята! Справились с заданием!

– Важная примета осени – перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.

– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь.

– Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.

Игра «Зимующие – перелетные»

Воспитатель называет птицу – дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик).

(Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь)

Звери меняют шубки

– Как звери готовятся к зиме?

(Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)

– Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой?

– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень.

– Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.

Вторая Станция «Зима»

Воспитатель загадывает загадку:

Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

– Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете?

(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).

Звери, впадающие зимой в спячку

– Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка.

– Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.

– Но зима заканчивается, и начинается новое время года.

Станция третья «Весна»

Воспитатель загадывает загадку:

Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

– Какие признаки весны вы знаете?

(Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы).

– Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, (круговые движения головой),

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево),

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи) 

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили

(наклоны туловища вперед).

А потом они плясали

(пружинки с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху),

Вот так, вот так лапы выше поднимали!

– Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название

– Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница, чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.

Я должен над цветами наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

– Эти строки из стихотворения известного русского поэта Константина Симонова учат нас бережно относиться к прекрасным цветам.

– Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и наступило новое время года, отгадайте, какое?

Воспитатель загадывает загадку:

Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться …

(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

– А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки лета, которые вы знаете:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).

– Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды?

(Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)

– Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"

Тема: «Мы жители лесные             Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования «Батик» по теме: «Весна пришла, тепло принесла»

Конспект занятия в старшей группе поознакомлению с природой и элементами нетрадиционного рисования по ткани....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой на тему "Весна"

. Обобщить и систематизировать знания детей о весне, птицах и деревьях.  Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы. Воспитывать бережное отношение к растен...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе на тему: "В любое время года "Витаминиада""

Цель: закрепление знаний детей о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.Задачи:Знания детей о пользе витаминов для нашего организма.Позна...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир природы травы, растения, цветы».

Конспект занятия в старшей  группе  по ознакомлению с  природой  «Мир природы травы, растения, цветы». Программное содержание:Образовательные1.Дать представление д...