НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал (подготовительная группа)

Уколова Татьяна Николаевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из приоритетных задач нашего времени. За последние годы произошли огромные изменения в нашей стране. У детей искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии. Сегодня материальные ценности у детей, значительно доминируют над духовными. Поэтому нравственнопатриотическое воспитание является одним из важнейших элементов всего общественного сознания. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022_goda.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Т.Н. Уколова,

  С.А.Кочкина

воспитатели

МДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»

 г.Валуйки

   

2022г

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из приоритетных задач нашего времени. За последние годы произошли огромные изменения в нашей стране. У детей искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии. Сегодня материальные ценности у детей, значительно доминируют над духовными. Поэтому нравственнопатриотическое воспитание является одним из важнейших элементов всего общественного сознания. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. [2]

В настоящее время формируется система важнейших духовных ценностей, которые отвечают потребностям и запросам современного общества. Недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания молодежи актуальная проблема, тогда как любовь к Родине всегда была залогом сильной державы и сплоченной нации.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста это одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране. [3]

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процессов воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это очень благодатной период. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. [1]

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали мотивацию детей к активной мыслительной деятельности. Это можно реализовать посредством приемов сравнения, вопросов и индивидуальных заданий. Педагог должен приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.

Учет возрастных особенностей детей, не менее важный аспект в работе воспитателя, который требует широкого применения различных игровых приемов и методов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания благоприятной эмоциональной атмосферы занятия. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, а также семейных развлечений.[3]

Воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свою Родину и хорошо знает её историю. Каждый город нашей страны, край и области- неповторимы. В каждом месте своя уникальная природа. Всюду есть особенные, дорогие его жителям места. Везде есть свои выдающиеся артисты и спортсмены, свои художники и поэты, космонавты и герои. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край. Подбор соответствующего материала, позволяет педагогу сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. [4]

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями. Знакомство детей с историей своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

 В настоящее время эта работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственнопатриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.[2]

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Первостепенную роль в воспитании ребенка играет прежде всего семья.

Таким образом, чтобы повысить нравственную культуру общества, надо воспитывать ее с самого детства. Воспитание чувства патриотизма у детей, любви к своему ближнему ему окружению — семье, друзьям, любви и бережного отношения к родной природе, получение знаний об истории родного города, пробуждение интереса к национальным праздникам и традициям, уважение к труду — актуальные направления в работе дошкольного образовательного учреждения.[1]

ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина. - М., 2005.- 50с.

2. Новицкая, М.Ю. Наследие Патриотического воспитания в детском саду/ М.Ю. Новицкая. - М., 2003. – С. 5 – 20.

3. Остапца, А.А., Абросимова, Г.Н., Трубочева, М.Е. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа - туристской деятельности/ А.А. Остапца, Г.Н. Абросимова, М.Е. Трубочева.- М.,2003.-60с.

4. Рыжова, Н., Логинова, А., Данюкова, А. Мини - музей в детском саду/ Н. Рыжова, А. Логинова, А. Данюкова. - М., 2008.- 30с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...