Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
материал (старшая группа)

Галеева Гульнара Раисовна

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

 Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство  привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной  язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других  национальностей.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. На каждом возрастном этапе проявления патриотизмапатриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Почему музейная педагогика стала ныне так востребована? Ответ на вопрос очевиден. Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.  Поэтому нужно организовать на базе своего образовательного учреждения мини-музей, назначение которого состоит в формировании культуры дошкольников путем их вовлечения в деятельность и общение через музейно-образовательное пространство.

Слайд 2

Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

Слайд 3

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Слайд 4

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Слайд 5

Основной целью музейной педагогики является:  приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Слайд 6

Задачи:

 - Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;

- Развитие речи, расширение активного словаря;

 - Воспитание культуры поведения.

Слайд 7

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

 - учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

 -  вызывать уважение к другим культурам;

- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Слайд 8

На первом этапе детей необходимо познакомить с такими понятиями, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее;

для детей можно организовать виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей - оформить консультации, папки – передвижки, организовать виртуальные экскурсии на родительских собраниях.

На втором этапе детям предъявляется готовый мини - музей, необходимо организовать экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего прослеживается история каждого экспоната. Для родителей организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.

 На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея. Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов.

Слайд 9

Методы, используемые, в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как

 -  погружение в прошлое,

 - манипулирование с музейными предметами,

- вопросно-ответный метод,

- сюжетно-ролевая игра с переодеванием,

- обыгрывание ситуаций,

- мини-спектакли,

 - смена интерьеров,

- экскурсия по выставке,

- демонстрация экспонатов,

 - эвристическая беседа и так далее.

Слайд 10

Методы музейной педагогики могут быть реализованы во всех образовательных областях:

Художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)

 -Восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д. )

Познавательное развитие

Знакомство с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками, бытом и обычаями родного народа.

 Речевое развитие

Расширению словаря способствует знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды, бытовой утвари.

Художественно – эстетическое развитие (Изобразительная деятельность)

 - Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей.

Социально – коммуникативное развитие

- Решение задач нравственного воспитания: воспитание чувства уважения к Родине и своему народу, чувство гордости за талант народных мастеров.

 Художественно – эстетическое развитие (музыка)

Музыкальная деятельность в рамках фольклорного мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.

Слайд 11

Правила музейной педагогики

Правило первое: серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.

Правило второе: четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Слайд 12

Экскурсионная работа в мини-музее

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

 развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Слайд 13

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

 -У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Слайд 14

Презентация

      Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте              требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

      Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному.

Воспитанники старшей группы №12 МАДОУ детский сад №5 «ПИН и ГВИН» посетили краеведческий музей нашего города Агидель. Цель данной экскурсии -  формирование у детей нравственно-патриотических качеств, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей. Для детей была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залу музея с разными экспозициями, которые помогали понять и увидеть  быт  народа, мир старинных вещей.

 Детям рассказали  о родном городе, истории его возникновения, о первых строителях, которые строили наш город.

Воспитанники с удовольствием слушали, с любопытством рассматривали экспонаты. Особенно ребятам понравился стенд «Боевой славы», посвященный Великой Отечественной войне.  В этом зале были представлены фотопортреты ветеранов войны, списки награжденных орденами и медалями. В витринах -  награды и наградные удостоверения, благодарственные письма, фронтовая переписка, личные вещи участников войны. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста как можно больше узнали о трагических событиях 1941- 1945 годов.

Дети были в восторге от  посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов. По окончании экскурсий  дети поблагодарили Ирину Ринатовну, Альфию Абузаровну за подробный рассказ о выставочных работах, задавали вопросы.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

 Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство  привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной  язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.  

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Семинар – практикум

«Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики»

 

                                                                                       Воспитатель    

                                                                     высшей категории  

Галеева Гульнара Раисовна




Агидель, 2020г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Воспитание патриотизма у дошкольников, средствами музейной педагогики

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики...

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Статья посвящена вопросам воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста с использованием музейной педагогики. Автор рассматривает музей ДОО как уникальную образовательную среду, способствующую ф...