Консультация «Решение проблемных ситуаций в работе воспитателя ДОУ»
консультация

Шумакова Ольга Олеговна

Консультация «Решение проблемных ситуаций в работе воспитателя ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chas_reshenie_problemnyh_situatsiy.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок кусается или щипается. Как решить эту проблему с родителями ребенка. (родители ребенка не обращают внимание на жалобы других родителей). Как поступить в этой ситуации?

«Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка»

Рекомендации педагогам.

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.

Как их избежать?

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы.

  1. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.
  2. Подготовиться к разговору, поискать информацию по какой причине может ребенок так себя проявлять.
  3. Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.

Совет:

Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для педагога.

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения.

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.

Рассмотрим особенности работы четырех техник«От негатива к позитиву»«Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»«Речевые штампы для сотрудничества»«Речевой стиль “адвокат”».

Техника «От позитива к негативу»

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.

Пример замены негативного обращения на позитивное:

Негативная форма. "Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми"

Позитивная форма. "Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми"

Негативная форма. "Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный"

Позитивная форма. "Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Но это может помешать ему стать эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы делать работу до конца и получить удовлетворенное состояние"

Негативная форма. "У вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают, или делают не то, что она хочет!"

Позитивная форма. "Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать"

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Сегодня играли в новую игру Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз:

– «Не смогли бы Вы…»;

– «Я прошу…».

Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

– «Вы не замечали, что в последнее время…»;

– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:

– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;

– «Я начинаю беспокоиться…»;

– «Мне бы хотелось позаботиться…».

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:

– «Давайте вместе попробуем поступить…»;

– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;

– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;

– «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».

Техника «Речевой стиль “адвокат”»

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.

Примеры фраз речевого стиля:

– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;

– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;

– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;

– «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».

Почему дети кусаются?

Дети кусаются, чтобы выразить свои чувства или просто посмотреть, к чему приведет их поступок. Однако, когда ребенок немного подрастает, такое поведение уже недопустимо.

Рассмотрим самые распространенные причины, почему дети кусаются.

1. Тревога или волнение. Когда маленькие дети чувствуют давление, им трудно проявлять адекватную реакцию. Испытывая фрустрацию, ребенок может начать кусаться. Например, играя с большим количеством детей, от излишней активности он может укусить другого ребенка.

2. Гнев. Когда ребенок чувствует, что ситуация выходит из-под его контроля, он может укусить, чтобы вернуть контроль. Например, если у него кто-то забрал у него игрушку, ребенок может укусить, чтобы выразить свой гнев.

3. Доминирование. Младший ребенок может укусить старшего брата или другого ребенка в детском саду, чтобы показать свою силу или доминирующую позицию.

4. Стресс. Если ребенок кусается, это может быть его реакцией на стресс. Например, если родители передают ребенка на некоторое время под присмотр другому человеку, малыш может впасть в истерику и укусить.

5. Любопытство. Маленькие дети иногда кусаются, чтобы проверить реакцию окружающих. Если таким образом ребенок познает мир, это является нормальным показателем его развития, но только в возрасте до трех лет.

Но в определенных ситуациях то, что ребенок кусается, может свидетельствовать о проблемах другого рода.

Ребёнок избалован, а родители не реагируют на советы

Ребенок не хочет идти в детский сад, не хочет заходить в группу.

  1. Узнать интересы ребенка, заинтересовать.
  2. Сказать, что сегодня привели другого ребенка, а где же тот?

Ребенок жадный

  1. Моделировать ситуацию, просмотреть фильм про других жадных детей.

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Конкретно объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий, медлительный и спокойный, в конфликты не вступает. 

Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

Как правильно реагировать на детскую агрессию

Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка

Рекомендации: 

  • Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии дети выберут то, что у них получается.
  • Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».
  • Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

Рекомендации:

  • Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».
  • Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».
  • Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».
  • Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).

Совет 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей

Рекомендации:

  • Предоставляйте детям возможность больше играть. Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную.
  • Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения.
  • Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».
  • Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться.
  • Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.
  • Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».
  • Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».

Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему

Рекомендации:

  • Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.
  • Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.
  • Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).
  • Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».
  • Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.

Гиперактивный, неусидчивый ребенок

Советы педагогам, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

- Известно, что гиперактивный ребенок физически не в состоянии долгое время слушать преподавателя, ему довольно сложно сдерживать свои импульсы и порывы. Так, для того, чтобы добиться внимания от ребенка, нужно постараться не обращать внимания на его ерзание и на вскакивания со своего места. После того, как ребенок получает замечание, он какое-то время ведет себя хорошо, но при этом он уже не может в полной мере сосредоточиться на задании.

- В другие моменты можно тренировать навыки ребенка к усидчивости, поощряя его при этом за хорошее и спокойное поведение, правда, при этом не стоит требовать от него активного внимания.

Для гиперактивного ребенка система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Важно помнить, что гиперактивному ребенку сложно ждать, поэтому поощрять нужно сразу же.

- При общении с таким ребёнком корректно формулируйте запреты, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

- Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому ребёнку необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ним старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

- Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений. Ребенок с трудом воспринимает всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с ними старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена.

- Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан такой ребёнок.

- Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте такого ребёнка от переутомления.

Хоть это и сложно, но необходимо приучать детей с гиперактивностью к пассивным играм и занятиям. Если ребенку трудно долго сидеть, то стоит разрешить ему ходить, двигаться во время лепки или рисования. Однако занятия должны быть регулярными, только так он научится концентрировать свое внимание на занятиях.

Ребенок не хочет садиться на занятие, бунтует

Можно подключить помощника воспитателя пока вы занимаетесь с остальными. Сделайте это 2-3 раза. При этом ребенку скажите: "Сегодня у нас будет интересная игра, мы будем измерять… ,или учиться … твои друзья узнают много интересного, будут делать то-то и то-то, а тебе придется просто посидеть с няней, я думала, что у тебя получилось бы сделать лучше многих то, что я приготовила, но раз ты не хочешь …"Заинтригуйте его. Возможно, что-то получится.

Ребенка не забрали с детского сада

Ответы родителям в вотсап

Внешний вид педагога ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....

Практикум для воспитателей на тему:"Решение проблемных ситуаций:"Проверь себя".

Данный материал содержит игровые упражнения ,психолого-педагогические ситуации и советы для родителей "Правила поведения в общении с детьми"....

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Работа детско-родительского клуба «Познаем мир вместе» как способ решения проблемных ситуаций в образовательном пространстве.

В настоящее время в центре внимания дошкольной педагогики оказывается открытая образовательная система, доступная для всех участников образовательного процесса. Одним из обязательных компонентов откры...

Консультация для педагогов. Описание методики работы с детьми на тему: «Решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры» технология ОТСМ-ТРИЗ

Описание методики ОТСМ ТРИЗ "Решение проблемных ситуаций", целью которой является развивать умение видеть и принимать проблемные ситуации, также развивать у каждого ребенка стремление к проя...