Самообразование 2021-2022г.
методическая разработка (младшая группа)

Любовь Николаевна Савельева

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Бусинка»

г.о. Химки Московской области

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

                         Савельева Любовь Николаевна

Воспитатель

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО».

2021-2022 уч.г. первая младшая группа 2-3 года.

СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

                                         

                                              Образование среднее,

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского  07.02.2020г.

Специальность: воспитатель детей дошкольного возраста.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.   

Педагогический стаж – 1 год и 8 месяцев.

Перспективный план самообразования:

   Учебный год

Тема самообразования

Этап

Форма и

срок отчёта

2021/2022

« Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Практический

  Презентация

2021/2022 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Первая младшая группа

Этап практический

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

  1.  Научить детей различать основные цвета;
  2. Познакомить детей с величиной и формой предметов;
  3. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  4. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  5. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  6. Сплотить детский коллектив.

Актуальность выбранной темы

     

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового. Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.        С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.   В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала. Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) . Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Литература по теме:

  1. Высокова Т. П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
  2. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез,2013
  3. Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001.
  4. Журнал «Для самых маленьких», 2001.
  5. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
  6.  Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.

Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.

План работы на 2021-2022  уч. г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы (игры)

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

сентябрь

Подборка дидактических игр.

Адаптация детей. Наблюдение за детьми и выявление уровня их сенсорного развития.

проведено

октябрь

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь»

«Платочек для куклы Кати»

Игры детей с дидактическими играми.

Проведение игр-сюрпризов с воспитанниками. Дети ощупывают предметы разной формы и размеров.

 

ноябрь

Дидактические игры:

«Найди пару»

«Сенсорные дощечки»

Игры детей с дидактическими играми : сортер, вкладыши, шнуровки. Игры за столом в дидактические карточки.

Декабрь-Январь

Дидактические игры:

«Найди прищепку»

«Собери животных»

«Собери новогоднюю гирлянду»

«Тактильный мешочек»( при изготовление используются различные по текстуре материалы).

Прослушивание звучание различных музыкальных инструментов, имитирующих различных зверей. Участие в подготовке к Новому году. Игры с дидактическим материалом.

Февраль-Март

Дидактические игры

«Разноцветные кружки»

«В какую коробку?»

«Дальше-ближе»

«Найди дерево»

«Собери листочки»

Продолжать работу с дидактическими играми. Беседа с детьми в ходе свободной игры. Рисование цветными карандашами и гуашью.

Апрель - Май

Повторение и закрепление дидактических игр и пособий

Вовлечение детей в игры со строительным материалом. Рисование по трафаретам. Занятия с дидактическими играми – домино, вкладыши. Беседа-наблюдение на прогулке.

Работа с родителями

Ноябрь

 Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Выявить уровень развития мелкой моторики детей. Довести до родителей значимость сенсорного развития детей раннего возраста.

Январь

Консультация «Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры»

Презентация проекта

Март

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

 Выставка

Апрель

Выставка дидактических игр по сенсорике, направленных на развитие эталонов чувственного восприятия.

выставка

Работа с педагогами

сентябрь, октябрь

Публикация материалов.

выставка

выполнено

ноябрь

Подборка дидактических игр и модулей по сенсорному развитию

Ознакомительная экскурсия для педагогов в группу.

февраль

Круглый стол «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

беседа

апрель

Отчет по теме самообразования.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2021-2022г.

План работы по самообразованию 2021-2022г.                                       Тема:...

План работы по теме самообразования 2021-2022г.

План работы по теме самообразования на 2021-2022 учебный год....

Самообразование 2021-2022г

План для самообразования по развитию мелкой моторики рук....

Отчет по самообразованию 2021-2022г.

Активизация словаря детей младшей возрастной группы....

самообразование 2021-2022г.

laquo;Формирование основ экологического мировозрения и культуры детей старшего дошкольного возраста»...

самообразование 2021-2022г

quot;Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию 2021-2022г.

Тема: Приобщение дошкольников к русской народной музыке через кружок....