проект "Тряпичная кукла"
материал (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

                Лидия Павловна Кононенко

групповой проект для детей старшего дошкольного возраста по изготовлению тряпичной куклы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoy_dolgosrochnyy_poekt.docx555.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №2

проект

«ТРЯПИЧНАЯ  КУКЛА»

Воспитатель

КОНОНЕНКО Л,П.

Ст.КАНЕВСКАЯ

Название: «ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»

Тип: Социально-личностный

Участники:   КОНОНЕНКО Л.П. – воспитатель;

                       Дети группы № 5- 24 человека;

                       Родители группы

Масштаб: с 01.09.11. по 30.05.12. года

Проблема: Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

 Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.

Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.

Кукла – Барби формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены  - профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.

Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

 Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художе ственная роль народной игрушки выступает еще значи тельней, интерес к ней становится все более широким.

   Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Цель: Формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

  1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
  2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
  3. Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
  4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение  к культуре своего народа.

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  1. дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
  2. народные подвижные игры, хороводные игры,кубанские игры;
  3. сюжетно-ролевая игра «Семья».

Познавательное развитие:

  1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
  2. занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
  3. обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изодеятельность:

  1. Рисование «Раскрась матрешку»;
  2. лепка дымковской игрушки;
  3. раскрашивание дымковской игрушки;
  4. изготовление куклы Пеленашки;
  5. изготовление куколок из ниток;
  6. создание детьми своих игрушек из разных материалов.

Развитие речи:

  1. заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
  2. составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  3. беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

Музыкальный досуг:

  1. «Посиделки в деревенской избе»;
  2. «Веселая ярмарка»;
  3. «Приключение куклы Кубани».

Формы и методы работы с родителями:

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  2. Оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла».
  3. Изготовление альбома «Моя любимая игрушка».
  4. Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством.

5.Участие в выставке музея  «Старинная кукла»

Реализацию проекта 

осуществляют педагоги, родители, дети  детского  сада №2,группы №5. Для этого будут использованы ресурсы: человеческий капитал, оргтехника, помещение детского сада и др.

Список средств обучения

  1. Технические средства обучения  - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура.
  2. Учебно-наглядные пособия  - схемы, модели.
  3. Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы. 

Используемый ресурс:

Методическая литература

  1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
  2. О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
  3. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
  4. А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
  5. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

Детская литература

  1. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
  1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
  2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
  3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
  4. И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
  5. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
  6. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
  7. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
  8.   «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» .Любовь Юкина.  АСТ-Пресс  2001 г.
  9. «Русская тряпичная кукла.   Культура, традиции, технология».
  10.  Галина и Мария Дайн.   «Культура и традиции».    2007 г.
  11. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
    Котова И.Н., Котова А.С  .Паритет   2003

Детская литература

  1. А. Толстой «Буратино»
  2. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  3. Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
  4. Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»
  5. Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков

Наглядный материал

  1. Иллюстрации к русским народным сказкам
  2. Показ слайдов и фильмов о куклах

Набор открыток, сувениров

  1. Презентация «Тряпичная кукла»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1.  Создание картотеки детской и методической литературы.
  2. Разработка перспективного плана по теме: «Тряпичная кукла» на 2011 – 2012 учебный год для детей старшей группы.
  3. Проведение мастер класса для родителей ,воспитателей ДОУ.
  4.    Разработка эскизов изготовления кукол.
  5.   Обновление эстетического пространства группы.

6.     Привлечение к работе над проектом 90 % родителей и детей группы.

7.Повышение компетентности родителей и педагогов по проблеме.

8.Пополнение и обновление предметно – развивающей среды группы.

9.Создание мини – музея «Кукольная страна».

10.Разработка системы занятий по теме: «Тряпичная  кукла».

11.Создание методического пособия в помощь воспитателям и родителям .

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

 *Педагогическая диагностика детей группы.

 *Анкетирование родителей.

*Фото- и видеоматериалы.

*Анализ проведенных мероприятий.

    *Обобщение опыта (создание пособия для родителей и воспитателей)

ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОЕКТА

  1. Знакомство с проектом на педсовете.
  2. Публикация проекта в социальной сети работников образования.
  3. Открытые мероприятия по реализации проекта.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Срок

Русская народная кукла.

Тема 1. Что мы знаем о куклах?

Октябрь

Тема 2. История тряпичной куклы.

Октябрь

 Обереговые куклы

Тема 1. Кукла-мать и дитя

Октябрь

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Октябрь

Тема 3.мастер класс для мам и бабушек.

Кукла-мотанка

Ноябрь

Тема 4. Ангел.

Ноябрь

Тема 5. Кубышка-травница.

Ноябрь-декабрь

Тема 6. «Обережье».

Декабрь

 Обрядовые куклы

Тема 1. Зернушка (Крупеничка).

Декабрь-январь

Тема 2. Отдарок-на-подарок.

Январь

Тема 3. Неразлучники.

Февраль

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Февраль

Тема 5. «Рукодельницы».

Март

 Игровые куклы.

Тема 1. Кукла-кормилка.

Март

Тема 2. Кукла-капустка.

Март-апрель

Тема 3. Зольная кукла.

Апрель

Итоговое мероприятие

 Кукла ПАСХА

Апрель

Требования к уровню  подготовки воспитанников

Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка «Тряпичная кукла»:

должен

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

Знать о месте русской народной куклы  в истории и культуре.

Знать некоторые фольклорные произведения наших Кубанских авторов.

Уметь

Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.

Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.

Находить логические связи между образом и традицией.

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.

Месяц

Способ проверки ЗУН

1

2

ноябрь

Мастер класс  «Тряпичная кукла»

Март

Итоговое практическое занятие «Рукодельницы»

Апрель

Итоговое  мероприятие  кукла «Пасха»

 

       Приложение № 1

Как мы играем с ребенком.

Анкета (для родителей)

Ф. И. О. _____________________________________________________

Состав семьи ________________________________________________

  1. Есть ли друзья у Вашего ребенка?
  2. Как Вы выбираете игры  и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
  3. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?
  4. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
  5. С кем он играет дома?
  6. Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?
  7. Как часто Вы покупаете игрушки?
  8. Что делаете, если игрушка сломалась?
  9. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»).
  10. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?

Приложение № 2

        

Анкета для детей.

ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

  1. Какие игрушки есть у тебя?
  2. Какие из них ты любишь больше всего?
  3. Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?
  4. Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?
  5. Играют ли с тобой взрослые?
  6. Какая игра тебе запомнилась?
  7. Если игрушка сломалась, что ты делаешь?
  8. Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки,

конструктор)?

                                                                                                               

       

Наши мастерицы

Сделайте вместе с детьми

ВАМ ПОНРАВИТСЯ

Миниатюрная кукла-мотанка (мастер-клас)

Приглашаю вас сделать небольшую куклу-мотанку из лоскутков и ниток.

Для куколки вам понадобится:

  1. лоскуток белой ткани (бязь, ситец) размером 15х15 см - это будет голова куколки

лоскутки цветной ткани:

  1. 9х9 см для ручек
  2. 8х15 см для юбочки
  3. 4х7 см для фартука

а также

  1. небольшой кусочек синтепона или ваты
  2. нити для сматывания куколки (акрил, шерсть, лен, хлопок - по вашему усмотрению)
  3. моточек нитей мулине - если вы пожелаете сделать вашу куколку с волосами, или же небольшой треугольник ткани на платочек

Миниатюрная кукла мотанка

Если желаете, можно  сделать сакральный крестик на лице куколки.Я предлагаю сделать самый простой крестик из обычной узкой атласной ленточки или нитей.Сначала делаем вертикальную полоску и закрепляем ее на шее куколки. Дальше делаем горизонтальную и завязываем ее на задней части головы куколки.

Собираем в складку юбочку и приматываем ее . Ниточку не обрезаем

Приматываем хвартух той же нитью.И обматывает куколку ниткой от шеи к талии

Делаем ручки.Собираем в "гармошку" ткань и обматываем ее нитью

 

Приматываем куколке ручки нитью крест-накрестМожно одеть ее в платочек, а можно сделать нашей куколке косы Я делаю волосы из мулине. Моточка ленинградских ниток как раз хватает (20 м)Перевязываем ниточкой место, где будет пробор и разрезаем моток с  противоположной стороны

Формируем парик Накладываем парик на голову куколки, расправляя нити

Закрепляем волосы куклы, перевязав нитью вокруг шеи

Заплетаем нашей крошке косу или две.

Наша лялька-мотанка готова )))Украшаем куколку веночком, ленточками, бусами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....


 

Комментарии

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы не селился человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.Проект Лидии Павловны Кононенко очень актуален.Работая с детьми по плану проекта дети учатся не только играть с куклами,но и беречь их,у детей воспитывается чувство любви к старинной игрушке, игрушкам народным.Все начинается с малого,любовь к Родине,семье,друзьям -кукла народная -первая ступень к добру.Проект мне понравился,применю в своей работе со своими пятиклашками.

Меня очень заинтересовало изготовление этой куклы, я уже начала ее изготовление. Очень увлекательно и поучительно. Спасибо.

просто супер!!!!! спасибо.
Шевченко Мария Викторовна

Спасибо за Ваш проект!!!!! Очень помог!!!!