«Кубик Блума» как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Безукладникова Ульяна Сергеевна

Использование технологии "Кубик Блума" при организации образовательной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik_bluma_.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Кубик Блума» как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня одной из актуальных проблем является необходимость развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Необходимо развивать у детей мышление, речь и внимание, прививать интерес к окружающей действительности, формировать навык делать открытия и удивляться им.

Цель современного образования, обозначенная во ФГОС ДО, направлена на реализацию принципа «учить не науке, а учить учиться». Для этого может использоваться популярный прием технологии развития критического и познавательного мышления, который разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум, и назвал его «Кубик Блума».

Бенджамин Блум предложил теорию, называемую «таксономия», которой все образовательные цели разделяются на три блока: когнитивный, психомоторный и аффективный. Иными словами, данные блоки называются «Знаю», «Творю» и «Умею». Иными словами, детям предлагают не готовые знания, а проблемы, решение которых они должны найти.

Методика использования «Кубика Блума» заключается в использовании обычного бумажного куба, на гранях которого написано:

- назови;

- почему;

- объясни;

- предложи;

- придумай;

- поделись.

Далее формулируют тему занятия. Она должна включать тот спектр вопросов, которые должны быть рассмотрены во время занятия.

Воспитатель бросает кубик и в зависимости от выпавшей грани, задается вопрос ребенку. Удобнее ориентироваться по слову, расположенному на грани кубика – с него и начинают вопрос.

Классификация вопросов

Прием развития познавательной активности «Кубик Блума» уникален возможность формулирования вопросов самого разного характера.

Назови – воспроизведение знаний – наиболее простые вопросы, дети должны просто назвать предмет, явление или термин. Например, ребенка просят назвать лишний предмет из предложенных. Данный блок может разнообразиться вариативными заданиями, помогающими проверить наиболее общие знания по той или иной теме.

Почему – блок вопросов, позволяющий формулировать причинно-следственные связи, то есть описывать процессы, происходящие с указанным предметом и явлением. Например, почему динозавры вымерли?

Объясни – блок уточняющих вопросов, помогающих увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на каждой из сторон заданной проблемы. Например, ты действительно думаешь, что коровы – это домашние животные?

Предложи – дети должны предлагать собственные задачи, позволяющие применять те или иные правила. Либо предложить собственное видение проблемы и свои идеи. Иными словами. Учащемуся необходимо объяснить использование того или иного знания на практике, чтобы решать конкретные ситуации. Например, зачем может потребоваться молоток?

Придумай – блок творческих вопросов, содержащих в себе элементы предложения и вымысла. Например, подумай, что будет, если все насекомые на планете исчезнут?

Поделись – блок вопросов, направленный на активацию мыслительной деятельности учеников, на научение их анализу, выделению фактов и следствий, оцениванию значимости полученной информации, акцентированию внимания на их оценке. Например, почему ты выбрал именно такой цвет?

Использование Кубика Блума лишь на первый взгляд кажется очень трудным. На практике же видно, что данный прием очень нравится детям, они быстро и легко осваивают технику его использования. Педагогу же данная методика позволяет развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме могут быть проверены знания и умения каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Дидактическая игра как средств познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всес...

Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...