Мастер-класс для педагогов «Театр – как средство раскрытия творчества детей»
консультация

Мастер-класс для педагогов «Театр – как средство раскрытия творчества детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.odt331.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Театр – как средство раскрытия творчества детей»

    4 года назад, когда в нашем детском саду решили оказывать образовательные услуги, передо мной встал вопрос, чем же я могу заинтересовать детей, как найти самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, развития его творческих способностей, как его обучить чувствованию, художественному воображению, как вообще сделать жизнь нашего детского сада более яркой, разнообразной и увлекательной. И ответ был однозначный — создать театральную студию, что и было воплощено в 2014 году.

  В студии занимаются дети разных возрастных групп (мл., ср., старш., подготов.). Для всех была разработана своя программа, началась работа и начались активные поиски эффективных методов и средств развития театральных способностей. Тут было все: и чтение специализированной литературы, и перелопачивание интернета, и посещение курсов актерского мастерства, и просто тыкание, идущее чисто по интуиции.....ЧТО!!! и КАК!!! сделать для этого ребенка, а с другим действовать как-то иначе...

  В результате этой деятельности у меня сформировалась определенная концепция... Детское творчество, творчество в игре — это часто первая проба, прорыв через незнание. Т.к. творчество приносит радость, а положительная эмоция переводит наши потребности (интересы) на новый уровень, то перед нами ставятся новые задачи и находятся новые открытия..

  Следовательно, банально избитую, но при этом ИСТИННУЮ фразу — развитие детей нужно превращать в интересную игру, на этом и основывается моя методика: создание теплой, познавательной и развивающей атмосферы. Моя задача — открыть двери в мир волшебства и фантазии, раскрепостить застенчивых ребят, а энергию шалуна направить в правильное русло.

  Игра в детском театре знакомит детей с миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.

  Основной акцент в своей работе я ставлю на эмоциональную яркость, выразительность, на чувствование художественного текста. Для меня очень важно, чтобы ребенок понимал природу поведения и мотивов других людей, получал эстетическое удовольствие от прослушивания, прочтения худож.литературы, собственного проигрывания каких-то образов.

Как недавно мне сказала моя воспитанница, София Панова — 4 года: «Когда я это стихотворение рассказываю, я сразу влетаю в него, ...ну, соединяюсь с ним»..и это удивительное чувство — вместе с ребенком ощущать красоту жизни, вернее сиюминутного момента....

   Сегодня на нашем мастер-классе я бы и хотела поработать над тем как добиться этой выразительности, и что это вообще такое?

  Но перед тем, как рассмотреть некоторые приемы и упражнения для развития внешней техники актерского мастерства. Необходимо понять, что выразительность опирается на внутреннюю уверенность, на понимание своей задачи и цели. Если актер точно знает, чего хочет и действует согласно своим желаниям — он выразителен, ясен, понятен. Если нет — мы видим просто человека, который произносит своей текст. Само слово «выразительность» заключает в себе этот смысл — я ЧТО-ТО ВЫРАЖАЮ. Нужно находить в себе то, что вы хотите выразить, то, что вы хотите принести в этот мир. И как только это понимание приходит — вы меняетесь, и у вас появляется энергия и выразительность. А все остальное (техники, упражнения и т. д.) только помогает.

  Таким образом, выразительность — это сочетание внутренней цели и способа выражения. Одно без другого не работает. Как только ты определяешь, чего ты хочешь, это внутреннее хотение начинает двигать действие.

  Итак рассмотрим , как развивать внешнюю сторону выразительности:

  • это владение голосом
  • владение телом, пластикой
  • владение темпо-ритмом
  • владение способностью видеть, слышать, чувствовать партнера.

 Владение голосом

   Тут все просто — артикуляция, дыхание, логика речи. Учите скороговорки, делайте дыхательные упражнения (например - «грузинский хор», когда вся группа тянет один звук. Звук должен быть ровным, одинаковым по-громкости, не затухающим. Тут важно экономно расходовать дыхание. Кто последний — тот и молодец. ), работайте с посылом голоса, с произношением фразы с учетом характера разных героев (от лица ребенка, беззубого старика, военного, политика, учителя, ученика,...), учитесь произносить одну и ту же фразу с различными интонациями (давясь от смеха, плача, потрясенно, монотонно, удивленно, испуганно, рассерженно, ошеломленно, иронично, насмешливо, презирающе, пренебрежительно, снисходительно, просительно, униженно, властно, доносительно, любовно, …).

 Для установления равновесия между эмоциональным уровнем и пафосом поробуйте устанавливать ШКАЛУ ЭМОЦИЙ , например: «ты выдаешь гнев на 5, а нам надо на 8». Поскольку процесс идет по нарастающей, скажите «это была только 6, а нам по-прежнему нужна 8»

Владение темпо-ритмом отрабатываются в таких упражнениях, как «хлопки в ладоши», «различные чередования: хлопки в ладоши — удары по коленкам, либо о ладони партнера», «ритмические импоровизации», «1,2,3 — повтори — ритмическую фразу хлопками, притопами, щелчками», игровые упражнения «эхо», «мячики», «5 скоростей», «руки-ноги» (когда по одному сигналу, допустим, одиночному хлопку — выполняем определенный жест, например — поднимаем и опускаем руки, по другому - по сдвоенному хлопку — подпрыгиваем, постепенно добавляем другие сигналы и движения, задача исполнителя — продержаться не путаясь, как можно дольше) и т.д.

Владение телом и пластикой   

   Прежде всего — это способность передать эмоциональное состояние через жесты и поведение.

   Первое, что нужно тренировать — умение в любой момент расслабить тело. Нужно развивать внутреннее ощущуние своего тела и периодически снимать неосознанное напряжение.

   Второе — расширение репертуара движений и жестов. В жизни мы, как правило, пользуемся ограниченным набором движений. У нас просто нет необходимости такого разнообразия. А когда нам необходимо сделать крупный и яркий жест — возникает напряжение.

  Ну, и третье — ноги! Просто не забывайте, что они у нас есть. Ведь выразительно должно быть все тело — а не только руки и лицо. Главная ошибка — непрерывное хождение и топтание. Как только что-то подобное заметили — остановитесь. Следите, чтобы ноги не жили отдельной жизнью.

  • Превращение «Песок — камень» попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук  кистях, локтях, плечах,...
  • Упражнение «позвонки-вагончики» уроните «голову — паровозик» вниз. И пусть «паровозик» утащит за собой «позвонки-вагончики» друг за другом, постепенно. А затем в обратном порядке — снизу вверх, постепенно разгибаясь выстраиваем свои позвонки друг за другом на места.
  • Упражнение на развитие пластики рук: красим забор (представим, кисточка — ваша кисть руки), пускаем волны через плечо, трогаем невидимую стену, перетягиваем невидимый канат,... гладим животное (причем, животные всегда разные: хомячок, кошка, жираф, змея.... животные еще и живые — хомячек выскальзывает и бегает у вас по плечу, змея опутывается вокруг вашей шеи,...), передача соседу любого предмета, допустим книги, в новом формате (как будто это тяжелый кирпич, фарфоровая статуэтка, аквариум с рыбками, бомба, горячая печенная картошка, маленькая бусинка,...)
  • Кукла пластмассовая — кукла тряпичная
  • Показать частями тела
  • плечи говорят: «Я горжусь»
  • спина говорит: «Я старый, больной человек»
  • палец говорит: «Иди сюда», «Стой на месте», «Не смей»
  • глаза говорят: «Нет»
  • рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье»
  • ухо говорит: «я слышу эту птицу»
  • нос говорит: «ой, что-то пригорело»

Владение способностью видеть, слышать, чувствовать партнера

  «Сиамские близнецы». Дети «срастаются» любыми частями тела и вынуждены действовать как единое целое, показать, как завтракают, как завязывают шнурки, застегивают пуговицы,...

  «Зеркало» Пары становятся напротив друг друга. Первые - «зеркала»,точно отражают, синхронизируют действия, позу, взгляд людей, стоящих перед ним.

  «Скульптор и глина» Пары. Скульптор придает глине позу, форму, какую захочет. Глина податлива, расслаблена, послушна. Законченная скульптура застывает.

 «Насос и надувная кукла», «Марионетки», «Крокодил», «Магнит», «Перетягивание каната», «Кидание и ловля воображаемого мяча»

Мизансцены — размещение на сцене, выражение сценического взаимодействия с партнером....

1 мизансцена

Воспитатель хвалит одного ребенка

1 — счастлив

2 - скрытая ревность

взрослая женщина, начальник отдела в большой компании. Вы только что ворвались в кабинет своего босса, чтобы потребовать объяснений: почему вас уволили, а на ваше место взяли молодого сотрудника за меньшие деньги.

Вы молодой человек, который отказывается поверить что его бросает любимая девушка. Вы думаете, что если вы заткнете уши и не будете слышать, как она вам говорит что пора расстаться, то все опять будет хорошо.

Вы маленький ребенок, которому мама только что впихнула в рот ложку лекарства. Вам обещали, что оно вкусное, а теперь мама говорит, что если вдруг покажется не вкусным, то не подействует.

 Вы сидите в четвертом ряду на школьном представлении и с ужасом смотрите как ваша 15-летняя дочка забыла слова песни.

Вы маленький мальчик, впервые пришедший в зоопарк. Слон только что взял у вас хоботом из руки орешек, который вы ему протянули.

 E:\Бармалей 27.04.2018\DSC_0827.JPG            E:\видео\младшая группа 2016г\стиляги\DSC_0440.JPG

C:\Users\User\Documents\ира\фотоколлаж\фото\...запас\image-0-02-05-849e81485f3a8d4ab03ae40f24d1ef34087832a73465361a0ba5fe3699e88822-V.jpg                                                                                                                                                                                                           C:\Users\User\Documents\ира\фотоколлаж\фото\...запас\DSC_1616.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества детей"

Мастер класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества детей"...

Мастер класс "Мини-технология "Лего-сказка" в развитии технического творчества детей совместно со взрослыми в процессе создания атрибутов для игр-драматизаций"

В презентации представлено описание мини технологии лего сказка в развитии технического творчества детей совместно со взрослыми в процессе создания атрибутов для игр-драматизаций, фотографии готовых п...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Обратная аппликация как средство развития творчества дошкольников»

Способствовать формированию у педагогов представления о нетрадиционной аппликативной технике-обратной аппликации....

Мастер-класс для педагогов и родителей «Развиваем воображение и творчество детей, посредством нетрадиционных техник рисования».

Цель: расширить знания педагогов и  родителей (законных представителей) через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития воображения и творчества детей дошкольно...

Мастер-класс на тему: «Использование ТРИЗ для развития речевого творчества детей».

Знакомство с развивающими играми с использованием технологии ТРИЗ для развития речевого творчества детей....

Мастер-класс Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей»

Мастер-классТема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей»...