"Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал (средняя группа)

В данном материале описаны приемы и методы  работы по развитию нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно -  нравственное развитие детей дошкольного возраста»

Из числа многих обозначенных задач ФГОС направлен на решение следующей задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Чтобы сформировать любое нравственное качество, мы должны помнить, что любая нравственная задача  может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений.

В своей практике для формирования нравственных чувств  на начальном этапе мы активно используем чтение  текстов из книги   «Энциклопедия сказок для малышей. Что ты чувствуешь?»  с последующим выполнением упражнений.

В содержании этой книги тексты: «Радость», «Зависть», «Страх», «Любовь» и другие, где детям в доступной форме рассказывается  о чувствах и эмоциях.  Слушая истории, ребенок может ассоциирует себя с главным героем, вместе с ним проживает ситуации и находить  решения. После каждой истории необходимо выполнить упражнение. Например: «Сказка Радость». После ее прочтения нужно выполнить упражнения по теме  «Как сохранить радость»: 1. Запомни свои ощущения, нарисуй картинку, сделай фотографию. 2. Когда тебе будет грустно или нужно успокоиться,   посмотри на рисунок с радостным моментом,  и ты снова будешь испытывать радость. 3. Как избавиться от печали? Вздохни глубоко -  глубоко. Дуй сильно – сильно, чтоб все до одной хмурые тучи улетели прочь. Улыбнись -  это засияло солнышко. На смену печали пришла радость.

Благодаря чтению таких текстов и выполнению упражнений, мы развиваем у детей эмоциональный интеллект, обучаем справляться со своими эмоциями, знакомим с разнообразием возможных чувств, ощущений.

С целью  формирования нравственной культуры дошкольников мы применяем  метод театрализации  ситуаций из «Энциклопедии о любви и дружбе. Сказки для малышей».  Эти  сказки  о том,  как заботиться о близких, как строить отношения с родными и сверстниками, как стать чутким и заботливым сыном или дочерью, братом или сестрой, другом или подругой, как любить природу, братьев наших меньших и весь наш мир. К  используемой сказке пишем маленький  сценарий, распределяем героев, театрализуем. Здесь также,  после каждой истории дети выполняют  упражнения, задания,  такие, как: 1.Запомни  дела,  которыми ты поможешь маме: вытирай пыль, полей цветы, собери  игрушки, 2. Знай,  как порадовать маму  -  обнять ее и поцеловать, найти вещь,  которую она потеряла,  сделать открытку и др.

 Для развития   толерантности, милосердия, доброты, дружелюбия, сострадания у детей каждый год мы принимаем участие в краевой акции «ТРИ «П» Понимаем. Принимаем. Помогаем». В  рамках акции проведены  мероприятия: «Мы разные, но мы вместе!», «Добрые дела вместе с Карлсоном», игра «Дружные ребята».

Особое место в акции – просмотр мультфильмов. Например: мультфильм  «Не такая, как все». После просмотра  проведено обсуждение, где дети ответили на ряд вопросов по содержанию мультфильма. Затем  их ознакомили с чувствами и трудностями слепых людей,  о помощниках для слабовидящих и незрячих людей — волшебной палочке (трости) и собаке-поводыре. Как результат: высказываясь об увиденном и услышанном о слепых людях, дети проявляли сочувствие, приводили вероятностные примеры оказания помощи.

Формирование нравственных навыков поведения – одна из наших первостепенных   задач. Дети не всегда контролируют свои действия, не всегда управляют своими эмоциями и поведением, что порой приводит к нежелательным поступкам.  

 Для воспитания нравственного поведения мы применяем  дидактическую игру «Письма доброй Волшебницы». Главная цель игры – предупреждение детей  о последствиях вседозволенности. Волшебная фея  принесла  письма, развесила их на сказочном дереве. Она объяснила ребятам, что в письмах содержатся рассказы о  том, что  такое  «нельзя»  и  что  такое  «можно». В течение двух недель мы с ребятами читали по одному письму в день, отвечали на вопросы по содержанию, обсуждали ситуации, приведенные в письме,  строили предположения «Как бы вы поступили…» Данная игра  содействовала   умениям  согласовывать  свои  поступки, поведение  со  словами «нельзя», «можно», «надо».

  Также нравственные представления мы передаем  средствами русских народных сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. К примеру, сказка «Репка» - значимость взаимопомощи, сказка «Кот, Лиса и Петух» - дружба, отзывчивость, «Лисичка со скалочкой» - справедливость.

    При ознакомлении со  сказкой   «Снегурочка и Лиса» мы используем  беседу по содержанию, рассматривание иллюстраций, предлагаем детям решить проблемные ситуации: если бы Снегурочка была послушной, то…, если бы Лиса не помогла Снегурочке, то…  В ходе обсуждения  дети смогли оценить поступки Снегурочки и Лисы, сделать элементарные выводы: Лиса не во всех сказках -  отрицательный герой. Для того, чтобы закрепить содержание сказки и проанализировать поступки героев, мы используем  дидактические игры,  например,  «Назови героя-помощника», «Оцени поступок и другие». В игре «Оцени поступок» детям предлагаются  карточки с сюжетами сказок.  Они должны были рассказать о поступке того или иного героя и дать оценку его действиям.

  С целью развития главных человеческих ценностей – доброты, чувства милосердия, эмоциональной отзывчивости нами организована акция «Золотое сердечко». В ходе акции дети нашей группы  «Колокольчики» изготовили игрушки из цветной бумаги «Зайчик – неваляшка», игра «Покорми птенца» и вручили  малышам  ясельной  группы  «Васильки».  Также в рамках  этой акции девочка из нашей группы провела с малышами пальчиковую гимнастику «Моя семья», направленную на развитие мелкой моторики.  По истечении акции при нашей поддержке проведана подвижная музыкальная игра «Цыплята и котята». Под определенную музыку танцуют  цыплята, меняется музыка – выходят котята. Цыплята должны успеть спрятаться. Ребята играли дружно, проявляя внимательность, взаимопомощь.

    Благодаря акции мы обогатили нравственное сознание детей, создали условия для первых шагов  волонтерского движения в нашей группе.

В результате проделанной работы у детей в соответствии с возрастом сформировались  на достаточном уровне представления о взаимопомощи, доброте, отзывчивости. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что дети стали более общительны, стали реже конфликтовать друг с другом, у них появились представления о таких нравственных качествах,  как доброта, дружелюбие,  желание помочь товарищу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для коллег на тему: «Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»...

«Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

 Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека.   Формирование правильных духовно-...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - залог душевного здоровья

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...