Статья "Слово - не воробей!"
статья
Как педагог-психолог я часто консультирую родителей по вопросом взаимодействия и сотрудничества с их детьми. Так созрела моя статья на тему того, как мы взрослые сами не даем своим детям стать самостоятельными и ответственными. Очень рекомендую к прочтению не только родителям,но и педагогам. Полезно будет всем!
Слово - не воробей!
А не замечали ли вы за собой и другими родителями то, как на головы наших чад непрестанно льется знакомая речь: «Не бегай, а то упадешь!», «Не трогай - уронишь!», «Не делай этого - сломаешь!», «Не стучи, не ходи, не мешай, не лезь!» и список подобных фраз очень длинный…
И если прям так задуматься хорошо, то выходит, что детство для многих ребятишек - это страна запретов и ограничений. Мы, родители, обволакиваем и душим наших деток паутиной заботы.
Конечно, многие осознанные мамы скажут на это: «Разве я хочу навредить своему ребенку? Ну кто, если не я, позаботится о нем?». И они правы. Но прав и ребенок, который стремится познать мир на собственном опыте. Но что он получает взамен?! Лишь запреты и деструктивные внушения.
Нередко мы вкладываем в свою речь один смысл, а собеседник трактует наши слова по-своему.
Представьте как это часто бывает между взрослым общением, а тут ребенок!
И что слышит наше чадо: «Опять ты все испортил! За что бы ни взялся - все ломаешь, рвешь, разбиваешь…и вечные синяки и ссадины, еще покалечишь себя на всю жизнь, не дай Бог!» или «Ну ты как всегда! Вечно у тебя ничего не получается! Ой, все! Иди! Я сама!».
А теперь давайте вспомним, насколько тесная эмоциональная связь существует между мамой и ее детьми, и каким непоколебимым авторитетом мы, мамы, для них являемся. Вот отсюда и получается, что повседневные слова превращаются в гипнотизирующие фразы-установки (порою на всю жизнь), формирующие личность ребенка.
Мама - это непререкаемый авторитет, поэтому все сказанное ею подлежит сомнению. И даже если мамочка совсем не стремилась к этому, но вольно-невольно, а чадо свое она программирует на «рукопопость» в будущем, уж простите за словечко данное - зато ярко и понятно сразу!
В таком случае, исходя из данного «метода» воспитания и заботы, родительница (родитель) развивает в своем дитятко совершенно слабовольного и абсолютно неуверенного в себе человека.
Обычно такие фразочки-заклинания произносятся в типичных ситуациях и в бытовой домашней жизни.
Например, сын или дочь захотели помыть посуду, а вы, допустим, разрешили, и - бац, одна чашка разбита прямо в мойке. Что делает мамочка с деструктивным внушением в воспитании? Она выдает: «Ну вот! Ничего доверить нельзя! Ты отлично умеешь одно - бить да ломать! Иди, сама домою, а то сейчас всю посуду перебьешь!».
Или другая похожая ситуация: чаду уже не первый раз доверяют мытье посуды, но он каждый раз что-то бьет. Знаете в чем может быть причина? Просто мама перед мытьем посуды уже кинула фразу ребенку, мол «ты смотри там! Не разбей опять! Или лучше не берись!». И вот дитятко уже в состоянии страха и стресса начинает мыть посуду, но он непременно что-то опять разобьёт - не специально! А потому что от него этого уже «ждут», понимаете?!
И это лишь бытовые примеры, но поверьте, что данный подход повлияет во всех сферах и направлениях жизни ваших деток!
Постоянно падает, постоянно ломает, разбивает нос, рвет одежду, вляпывается в вечные неприятные истории…и так далее и тому подобное. Так вот! Это всё наши родительские установки, заклинания, внушения - уж как ни назови, а смысл понятен.
Безусловно, мы понимаем, что в жизни не обойтись без отрицательных высказываний. Но почему бы их не заменить на положительные или на нейтральные?!
Вместо: «Не ходи! Упадешь!» - «Будь осторожен!» или строгое: «Не шуми!» - на: «Играй потише!».
Такая же ситуация с запретами. Ребенок полез рукой к костру (к огню), например, а вы сразу: «Нельзя трогать огонь рукой!», попробуйте заменить на: «Нельзя рукой (опасно, риск обжечься - это можно объяснить), а вот зато можно палочкой длинной дотянуться до огня!» или еще: «Нельзя сидеть на холодном камне (земле, асфальте) а вот на пенечке можно (или что-то предложить подстелить)!». То есть должна быть альтернатива.
Для всех деток слово «нельзя» - это значит никогда. Представьте, папа скажет своему маленькому сыну: «Нельзя трогать мои инструменты!», но потом пусть папа не удивляется, что уже взрослый сын не в состоянии вкрутить лампочку или забить гвоздь.
И еще! Исключите, пожалуйста, фразы, которые не оставляют ребенку выбора, то есть: «Или ты будешь ходить в этот кружок, или вообще вырастешь неумехой (бестолковым, бесталанным и тому подобное)!» или «Если ты не научишься читать, то значит все будут тебя считать глупым!», ну и напоследок, прям я называю эту фразу коронной «вишенкой» на вершине деструктивного воспитания: «Хорошие детки вот так, как ты, не делают!».
Да, родительство - это труд во всех смыслах 24/7! Да, конечно, мамы и папы очень устают! Но ведь когда-то вы приняли решение родить своего ребенка?! А значит вам надо позаботиться о том, как найти в себе силы, чуткость и безусловную любовь для того, чтобы все наладить…поверьте, что со временем всё войдет в привычку и вы научитесь мудро и логично общаться с дитятком, а вместе с вами и ваше чадо.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/27/ryyxp9mhhrq.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рассматривание и сравнение воробья и вороны"
Сравнение воробья и вороны,их характерные признаки и особенности....
План-конспект музыкального занятия во 2-й младшей группе "ГОСТЬ НАШ ВОРОБЕЙ"
Музыкальное занятие во 2-й младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214815-1362208600.png)
Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Лесной воробей и серая мышь")
Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-210951-1363613576.jpg)
Информационно – исследовательский проект « Воробей »
Содержание:Введение…………………………………………………………………….. 2Паспорт проекта…………………………………………………………….. 3Формы и методы работы с детьми………………………………………… 4Конспекты занятий, игровых упражнений, проведённые с детьми в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513688-1415003544.jpg)
«Воробей» по стихотворению С.Я.Маршака «Где обедал воробей?»
Конспект интегрированного НОД Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» и образовательной области «Художественное творчество»( лепка из пластилина с исполь...