«Разновидности проектов в детском саду», выступление
консультация

Ермишкина Вера Сергеевна

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 13.10.2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._raznovidnosti_proektov_v_detskom_sadu.docx378.46 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. о. Долгопрудный

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение городского округа Долгопрудный

детский сад № 10 «Лучик»

МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»

141707 Московская область, город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б, тел./факс: 8 (498) 686-39-15

Консультация для воспитателей

«Разновидности проектов в детском саду»

               

              https://img.freepik.com/premium-vector/children-having-fun-with-earth_29937-3229.jpg?w=2000

                                   

                                                                                          Подготовила:

воспитатель Ермишкина Вера Сергеевна

от 13.10.2021г.                                                                                          

г.о. Долгопрудный

2021г.

Разновидности проектов в детском саду

   Проектная деятельность — метод реализации индивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ, в ходе которой дошкольники расширяют кругозор, словарный запас, получают новые знания и учатся находить им практическое применение.

   Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач.

   Готовые проекты в детском саду — результат совместной деятельности взрослых (родителей и педагогов) и детей, направленный на:

- развитие предметных навыков и знаний у дошкольников;

- формирование компетентностей, необходимых для успешной учебы в школе (анализировать собственные возможности, ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения);

- гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности).

 

   К сожалению, педагоги дошкольного образования часто нуждаются в методической помощи, консультациях, мастер-классам по передовой проектной технологии, поскольку зачастую демонстрируют недостаточную осведомленность о принципах реализации и особенностях проектной деятельности, нежелание отказываться от привычной учебно-воспитательной системы, отсутствие мотивации на повышение профессионального мастерства и проявление инициативности.

Далеко не все понимают разницу между проектной и исследовательской деятельностью: проект — способ организации работы, завершающейся конкретным решением, применимым на практике.

Структура проекта:

  1. Тема
  2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный)
  3. Возраст детей
  4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы)
  5. Методологическая база проекта (литература, методика)
  6. Цель проекта
  7. Задачи проекта
  8. Этапы проекта

Проектная деятельность в детском саду - разновидности  проектов. Прежде чем приступать к реализации проектной работы в детском саду, воспитателям важно уяснить разницу между следующими видами деятельности:

- исследовательская — позволяет больше узнать о проблеме или интересующем явлении (предмете), найти истину;

- продуктивная — предполагает простейшее решение задачи;

- проектная — подразумевает не только решение проблемы, но и развитие ситуации, потому в рамках проекта дошкольники могут использовать и продуктивную, и исследовательскую, и учебную деятельность, но все они должны приводит к созданию определенного продукта.

 Таким образом готовые проекты в детском саду по ФГОС отличаются:

  1. наличием проблемы, которую нельзя решить прямым действием;
  2. социальной или личностной мотивированностью всех участников процесса;
  3. адресным характером выполнения задачи.

Каждый проект расширяет детские знания в определенной сфере, формирует у них необходимые навыки и умения, позволяет обогатить жизненный опыт дошкольника. Ребята учатся принимать самостоятельные решения, ставить цели и достигать их, развивать мышление, сотрудничать и договариваться с другими участниками группы.

В зависимости от темы проектов в детском саду их делят на:

  1. Исследовательские — дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет. Их отличает социальная значимость тем, актуальность проблемы, наличие четкой структуры и целей.
  2. Игровые — осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево-игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.
  3.  Информационные — дошколята выбирают тему и ее реализацию в соответствии со своими социальными интересами. В ходе работы дети собирают и анализируют информацию, а после на ее основании готовят продукт и презентуют его. В результате они учатся обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными.
  4. Творческие — реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, оформления интерьера, сказки или конкурса. Часто не имеют строго продуманной структуры, действия участников могут быть не распределены. Они отражают характер взаимоотношений между детьми в детском саду, детьми и родителями, дошкольниками и обществом, окружающим миром, педагогами. Все проекты творческой направленности делятся на категории по форме презентации результата, по доминирующей разновидности творчества, по мотиву.
  5.  Практико-ориентированные — раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас. Такие проекты реализуются при условии четко продуманной структуры, качественного распределения ролей и правильной организации на каждом этапе выполнения.
  6. Открытые — чаще всего используются в рамках разных групп ДОУ, что позволяет вывести проектирование на новый уровень. Когда работа ведется внутри одной возрастной группы, все участники процесса знают личностные и социальные качества друг друга, творческие возможности детей. Контактируя с детьми разных возрастов, воспитанники ДОУ расширяют сферы общения, улучшают коммуникативные и социальные навыки. Совместная деятельность дает им новые эмоции и впечатления, младшие и старшие дети перенимают опыт друг друга.
  7. Досуговые — реализация мероприятий развлекательной и спортивной направленности.
  8. Комплексные — по своему содержанию объединяют несколько типов сразу.

   Любые проекты в ДОУ по ФГОС способствуют повышению самооценки детей посредством признания ценности детских достижений и разделяются по срокам реализации на краткосрочные, реализуемые в рамках нескольких занятий, а также среднесрочные и долгосрочные (последние изучаются и осуществляются в течение полугодия или года).

   По характеру участия ребенка, он может в проектной деятельности быть участником, исполнителем, заказчиком и оценщиком. Поскольку детям не под силу разработать и реализовать проект самостоятельно, им на помощь приходят воспитатели, музыкальные руководители и родители, которым отводится роль наставников.

  Следовательно, по количеству участников все проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые (участники проекта — 3-12 человек) и фронтальные (выполняется всем коллективом группы ДОУ).

       - Индивидуальное проектирование способствует обогащению культурного и социального опыта дошкольника, позволяет ему проявлять инициативу, высказывать свои мысли и переживания, демонстрировать способности, делать ошибки и достижения.

       - Коллективные проекты реализуют стремление детей действовать сообща, желание участвовать  в коллективной работе, решении поставленных задач. Все это способствует появлению навыков коллективного сотрудничества, которые формируются посредством приобщения к выполнению общих работ. Выполняя проектную работу, воспитанники ДОУ объединяются, обсуждают проблему, ищут пути ее решения, распределяют обязанности и ответственность, помогают друг другу.

      - Парные проекты выполняются парами детей, что способствует установлению дружеских и партнерских взаимоотношений, позволяет им сформировать навыки сотрудничества, поиска  компромиссов, решения сложных задач посредством совместной деятельности.

    По характеру взаимосвязей проекты в группе в ДОУ делят на задачи внутри одной возрастной группы, с привлечением детей старше или младше, участием родителей, представителей общественных организаций или учреждений.

    Метод проектов на разных этапах в детском саду предполагают совместную работу взрослых и детей над определенной темой или выбранной проблемой в рамках познавательной деятельности. Проектная методика рекомендована для использования в старших и подготовительных группах ДОУ, несмотря на то, что она может применяться и с детьми более раннего возраста. Педагогу важно учитывать, что возрастные особенности дошкольников непосредственно влияют на их роль в проектировании:

      младшим дошкольникам свойственно преимущественно наблюдение, а потому для них предпочтительны простые краткосрочные проекты, мини-проекты, которые осуществляются вместе с родителями или при их активном участии;

     в среднем дошкольном возрасте дети более готовы к партнерским взаимоотношениям, потому они могут осуществлять среднесрочные проекты, раскрывающие интересующие их проблемы;

     старшие дошкольники могут лучше удерживать интерес, останавливаться, концентрироваться на конкретной задаче, а потому им подходят более продолжительные по времени проекты, которые они реализуют на позициях сотрудничества со взрослыми.

   Метод проектов предполагает равноправие взрослых и детей, а потому родители и воспитатели не вправе оценивать или контролировать деятельность малышей. Педагоги стремятся сформировать у детей ключевые учебные компетенции и свойства личности, которые окажутся незаменимыми в будущем.

   Выделяют три этапа использования проектов, характерные для разных возрастных групп воспитанников ДОУ:

- Подражательный. Дети 3-5 лет активно подражают в своих действиях взрослым, им свойственна исполнительность, потому в реализации проектов им отводится вторая роль. Воспитанники выполняют задачи, подражая взрослому (педагогу или родителю), или действуют по предложенному примеру.

-  Развивающий. Дошкольники 5-6 лет уже могут активно сотрудничать со сверстниками (находить компромиссы, согласовывать действия, распределять функции), у них есть опыт совместной деятельности. Малышей на этом этапе отличает развитая самооценка и самоконтроль, объективная оценка своих и чужих действий, потому они могут самостоятельно предлагать темы для проектной разработки, ставить цели и находить средства (способы) их реализации.

- Творческий. Дети 6-7 лет для осуществления проектов в подготовительной группе ДОУ нуждаются в создании определенных условий развития творческого начала, однако при этом они без труда ставят цели, определяют содержание своей деятельности, выбирают способы реализации задачи.

 

   В ходе реализации проектной деятельности значение имеет не идеальный продукт, а качество результата, навыки, которые получают дети в процессе работы, активизация любознательности, познавательной активности, настойчивости и другие полезные компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика в детском саду-выступление на математическом форуме

Данная работа была выполнена для выступления на математическом форуме Пестречинского муниципального района.Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с н...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду " выступление из опыта работы

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие малыша. Изображая предметы и явления ребенок познает их, у него формируются первые представления. Нетрадиционное рисование ...

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Консультация для воспитателей "Технология проблемного обучения в детском саду" (выступление на РМО педагогов дошкольного образования)

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными техноло...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...