Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
статья

Что такое авторитет родителей? – этот вопрос волнует многих из нас. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

Что такое авторитет родителей? – этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в их умении растить, не прижимая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.

Задумывались ли вы, почему мы считаем семью воспитывающим коллективом? В последнее время много говорят и пишут о воспитательных возможностях семьи.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции большая нравственная сила о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринужденности, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.

Однако любовь и уважение в семье – не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально-нравственные отношения между всеми его членами, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к делам, заботам об успехах своего коллектива, радость трудовым успехам, общественная активность – все это не проходит не замеченным для ребенка.

Если у отца или у матери нет авторитета, то  такой сильный воспитанный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребенок сел на голову». В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила воздействия такого приема общеизвестна.

Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: «Я – МАТЬ», «Я – ОТЕЦ». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка. Положительные результаты приносит только авторитет основанный на уважении. Он складывается из мелочей. С обещаниями нужно быть особенно осторожным невыполнение даже единожды обещанного надо суметь объяснить. Если дети не все еще могут понять в детском возрасте, то пройдет время и они начнут «переоценивать ценности» и ясно осознают, за что можно уважать отца или мать, за что – нет.

Ребенку не безразлично, как работают его отец и мать, что о них говорят товарищи по работе. В детском саду дети с гордостью рассказывают о достижениях своих родителей.

Если родители обсуждают между собой события текущей жизни в стране и за рубежом, дела на работе и дома, то это имеет большое значение в воспитании ребенка. Но нельзя забывать о том, что обсуждения должны носить оптимистический характер.

Если родители необъективны в своих оценках, говорят ребенку о справедливости, о честности, о красоте, а в разговоре между взрослыми или в оценках происходящего он слышит другое, то наставления их будут напрасны.

Родителям кажется, что ребенок еще мал, чтобы понимать о том , о чем говорят взрослые. Однако дети даже младшего возраста, занимаясь своим делом, реагируют на наши разговоры. Если они не всегда понимают содержание сказанного, то всегда улавливают тон, отношения к тому или иному событию, явлению, человеку. Если у ребенка родители небезучастны к беде соседей, не осуждают друзей, а стремятся им помочь, то дети уважают родителей.

Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших ребенок обязательно будет поступать так же. Пассивное воспитание примера взрослых не создает у ребенка стремления к поддержанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений.

Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего. Благоприятно воздействуют на ребенка праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встреча гостей.

Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время – большое искусство. Оно так же дает положительные результаты укрепляя авторитет родителей  в совместных прогулках, походах в лес, посещениях кинотеатра и цирка, в общих играх и развлечениях, домашних концертах. Увлечение родителей художественной самодеятельностью, спортом, музыкой, танцами, рукоделием, рисованием, если они проходят на глазах ребенка, приобщение к этому детей обогащают и облагораживают семейные отношения, сближают родителей и детей. Общение  взрослых с ребенком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи понимают мотивы, интересы, потребности ребенка. Ребенок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным ценностям, делят с ним радости и заботы.

Искренность отношений в общем домашнем труде, играх  с ребенком, выраженная вслух похвала  или предположение о том, что совершенный поступок случает и больше не повториться, помогает ребенку приобрести уверенность.

Нередко встречаются родители, которые любят назидания, утомительные беседы. Излишнее морализирование приводит к тому, что слово, как средство воспитания, теряет силу. Шутка, отвлечение ребенка от нежелательного действия заменяют нотации, окрики, бесконечные запреты.

Вредны в воспитании как подчеркнутая холодность в отношении с ребенком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором – чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем, стремится искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях.

Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться – куплю». В таких семьях идет купля – продажа отношений: «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ». Успех такого воспитания сомнителен.

Воспитание – это творческий процесс, поэтому необходимо постоянно думать, искать пути воздействия на ребенка.

Нередко мы разговариваем с сыном или дочерью раздражительным тоном, а подчас допускаем и оскорбления. Этим мы воспитываем в них грубость и подавляем их волю. Дошкольник еще не способен анализировать поведение родителей и принимать решение, каким чертам характера, внешним факторам поведения родителей ему стоит подражать, а какие не замечать. Он перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Ребенок подражает хорошему и плохому.

Если родители понимают интересы, запросы ребенка, то авторитет их повышается этому служат наши ответы на многочисленные детские «почему?». Часто ли мы вдумываемся в их содержание? Иногда мы отвечаем на детские вопросы необдуманно. Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют вопрос, удовлетворяя детскую любознательность. Это лишь укрепляет авторитет родителей.

В многодетной семье дети воспитываются лучше, чем в однодетной. Но и одного ребенка можно правильно воспитать, если постоянно давать чувствовать, что он не один, что должна проявляться забота о каждом члене семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия.

Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.Авторитет – одно из важнейших условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредс...

Авторитет родителей и их влияние на развитие личности ребенка

Авторитет – одно из важных условий  семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но...

консультация для родителей " Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей- одно из важных условий семейного воспитания.Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авт...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

что такое авторитет и как он оказывает влияние на развитие личности ребенка....

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

laquo;Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Формирование личности определяется всем образом жизни семьи....