Технологическая карта "История тряпичной куклы "Веснянка""
план-конспект занятия (старшая группа)

Перминова Зоя Александровна

Пояснительная записка

Современное  общество  характеризуется  ростом  национального самосознания,  стремлением  понять  и  познать  историю,  культуру  своего народа.Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный  характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Актуальность проведения занятия определяется как необходимостью, так и возможностью изучения педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве, как об одном   из самых демократичных и доступных для детей видов искусства.

Оно позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, детское творчество раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.   Данное направления состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целью данного занятия является развитие творческих способностей детей через ознакомление дошкольников с народной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_na_metod_razrabotku_2020.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема НОД: «История тряпичной  куклы Веснянка»

Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет

Форма НОД: эмоционально-чувственная технология, творческая мастерская

Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект Попова Т.А. Интегрированные занятия по приобщению к русской народной культуре: М.: Мозаика - Синтез, 2010

 Условия и средства реализации:

1.Материально-технические:

  • мультимедийные : слайд-шоу «История тряпичной куклы»
  • литературные: загадки
  • музыкальные фонограмма: звуковые эффекты  «Птицы в лесу».
  • наглядные (раздаточный демонстрационный): ситцевые платки, тряпичная кукла, нитки, ножницы
  • русский народный костюм для воспитателя

2. Дидактические и методические:

  • Методы: (наглядный, словесный, демонстрационный, практический)
  • Приёмы: (разговор, беседа, объяснение, наблюдение, рассматривание, образца, демонстрация картин, иллюстраций)

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель:  пробудить интерес к русской народной культуре,  развитие и поддержание интереса у детей к окружающему миру; обогащение представлений дошкольников о русских народных традициях, его истории.

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

 

  • Побуждать детей к активному общению, к придумыванию образа куклы.
  • Стимулировать к поиску ответов в решении поставленных вопросов.
  • Стимулировать познавательную активность детей.
  • Активизировать словарь детей.
  • Познакомить детей с русской народной культурой
  • Познакомить с историей тряпичной куклы

  • Расширять сферу эмоционально-чувственного опыта детей
  • Развивать тонкую и общую моторику
  • Изучить технологию изготовления тряпичной куклы

  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Воспитывать любознательность к созданию чего-то нового, стремление к познанию культурных традиций через художественно творческую деятельность.

Планируемый результат

Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками

Активно координирует движения обеих рук в процессе художественно – творческой деятельности.

Любознательный, активный

Проявление любознательности к созданию чего-то нового. Выполняет необходимые трудовые действия по собственной инициативе.

Эмоционально отзывчивый

Эмоционально откликается на положительные эмоции сверстника. Испытывает удовольствие от процесса результата собственной художественно - творческой деятельности.

Овладение средствами общениями и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Задает вопросы, проявляет инициативность  и самостоятельность в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Откликается на предложения общения и сам инициирует его. Ситуативно проявляет взаимопомощь в освоенных видах детского творчества.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных  представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Устойчиво проявляет самостоятельность, настойчивость в  стремление к получению результата преодоления препятствия.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

Использует практически ориентировочные действия, применяет наглядно образные действа словесное описание и показ, при решении личностных задач ориентируется на реакцию взрослого. Решает игровые задачи по средствам работы со взрослым и сверстниками: узнает новую информацию, выражает просьбу, высказывание и т.д. Умеет связывать действия и результат, стремится оценить полученный результат.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Проявляет индивидуальные познавательные предпочтения.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Способен активно и осознано усваивать движение и их элементы понимать указания взрослого. Использует рекомендованные взрослыми способ изготовления в конкретном виде деятельности для овладения новым познавательным содержанием. Пытается самостоятельно применять пошаговую инструкцию восстанавливать последовательность действий преодолевать затруднение, добивается задуманного результата, слушает взрослого и выполняет его инструкцию.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Самостоятельно выполнять трудовые процессы, контролировать качества, стремится улучшить. Использовать в речи сложноподчинённые предложения. Владеть способом конструирования путем складывания квадратного куска ткани: по диагонали; полам с совмещением противоположных сторон и угол, и уметь изготавливать поделку на основе этих способов.

Технологическая карта

Этап совместной деятельности

Организация совместной деятельности

Действия педагога

Действия воспитанников

Планируемый

 результат

Вводная часть

Мотивация детей

Проблемные вопросы

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб день был веселей

На приветствие приглашаю гостей.

В круг выходите пару себе ищите.

Ни стой, ни зевай, и за мной повторяй.

Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

А в старину устраивали праздники, закликали весну, пели песни и водили хороводы. В хоровод вставайте да за мною подпевайте.

В корзину я спрятала игрушку.

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по разному играть, кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы конечно, догадались о какой игрушке  идет речь.

-Как по вашему, что такое кукла?

-Как вы думаете из чего можно сделать куклу?

Приветствует детей; организует; объясняет; инструктирует; эмоционально включает в действие; стимулирует на познавательную деятельность

Задает вопросы, организует обсуждение. поощряет ответы детей к высказыванию, вовлекает в совместную деятельность

Приветствуют взрослого и друг друга; слушают; сосредотачивают внимание; выполняют действие по двигательному образцу; выражают собственные эмоции по средствам действий, слов, мимики.

Сосредотачивают внимание, слушают, эмоционально проявляют интерес к окружающему

Отвечают на вопросы, перечисляют где можно получить дополнительные знания, вступают в диалог, выражают собственное мнение. Аргументируют ответ.

  1. Умение выражать собственные эмоции по средствам действий слов, мимики;
  2. Умение сосредотачивать внимание;
  3. Умение выполнять действие по двигательному образу;
  4. Умение поддерживать дружеские доброжелательные отношения с детьми;

5.Откликается на предложения общения и сам инициирует его.

Аргументация своего ответа, выстраивание полного ответа, умение внимательно слушать сверстника. Обогащение словаря

Основная часть

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани,  из дерева.

Создавая куклу, люди копируют человека и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. (слайд 2)

О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. (слайд 3) Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. (слайды 4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.

14.15.16.17)

Кукла была важной частью праздников, таких как посев  и уборка урожая, многочисленных обрядов. Этих кукол делали весной и поэтому они называются: «А как  вы думаете, ребята, как и называли!» (слайд 18)

 Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, дети должны были мастерить кукол сами. (слайд 19)А вам есть пять лет? А вы хотите сделать кукол тоже? Мы можем с вами тоже смастерить кукол Веснянка. Посмотрите, что есть  у меня в корзине. Что нам понадобиться для создания наших кукол? (слайды 20.21.22.

23.24.25.26.27)

А у вас получились куклы – веснянки?

А что вашим куклам не хватает?

Нет лица, настроения, играя в куклы дети и взрослые придумывали для нее разные сказки, истории, оживляли и давали ей имя, создавали ей настроение (радость, грусть, веселье)

Ребята,  а какое настроение у ваших кукол?

Я вам предлагаю придумать ей настроение и оживить куклу.

(например: «Я кукла Даша. Я люблю петь песни, танцевать, порхать как бабочка»)

Ребята, а чем их можно украсить, в какие наряды одеть?

С кем вы хотите ее украсить?  

В какие игры можно поиграть с нашими куклами хотите поиграть?

Стимулирует интерес, любознательность детей.

Показ презентации "История тряпичной куклы Веснянка" Рассказывание о истории создания тряпичных кукол на Руси

Открывает корзину и достает материал для изготовления кукол

Организация взаимодействия в достижении результата

Стимулировать интерес, любознательность детей

Участвуют в обсуждениях, высказывают свое мнение. опираясь на презентацию

Взаимодействие педагога с детьми ,  предлагают свои варианты, участие в беседе.

Слушают сосредотачивают внимание.

Самостоятельно выбирают материал , работают слаженно.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.

Дети предлагают свои варианты

Рассматривают. участвуют в беседе проявляют любознательность

Любознательность, активность

Умение делать логический вывод и аргументировать его

Умение проявлять инициативу высказывать свои предположения.

Проявление активности в совместной деятельности

Динамическая пауза

"Буратино".

Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел, ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. Ключик вдруг упал из рук, наклониться надо, друг! (движения по тексту).

Проведение физкультминутки

Участвуют в динамической паузе и выполняют движения согласно стихотворению

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Рефлексия

Игра «Комплимент»

По кругу педагог и дети рассматривают кукол друг друга и говорят о том, что им понравилось в кукле другого,   учитывая сопровождающий рассказ ребенка, то, почему он выбрал именно такой способ украшения.

Встреча заканчивается коллективным решением оформить выставку кукол и пригласить детей детского сада на свою выставку

Стимулирует процесс воображения и эмоциональное восприятие; способствует тому, что дети самостоятельно решают возникающие проблемы; поощряет детей в высказывание

Вступают в диалог; проводят самоконтроль; делятся впечатлениями; выражают собственные мысли; выстраивают свою речь полными предложениями. Самостоятельно придумываю и планируют дальнейшую деятельность

  1. Умение формулировать и высказывать свое мнение полным предложением;
  2. Умение вести диалог со взрослыми  и сверстниками;
  3. Самостоятельно планировать дальнейшую деятельность;

Умение оценивать качества полученного результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тряпичная кукла

Тряпичная кукла...

Народные тряпичные куклы своими руками

Данные презентации - это пошаговые инструкции по изготовлению тряпичных кукол....

проект "Тряпичная кукла"

групповой проект для детей старшего дошкольного возраста по изготовлению тряпичной куклы...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....