Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Лесной воробей и серая мышь")
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кулинич Марина Ильинична

Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

БЛОК «АНГАРСКИЕ БУСЫ»

«СИБИРСКИЕ СКАЗКИ»

 («ЛЕСНОЙ ВОРОБЕЙ И СЕРАЯ МЫШЬ»)

     ЦЕЛЬ: Приучать детей внимательно и заинтересованно слушать; с помощью различных приёмов способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.

     МАТЕРИАЛ: книга «Сказки тайги и тундры о зверях и птицах» стр.5, шишка.

     

     ХОД:

     Чтение произведения.

     Воспитатель: Расскажите о том, как встретился Лесной Воробей с Серой Мышью?

Какие заготовки сделала на зиму Серая Мышь? (сушеные грибочки сдобные, ягоды

вяленые и сушеные, корешки сладкие и кислые, кедровые орешки масляные, травинки душистые)

     Деление на компании: передавая друг другу шишку и называя слова «мышь», «воробей».

    Воспитатель: Как прожили Серая Мышь и Лесной Воробей первую половину зимы? (Сказками забавлялись. Песни пели. Плясали на снегу. Пировали каждый день и говорили друг другу приветливые слова)

     Упражнение «Радушный хозяин» (Драматизация отрывка. Придумать, какие именно приветливые слова они говорили друг другу).

     Воспитатель: Чем угощал свою гостью Лесной Воробей? Каково на вкус оказалось угощение для Мыши? (Невкусное, смола завязла у неё на зубах) Покажите. (С помощью жестов, мимики)

     А для Воробья? (Эх, и сладко! Эх, и сдобно! Вот это пища! Зимой вкуснее быть не может!) Покажите.

     Воспитатель: Что случилось после? (Подрались, больше не мирились. С тех пор у Серой Мыши и её детей - широкое утолщение на грудке. А у Лесного Воробья и его детей - красное «кровяное» пятно на головке).

     Воспитатель: Не удалась Лесному Воробью и Серой Мыши дружба. А почему не удалась? (Предположения детей)

     Воспитатель: Верно, потому что их дружба только за столом была. За столом, когда хорошо кушают, все дружны. А если угощение плохое, бедное, тогда как? Тогда-то и увидите: кто ваш друг, кто не ваш друг.

     Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

(Компании рассказывают друг другу заранее подготовленные пословицы и поговорки).

Приложение: произведение из книги «Сказки тайги и тундры о зверях и птицах».

«ЛЕСНОЙ ВОРОБЕЙ И СЕРАЯ МЫШЬ»

     Лесной воробей — это тот самый воробей, у которого на головке красное пятно. Серая мышь — это та самая мышь, у которой на грудке, над передними лапками, косточка широкая выпирает. Живут они в тайге, по соседству друг с другом. Часто встречаются, но никогда не здороваются. Делают вид, будто бы они совсем незнакомы.

     А ведь когда-то друзьями были, да еще какими! Вы этого не знаете, ребята? Ну, я расскажу вам, почему они дружбу водить перестали.

     Летом однажды встретился лесной воробей с серой мышью. Встретились у ручейка. Приходили воду поглядеть, себя помыть. Вымылись, напились, стали сушить на солнышке свои шубки.

— Скоро зима, — говорит лесной воробей. — У тебя, серая мышь, на зиму все заготовлено? Пищи у тебя много? А то приходи ко мне. У меня на зиму запасец большой, на двоих хватит.

— Ты ко мне зимой приходи, — отвечает серая мышь, — я всего наготовила. Я тебя угощать стану. Вдвоем веселее зимой жить.

— Давай лучше так, сначала ты ко мне на половину зимы гостить, а на другую половину зимы я к тебе приду угощаться.

Разговорились они, похвастались друг перед другом своими запасами и решили зимовать вдвоем.

— Будем друг другу сказки всю зиму рассказывать, — говорит серая мышь.

— Будем, будем, — отвечает лесной воробей, большой любитель сказок.

— А после сказок вкусно кушать станем, — говорит серая мышь, большая любительница хорошо покушать.

     Много приятных слов друг другу наговорили лесной воробей и серая мышь. А когда пришла зима, погасло солнце и холодная ночь опустилась в тайгу, стали они жить вместе.

Серая мышь хотела похвалиться своими запасами и уговорила лесного воробья кушать сначала вкусную пищу из ее кладовой. Лесной воробей согласился.

     В мышиной кладовой оказались лакомые припасы. Сушеные грибочки сдобные, ягоды вяленые и сушеные, корешки сладкие и кислые, кедровые орешки масляные, травинки душистые.

     Первую половину зимы прожили припеваючи. Сказками забавлялись. Песни пели. Плясали на снегу. Пировали каждый день и говорили друг другу приветливые слова.

     Прошла половина зимы. Кончились запасы в мышиной кладовой. Перекочевали друзья в кладовую лесного воробья. Стал хозяин свою кладовую отпирать. Запахло чем-то свежим, смолистым, вкусным. У серой мыши слюнки потекли.

     «Вкусно пахнет, — подумала серая мышь, — видно, у лесного воробья запасец на зиму не хуже моего. Хорошо, что я с ним дружбу завела».

     Открыл лесной воробей свою кладовую, достает оттуда крошки сосновой коры вместе со смолой.

— Кушай, милая гостья, угощайся!

     Попробовала серая мышь воробьиного лакомства. Крошечку пожевала и головой завертела. Смола у нее в зубах завязла. Стала серая мышь отплевываться, стала хозяина бранить:

— Обманщик ты, мошенник! Чем ты меня кормишь? Кто эту дрянь кушать может?

— Да что ты обижаешься? Зачем ты меня срамишь? — уговаривал серую мышь хозяин. — Это лучшая моя пища. Гляди-ка!

     Стал лесной воробей клювиком сосновую смолу откалывать по кусочку и вместе с корой глотать. Глотает и говорит:

— Эх, и сладко! Эх, и сдобно! Вот это пища! Зимой вкуснее быть не может. Попробуй ты, уважаемая гостья, попробуй! Ты сначала вкус не поняла.

     Попробовала серая мышь еще раз угоститься, выплюнула смолу в снег, совсем рассердилась и закричала на всю тайгу:

— Короед несчастный! Мой запас помог прикончить, а меня мерзлой смолой кормить хочешь! Разве это пища? Ведь мне ползимы голодать теперь придется. Плут ты, обманщик ты, злодей!

— Обманом я не занимаюсь. Плутом никогда не был, — стал сердиться и лесной воробей. — Что сам себе готовил на зиму, тем и тебя кормить хотел. И нечего тебе хвастаться! У тебя была еда хорошая, моя пища не хуже. Вот, смотри, — говорил лесной воробей, смолу клювиком щипал и кушал.

     Серая мышь обозлилась, накинулась на воробья драться и прокусила ему головку до крови.

     Лесной Воробей обороняться стал, переломил серой мыши кость — ключицу надвое. Кость у серой мыши потом срослась, но широкое утолщение на грудке осталось на всю жизнь. И даже у детей серой мыши косточка-ключица расплющенная, припухшая. А у лесного воробья красное кровяное пятнышко на головке, от укуса мышиного, тоже на всю жизнь осталось. И у детей лесного воробья на головках красные пятна. Вы, наверное, сами это видели.

     После драки лесной воробей и серая мышь не помирились. Живут они все так же, по соседству, в одной тайге. Частенько приходится им встречаться на лесных дорогах.            Встретившись, они не глядят друг на друга. Расходятся молча, как будто никогда знакомы не были. Зимой каждый из них кушает свои запасы и никого уже угощаться не зовет: ни птиц других, ни зверей. Не удалась лесному воробью и серой мыши дружба. А почему не удалась? Потому, что их дружба только за столом была. За столом, когда хорошо кушают, все дружны. А если угощенье плохое, бедное, тогда как?

     Тогда-то и увидите: кто ваш друг, кто не ваш Друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 1.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 2.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 3.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Таежные комары, сохатый зверь и птичка - невеличка")

В занятии использованы элементы социоигровой педагогики. Проживая сказку, пропуская через себя, дети очень хорошо усваивают произведение, замечают,открывают для себя много нового и интересного....

Конспект по художественной литературе.

Конспект по художественной литературе "Под грибом" средняя группа для детей с ОВЗ...

Конспект по художественно – эстетическому развитию (рисованию). «Следы лесных друзей»

Программное содержание: Побуждать детей рисовать следы животных, используя метод примакивания, развивать зрительное восприятие изображения, интерес к художественному творчеству, воспитывать аккуратнос...