Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Анализ сказки "Волк и лиса". Решение проблемных ситуаций"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Шайнурова Алсу Владимировна

   Занятие проведено с использованием методик технологии ТРИЗ: анализ литературных произведений, решение проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_skazki.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

(подготовительная группа)

Тема: Анализ сказки «Волк и лиса». Решение проблемных ситуаций.

Цель: Обучение детей анализу сюжета литературного произведения, русской народной сказки «Волк и лиса» и решению противоречий.

Задачи:

Образовательная:

Расширять словарный запас. Развивать умение подбирать слова противоположные по смыслу,  устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающая:

Развивать зрительное и слуховое внимание. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Развивать системное мышление, умение обосновывать ответы.

Воспитательная:

Совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать его и не повторять высказывания.

Оборудование: модель «Яблоко» («Хорошо – плохо»), модель «Ежик» с карточками-значками, обозначающими пути решения проблем (противоречий),  таблица для анализа литературного произведения, «копилка мудрости», интерактивная доска, компьютер.

Организация

Содержание

  1. Организационный момент

На ковре.

- Ребята, вы любите сказки? А чем сказка отличается от рассказа?

Ответы детей.

  1. Основная часть

На ковре игра «Наоборот».

Интерактивная доска.

Заполнение морфотаблицы.

Физ. минутка

На ковре. Модель «Хорошо-плохо» («Яблоко»).

Интерактивная доска + Модель «Ежик» с карточками-значками, обозначающими пути решения проблем.

-Ребята, сказки такие разные, и герои сказок, их характеры тоже отличаются друг от друга. И чтобы  узнать с какой сказкой мы встретимся сегодня, надо дать правильные ответы в игре «Наоборот». Готовы?

добро – зло

хорошо – плохо

день – ночь

молчун – болтун

умный – глупый

сильный – слабый

ленивый – трудолюбивый

щедрый – жадный

бедный – богатый

трусливый - смелый

Появляется иллюстрация к сказке «Волк и лиса».

-Назовите, пожалуйста, героев этой сказки (Ответы).

Кто из них для вас наиболее интересен? Волк.

Кто?

Что хотел?

Что мешало?

Что делал?

Что получилось?

Свойства характера героя.

Совет герою (копилка мудрости):

-На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом. 

-Чужим умом жить — добра не нажить (своего не нажить). 

-Чужим умом не долго жить (до порога жить). 

Звери упражняются – спортом занимаются:

Ежик – бегом, зайка – кувырком.

Лисичка хочет похудеть:

Вправо-влево, вправо-влево

Стала хвостиком вертеть.

-Ребята, нам нужно решить задачу:

Дружили Волк и Лиса. Но Лиса всегда хитрила и обманывала. Научила она Волка рыбу ловить, да остался Волк и без рыбы и без хвоста.

        

Если Волк будет слушаться Лису…

«+» - он не поссорится с Лисой;

«-» - останется без хвоста.

Если Волк не будет слушаться Лису…

«+» - останется с хвостом;

«-» - поссорится с Лисой.

-Ребята, как Волку сохранить друга и остаться с хвостом? (воспитатель зарисовывает ответы -варианты детей):

- слушать Лису и делать по-другому

- поймать рыбу на удочку

- отправиться на охоту за зайцами

- разморозить хвост, чтоб его не оторвать

- чтоб Лиса сама поделилась с Волком

Дети самостоятельно подбирают значки-приемы.

 Я думаю, что Волк будет очень благодарен вам за помощь.

  1. Рефлексия

В кругу на ковре.

Блиц-опрос.

Что такое сказка?

Какую сказку мы с вами вспомнили сегодня?

Назовите героев этой сказки.

Назовите черты характера Лисы.

Чему учит сказка «Волк и Лиса»?

Кто такой щедрый человек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ "Добрые слова".

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ....

Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект ОД развивающего занятия по речевому развитию в подготовительной группе.

Тематическое занятие направлено на развитие связной речи, мышления, творческого воображения. Все задачи используются через игровые ситуации, через различные виды деятельности с использованием развиваю...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «Хитрая лиса, где ты?»

Цель: Выяснить знание детей о хищных животных. Расширить и уточнить  представления детей о лисице, ее внешнем виде и образе жизни...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...