Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду
методическая разработка (старшая группа)

Бабкина Наталья Александровна

Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду

В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе важную роль играет активизация познавательной деятельности дошкольников, которая способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация.

Предлагаем вашему вниманию подборку развивающих игр, в том числе и авторских,[1] на классификацию и группировку предметов и геометрических фигур на занятиях по математике.

Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника. Классификация множеств как самостоятельная тема в традиционной программе не выделяется. Однако учитывая большое значение этой темы для развития логического мышления на занятиях по математике, мы предлагаем дошкольникам ряд игровых упражнений, заданий, дидактических игр с различными видами классификации, которые учат детей находить общий признак предметов или геометрических фигур и по нему объединять предметы или геометрические фигуры в однородные группы.

В старшей группе работа по классификации предметов или геометрических фигур усложняется. Детям предлагается группировать предметы или геометрические фигуры по двум или нескольким свойствам.

Игры, в которых используются геометрические фигуры, способствуют развитию у дошкольников навыков образования двух множеств, характеризующихся двумя различными признаками.

В целях внешнего выделения множеств можно использовать веревочки, кольца, обручи, подносы, коробки, корзины и другие емкости. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно предложить ребенку стать внутри обруча. Спросить у него, где он стоит? Где сидят остальные дети? Аналогичные игры можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию.

Упражнения с одним обручем

На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке одна геометрическая фигура. Дети по очереди располагают фигуру в соответствии с заданием воспитателя. Например, внутри обруча – все синие фигуры, а вне обруча – все остальные.

Затем проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

  • какие фигуры лежат внутри обруча? (Синие.)
  • какие фигуры оказались вне обруча? (Не синие.)

 Важно то, что внутри обруча лежат синие фигуры, и никаких других фигур там нет. Свойство фигур, лежащих вне обруча, определяется через свойство тех фигур, которые лежат внутри обруча.

Эту игру можно повторять много раз. Важно все время называть новое свойство фигур, которые будут лежать внутри обруча. Это может быть другой цвет, размер или форма фигур.

Упражнение «Непересекающиеся множества»

У каждого ребенка – два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера. Детям предлагается: 8

  • в желтое кольцо собрать все желтые фигуры;
  • в зеленое – все красные.

После выполнения практической части проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

  • какие фигуры лежат в желтом кольце? (Все желтые.)
  • какие фигуры – в зеленом кольце? (Все красные.)
  • почему у вас оказались фигуры, которые не попали ни в одно кольцо? (Они не желтые и не красные.)

По аналогии можно повторить упражнение, раскладывая фигуры в кольца по форме или по размеру.

В ходе упражнения дети выполнили классификацию и создали два непересекающихся множества. Классификация на непересекающиеся множества выполняется, если для классификации называются свойства, взаимно исключающие друг друга. Так множество желтых фигур и множество красных фигур взаимно исключают друг друга, множество кругов и множество треугольников взаимно исключают друг друга и т. д.

Подвижная игра «Листочки и ветер»

У каждого ребенка в руках один осенний листочек. Листочки отличаются по цвету, форме, размеру. (Форма листочка зависит от того, с какого дерева этот листочек.)

Воспитатель говорит: «Подул ветер». Дети с листочками произвольно двигаются по групповой комнате. Далее воспитатель дает второй сигнал: «Ветер стих. Листочки разделились по цвету». Дети собираются в группы, образуя множества, отличающиеся по цвету. Если кто-то из детей выбрал не то множество, воспитатель спрашивает: «Вы какие листочки?» Дети: «Зеленые» Воспитатель: «Есть ли среди вас лишний листочек?» Дети: «Да. Желтый».

Игра повторяется 2–3 раза. При повторении изменяется второй сигнал воспитателя: «Ветер стих. Листочки разделились по форме (по размеру)» .

Упражнение «Собери фигуры»

На полу разбросаны геометрические фигуры разного цвета, формы и размера и три ведерка разного цвета. Детям предлагается разделиться на группы и выбрать себе ведерко. Каждая группа по сигналу собирает в ведерко фигуры, соответствующие цвету ведерка: зеленые – в зеленое, красные – в красное, синие – в синее.

Побеждает та группа, которая быстрее соберет все свои фигуры и не сделает ошибок.

– Остались ли фигуры на полу? Если остались, то потому, что они не зеленые, не красные, не синие.

Аналогично проводится игра, если на ведерках одного цвета поместить символы формы геометрической фигуры.

В подготовительной группе работа направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. У детей формируется умение обобщать геометрические фигуры одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствие каждого:

  • по наличию обоих заданных свойств;
  • по их отсутствию;
  • по наличию одного и отсутствию второго свойства.

Такие игры проводятся с двумя пересекающимися обручами. Воспитатель показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный. Эти обручи укладываются на полу так, чтобы получилось пересечение обручей. Далее воспитатель предлагает одному ребенку встать так, чтобы он находился внутри красного обруча, но вне синего; второму – чтобы он находился внутри синего, но вне красного; третьему – чтобы он находился и внутри красного, и внутри синего, а четвертому – вне красного и вне синего. Эти игры учат  детей ориентироваться в областях, полученных на плоскости в результате пересечения обручей.

Упражнение с двумя кольцами13

Вариант 1. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур, отличающихся цветом, размером и формой. Детям предлагается разложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники.

На первых порах у ребят вызывает затруднение вопрос, куда положить красные треугольники? Красные треугольники должны попасть в пересечение колец, так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные.

После выполнения практической задачи проводится беседа по следующим вопросам:

  • какие фигуры в желтом кольце?
  • какие фигуры в белом кольце?
  • почему есть фигура, которая  попала в пересечение колец?
  • почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.)

Аналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.

14

Вариант 2. Детям предлагается выполнить следующую классификацию: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое – не треугольники. Беседа с детьми проводится по тем же вопросам, что и в варианте 1.Только на вопрос, почему эти фигуры лежат в пересечении колец, ответ такой: они красные и не треугольные. А на вопрос, почему эти фигуры лежат вне колец, ответ должен прозвучать так: они не красные и треугольные.

Вариант 3. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить такую классификацию: в желтое кольцо собрать не красные фигуры, а в белое – не треугольники.

И, наконец, детям предлагаются игры и упражнения с тремя обручами. В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в играх с двумя обручами, задача классификации геометрических фигур по трем свойствам.16

Упражнение с тремя кольцами

У каждого ребенка три кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить классификацию следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, в белое – все треугольники, а в зеленое – все маленькие фигуры.

После выполнения практической задачи дети отвечают на вопросы:

  • какие фигуры  в желтом кольце? ( Все красные.)
  • какие фигуры в белом кольце? (Все треугольники.)
  • какие фигуры в зеленом кольце? (Все маленькие.)
  • какая фигура лежит внутри желтого, белого и зеленого колец? (Она красная, треугольная и маленькая.)
  • какие фигуры лежат внутри желтого и зеленого колец, но вне белого? (Красные, маленькие, но не треугольные.)
  • какие фигуры лежат внутри желтого и белого колец, но вне зеленого? (Красные, треугольные и не маленькие.)
  • какие фигуры лежат внутри белого и зеленого колец, но вне желтого? (Треугольные, маленькие, но не красные.)
  • какие фигуры лежат вне желтого, белого и зеленого колец? (Не красные, не треугольные и не маленькие.)

Игры с двумя и тремя кольцами можно повторять много раз, меняя правила.

Игры на классификацию способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете"Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду

В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе важную роль играет активизация познавательной деятельности дошкольников, которая способствует развитию таких мыслительных операций, ...

Конспект занятия по математике в детском саду, тема «Матрешки-путешественницы»

Закрепить знания о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, синий, красный). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты ...

Конспекты занятий по математике в детском саду

Учимся различать один и много предметов, формируем представление о свойствах предмета...

Конспект занятия по математике в детском саду во второй младшей группе по фгос

Конспект занятия по математике в детском саду во второй младшей группе по фгосВоспитатель показывает сказку на фланелеграфе. Дети сидят за столами, перед ними на столе стоит домик. Возле домика деревь...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Конспект занятия по математике в детском саду. Тема: «Независимость числа от величины предметов»

Учить находить закономерности, развивая логическое мышление.- сложению и вычитанию чисел (по одному);- работать с планом;- рисовать дуги и прямые вертикальные линии в тетрадях.Закрепить понятие о неза...

Занятие по математике в детском саду. Тема: «Предыдущее и последующее числа»

Задачи:1. Учить:- подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям;- сравнивать величины по массе с помощью весов;- составлять в тетрадях предметные изображения сложной конфигураци...