Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.
материал по теме

Горшенина Вера Викторовна

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций №1.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят  построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались  только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Погодные условия»

Отправились  в  путешествие по Африке, но какую  одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

 Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет  открыть дверцу, в каморке у  папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась  в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

 Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким  горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга  живет  далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем  Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

 Тема: «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть  к бабушке, но она не знает, какая  дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

 Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что  можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет  посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

 Тема: «Свойства дерева»

Побежал Буратино в  школу, а перед ним широкая  река, и мостика не видно. В школу  нужно торопиться.  Думал –  думал Буратино как же ему через  речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя  уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет  плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет  написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.



Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций по лексическим темам

« Игрушки»

Медведь ,Лис и Заяц  собрались в  гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками , а подарить новые ленты . Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать наши друзья не знают.

« Овощи»

К нам в гости пришел Ежик. Он принес в корзинке овощи. Ежик просит приготовить ему салат. Посмотрите на наборы геометрических фигур и отберите те , которые нужны для составления салата.

« Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи , но Айболит не знает на чем к ним добраться. Помогите Айболиту добраться к больным друзьям ( набор геометрических фигур)

«Ателье , ткани , одежда»

Трое друзей – Медведь, Еж и Заяц отправились в магазин « Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань Но ее осталось немного.  Как узнать на чье окно хватит ткани , шторы

« Продукты  питания «

 Незнайка попал на улицу Сладкоежек. Пончик на стол поставил три блюдца. Надо разделить печенье . Помогите Незнайке.

« Кухонная посуда. Труд повара»

Повар детского сада обращается к детям с просьбой: « Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению , на кухне сломались весы. И я не могу узнать ,сколько надо взять крупы для каши. Помогите мне.

« Деревья»

4 елки разной высоты и разной ширины. Столько же ленточек разной ширины и длины. Давайте подарим деревьям ленточки, чтобы они стали еще красивее. Для каждой елочки подойдет только своя ленточка. Сколько ленточек можно завязать каждой елочки .Почему?

« Мебель»

Сегодня будем делать стулья. Чтобы получился стул понадобиться две заготовки : для сиденья и для спинки. Задача из листа « фанеры» вырезать заготовки так, чтобы их хватило на 6 стульев.

« Дом. Квартира»

«Помоги найти квартиру».

Вот улица, на которой живет Незнайка с  Почемучкой. Почемучка  живет в самом высоком доме, на пятом этаже, в квартире слева. Помогите  найти окно его квартиры. Нарисуйте в нем Почемучку. (Дети выполняют задание.)

Незнайка живет в самом низком доме, на четвертом этаже, в квартире справа. Найдите окно квартиры Незнайки и нарисуйте его в нем. (Дети последовательно находят дом, этаж, окно квартиры.)

« Строительство. Профессии»

Поехал раз царь посмотреть как новый терем строится. А работники как раз выбирают плиты, из которых терем строить будут. Давайте подскажем им, как надо плиты расположить, по порядку, начиная с самой большой, заканчивая самой маленькой. Плиты нарисованы , как узнать какая плита самая большая, а какие поменьше?

« Цветы»

В стране злой волшебницы Бастиды завяли цветы, потому что  она засыпала все колодцы и ручьи, уничтожила фонтаны. Из волшебной книги Элли и ее друзья узнали, что цветы вновь зацветут если посадить их вокруг фонтанов в определенной последовательности . Но сначала нужно построить фонтан. Цветы нужно разложить по два вдоль каждой стороны большого фонтана.

«Человек.»

Надо узнать имена ребят живущих в этом городе. Известно, что: Сева- самый высокий , Миша выше Коли, но ниже Севы. Коля самый низкий. А Толя стоит между Колей и Мишей. Теперь назови мальчиков по порядку. Сколько всего мальчиков.

« Дом . Квартира»

Всей группе детей дают рулон обоев и рассказывают, что малыши решили сделать кукольный домик, но не знают, хватит ли им обоев, чтобы оклеить ими стены в домике. На каждую стенку кукольной комнаты нужно «вот столько обоев» (показывают мерку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников.

Решение проблемных ситуаций для развития интеллекта у дошкольников....

Презентация "Решение проблемной ситуации с дошкольниками старшего и среднего возраста на примере русской народной сказки «Колобок» "

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию русской народной сказки "Колобок", эта презентация может быть использованна на занятиях по ознакомлению с окружающим, в частности   на...

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Анализ сказки "Волк и лиса". Решение проблемных ситуаций"

 Занятие проведено с использованием методик технологии ТРИЗ: анализ литературных произведений, решение проблемных ситуаций....

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"

Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходит...

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"

Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"...