Картотека проектно-исследовательской деятельности в дОУ
картотека

Калашникова Алёна Валерьевна

В этом разделе предложены исследовательские работы в ДОУ, выполненные воспитанникамимладшей, средней и старшей групп  детского сада совместно с взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_proektov.docx963.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

МАДОУ ДС №10 «Белочка», Г, НИЖНЕВАРТОВСКА

https://shareslide.ru/img/thumbs/f92f43687ad28d9469bb2274a89fd32d-800x.jpg

 КАРТОТЕКА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Автор : Калашникова А.В.

Проект

 «Исследуем вместе с малышами»


C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0253.JPG

Цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство со свойствами предметов, способами их исследования.
  • Формировать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
  • Формирование умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов.
  • Формировать у детей представления о необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе, учить беречь свои органы чувств.
  • Знакомить  детей с временами года и с погодными явлениями.
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе.
  • Вызвать интерес к посадке лука и к стадии развития его роста у детей.

Развивающие:

  • Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
  • Развивать мышление, речь, память, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию в процессе познавательно- исследовательской деятельности. Развивать у детей обоняние, вкусовой анализатор, слух.
  • Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

Воспитательные: 

  • Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир,  эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0255.JPG

Содержание:

 

  1. Фетровый календарь «Времена года»
  2. Пазлы «Времена года»
  3. Наглядное пособие и книжка-малышка «Природные явления»
  4. Дидактические игры в виде кругов Луллия «Найди пару» и «Съедобное-несъедобное»
  5. «Разноцветные стёклышки» для игры со светом
  6. Карточки алгоритма проведения опытов
  7. Тактильное пособие «Гусеница»
  8. Игра с магнитами «Весёлая рыбалка»
  9. «Набор юного исследователя» (зеркало, колокольчик, мыльные пузыри)
  10.  Карточки «Этапы роста лука», «Посади лук» (земля, вода)
  11.  Книжка - гармошка «Что необходимо для роста лука»
  12.  Книжка - малышка «Наш весёлый лучок»
  13.  Наглядное пособие «Кому нужна вода», «Как человек использует воду»
  14.  Книжки с тактильными вставками «Домашние животные», «Мамы и малыши»

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0256.JPG


C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0257.JPG

Технология использования Интерактивное пособие

Лэпбук «Исследуем вместе с малышами»

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0259.JPG

1. Фетровый календарь «Времена года»        

Цель: формирование представлений о временах года.

Развивающее панно позволяет малышам самостоятельно фиксировать сезонные изменения и погоду. Все детали съёмные, по мере взросления ребёнка, можно добавлять новые элементы.C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0261.JPG

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0262.JPG

2. Пазлы «Времена года»

Цель: закрепить знания детей о временах года, учить называть и узнавать по картинкам времена года и соотносить изображение с временем года. Формировать умение составлять целое из частей.

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0264.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0265.JPG

3. Наглядное пособие и книжка-малышка «Природные явления».

Цель:  дать знания о природных явлениях, о свойствах воды и ее разных состояниях в природе. Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы.

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0266.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0267.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0268.JPG

4. Дидактические игры в виде кругов Луллия «Найди пару»

Цель: учить оценивать качество поверхности материала с помощью тактильного анализатора. 

«Съедобное-несъедобное»

Цель: формировать умение делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Игры не статичны, круг движется, позволяя ребёнку подобрать необходимый вариант ответа на задание. 

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0269.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0279.JPG

5. «Разноцветные стёклышки» для игр со светом

Цель: познакомить детей со свойствами прозрачного и разноцветного стекла.

Наблюдаем через "разноцветные стеклышки", как меняется окружающий мир (становится темнее, светлее, ярче). Затем обсуждаем, делимся впечатлениями.C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0271.JPG

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0272.JPG

6. Карточки алгоритма проведения опытовC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0273.JPG

Цель:  развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.  

В картотеке собраны карточки с элементарными опытами для детей. Каждая из них содержит текст для воспитателя или родителей, а также картинку-схему по проведению опыта. Поэтому ребенок может самостоятельно рассмотреть схему и провести опыт самостоятельно.

7. Тактильное пособие «Гусеница»

Цель:  развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, осязания, мышления, развитие речи. 

Данная игра представляет собой кружочки-мешочки с разным наполнением: горох, пшено, вата, целлофан, кедровые орешки.

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0275.JPG

8. Игра с магнитами «Весёлая рыбалка»

Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами. Формировать познавательную активность детей в процессе проведения игры. C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0277.JPG

9. «Набор юного исследователя» (зеркало, колокольчик, мыльные пузыри)C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0280.JPG

Здесь собраны предметы - для игр со светом: зеркало для игры с солнечным зайчиком. Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем, с происхождением солнечных зайчиков, помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

 Колокольчик для формирования понятия о роли уха для ориентировки в пространстве. 

Мыльные пузыри для формирования у детей способности творчески осваивать способы опытно - экспериментальной деятельности. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. 

10. Карточки «Этапы роста лука», «Посади лук» (земля, вода)

Цель: развивать интерес у детей к растению и к стадии развития его роста.

Карточки позволяют фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0282.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0285.JPG

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0284.JPG

11. Книжка - гармошка «Что необходимо для роста лука»

Цель: формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0287.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0288.JPG

12. Книжка - малышка «Наш весёлый лучок»

Цель: дать знания о пользе лука. 

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0290.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0291.JPG

13. Наглядное пособие «Кому нужна вода», «Как человек использует воду».

Цель: расширять представления детей о воде, о том, что вода нужна всему живому.

Воспитывать бережное отношение к воде. 

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0292.JPG

14. Книжки с тактильными вставками «Домашние животные», «Мамы и малыши»

Цель: формировать умение на ощупь различать качество поверхности (шершавый, гладкий и т.д.). 

C:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0300.JPGC:\Users\User\Desktop\лэп\IMG_0301.JPG

Проект «Мыло пенится, смотрите!»

Группа среднего дошкольного возраста

    В этом проекте дети раннего возраста знакомятся с мылом, его свойствами. Так же происходит знакомство с пеной, ее свойствами. Узнают про мыльные пузыри.

Актуальность:

  • Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие.
  • Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться.
  • Игры с мыльными пузырями – самая простая и забавная игра, она известна очень давно и привлекает всех детей и взрослых.
  • Игры с пеной помогают малышам поближе познакомиться с белым цветом, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт.

Цель проекта:

     Развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. Знакомство с мылом, нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.

Задачи проекта:

     Развивать наглядно-образное мышление, речь, внимание, моторику, координацию движений.

Вид проекта: краткосрочный – 7дней.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Материал:

      Различные виды мыла, сюжетные картинки, тазы с водой, пластилин, зеркало или стекло, одноразовые стаканчики, одноразовые ложки, трубочки, мыльные пузыри, кукла, венчик, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие), мыльницы (из картона), платочки, губки для мытья посуды, цветные карандаши, альбомные листы, ватман.

Продукт проекта:

     Фотоотчет проведения проекта.

     Коллективная работа с детьми.

Работа с родителями:

     Разучивание стихотворений, потешек дома.

     Чтение сказок.

     Консультации: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Да здравствует мыло душистое!», «Мыльные пузыри влияют на обучение языку», «Рисование мыльными пузырями», «Купание – прекрасное закаливающее средство».

Предварительная работа:

     Чтение художественной литературы К.И. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций, игровые ситуации, выполнение режимных моментов.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

• Выбор темы, определение целей, задач проекта.

• Подготовка предметно-развивающей среды.

• Подборка литературы, игр, сюжетных картинок.

• Ознакомление родителей о предстоящих мероприятиях.

2. Основной этап реализации проекта.

1 день

Выставка виды мыла.

Цель: познакомить детей с разными видами мыла.

Пальчиковая игра «Умывалочка»

Цель: развитие мелкой моторики, активизация словаря.

Игра:

Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).

Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).

А над ручками, как тучки (руки вверх).

Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).

Вывод: мыло бывает разным: жидким, твердым, разной формы.

2 день

Познавательное занятие

«Да здравствует мыло душистое!»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями.

Материал: кусочки туалетного мыла разного цвета по количеству детей, коробочка для мыла, флакон жидкого мыла, салфетки.

Ход занятия: конспект.

Вывод: мыло имеет разный запах, мыло разное (твердое, жидкое, большое, маленькое)

Лепка «Мыло для куклы Даши»

Цель: развитие умения отражать простые предметы в лепке.

Итог: выставка детских работ.

3 день

Игра «Сделаем пену»

Игра эксперимент «Пенка на ладошке»

Цель: продолжать учить детей намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек».

Цель: показать наглядно, что мыло пениться в воде. Развивать познавательную активность и любознательность.

Вывод: мыло в воде – появляется пена.

Вывод: мыло пенится.

4 день

Дидактическая игра «Купаем куклу Катю»

Художественно – эстетическое развитие (рисование): «полотенца для куклы Кати»

Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре.

Цель: развивать внимание, воображение, моторику рук. Закреплять умение правильно держать кисточку.

Вывод: мыло отмывает грязь.

5 день

Игра «Помощники Мойдодыра»

М/п игра «Поймай мыльный пузырь»

Цель: обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.

Цель: развивать речевое дыхание, координацию движений.

Вывод: мыльная вода отмывает грязь.

6 день:

Художественно – эстетическое развитие (рисование). Коллективная работа «Цветочная полянка».

Цель: закрепить навыки рисования нетрадиционным способом, с помощью пены, развивать внимание, воображение.

7 день:

Итоговое мероприятие: «Мыльные пузыри»

Цель: формировать у детей навыки практического экспериментирования, развивать речевое дыхание. Вызвать положительные эмоции от данного мероприятия.

3. Заключительный этап.

    Итогом мероприятия стало развлечение «Мыльные пузыри», в котором дети закрепили знания о мыле.

Вывод: у детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах мыла, мыльной пены.

     В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.

     Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.  

Используемая литература:

  1. Е.В. Баранова в помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» - г. Ярославль: Академия развития, 2009г.
  2.    Дергунская В.А., Ошкина А.Л. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методического пособия - М; Центр педагогического образования, 2013
  3.   Гегузин Я.Е. Пузыри. - М.: Наука, 1985.
  4. Н. В. Нищева. Проектный метод организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. –М; Издательства Детство,  Пресс, 2917 г.
  5.  Интернет ресурсы.

Тема проекта: "Чудо-огород"_600_600_90_100491134587270183.jpg

Вид проекта: педагогический

Продолжительность проекта: краткосрочный (начало - 4 апреля , окончание -29 апреля .)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети (5-6 лет), педагоги, родители

Актуальность проекта:

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот  проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель: формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей.

Задачи :

 - Расширять представления  детей о жизни растений.

 - Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

 - Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.

 -Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

 -Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ.

   Обеспечение проекта: презентации по теме проекта, мультфильмы,  наглядно-дидактические пособия, книги, оборудование для ухода за растениями, семена, рассада, фотоаппарат, компьютер, магнитофон.

Предполагаемый результат:

-Расширение знаний детей о жизни растений.

-Создание необходимых условий в группе  для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

-Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

-Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

-Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.

Продукты проекта: огород на подоконнике в группе, выставки творческих работ детей.

Риски:

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.

3. Низкое познавательное развитие детей.

Рабочий план реализации проекта:

1 этап - подготовительный

-Изучение проблемы.

-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

-Составление плана работы над проектом.

-Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной  деятельности.

- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, алгоритмов ухода за растениями, героев -дед, бабка

-Привлечение родителей к участию в проекте.

2 этап - практический

- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)

-  Рассматривание иллюстраций овощей.  

- НОД «Огород на окне»,  « Вот какой мой лучок! », «Овощи большие  и маленькие»,"Загадки с грядки"

- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.

- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте, "Какие разные семена", проращивание семян кабачка.

- Чтение художественной литературы:  русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,  стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»

- Отгадывание загадок по теме «Овощи».

-Разучивание  стихов по  теме  «Овощи»

-Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

- Инсценировка  песни «Огородная -хороводная»

-Дидактические игры: «Чудесный мешочек»,  «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний»,  лото «Найди пару»

-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»

-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»

-Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.

3 этап - заключительный

-Презентация проекта

- Сбор урожая.

По  реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

- У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

-  Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне.

- Дети стали более уважительно относиться к труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Приложение

Инсценирование песни "Огородная -хороводная"

музыка Б. Можжевелова

слова А. Пассовой

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с песнями.

•Закрепить умение детей  под руководством воспитателя  драматизировать песню.

• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.

Материал: шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.

Есть у нас огород

И капуста там растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там морковка растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас огород

Там зелёный лук растёт.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)

Есть у нас грузовик

Он не мал, не велик.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с песнями.

• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.

• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.

Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.

Методические приемы:

Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.

Загадки про овощи

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (огурцы)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный... (помидор)

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (репка)

Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста

Зеленый дом тесноват:

Длинный, узкий, гладкий.

В доме рядом   сидят

Малые ребятки.

Пришла осенью беда —

Треснул дом их гладкий,

 Побежали кто куда

Малые ребятки. (Горох)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный хвост. (Морковь)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она —

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

Щёки розовы, нос бел,

В темноте сижу весь день,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис)

Растут на грядке

Зелёные ветки,

А на ветках —Красные детки. (Помидоры)

Проект

Хождение по солевой дорожке.

«Здоровье- жизнь, здоровье смех,

здоровье - дарит нам успех!»

Вид проекта:творческо-игровой, долгосрочный.

Возраст детей: 1,5 - 3 года.

Участники проекта: дети, воспитатели группы.

Форма проведения: беседы; чтение стихов; игры с водой.

Актуальность: В настоящее время значительное число детей относятся к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеют отклонения в состоянии здоровья (например экссудативный диатез, или другие проявления аллергии, различные заболевания носоглотки.), а так же в последнее время стали очень сильные перепады температуры воздуха, что повысило заболеваемость детей.

Цель закаливания: выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Задачи:

· укрепления здоровья детей,

· развития выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды,

· повышение его

сопротивляемости к различным заболеваниям.

Эпиграф проекта:

"Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья — нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!"

Ю. С. Энтин

«Сильный, но не закаленный человек подобен

крепости с толстыми высокими стенами,

в которой забыли поставить ворота»

гласит народная мудрость.

Пути реализации:

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание ребенка можно начинать с первых недель его жизни и систематически следовать этому в дальнейшем, с ростом ребенка необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур.

Закаливающие мероприятия начинать предпочтительно:

в теплое время года, когда оптимально тепловое состояние детей;

при положительной эмоциональной настроенности детей.

Возобновлять занятия после перерыва только с разрешения врача.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил и принципов:

-постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,

-регулярность (или непрерывность),

-обязательный учет индивидуальных особенностей организма,

-соответствие дозировки закаливающих факторов функциональным возможностям организма,

-многофакторность,

-комбинирование общего и местного закаливания.

 Противопоказания к закаливанию.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.

Хождение по солевой дорожке.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т.д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.

Закаливание рук

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам целесообразнее начинать закаливание рук. Закаливание проводится по подгруппам с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

В нашей ясельной группе оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно - сосудистой и дыхательной систем. После тихого часа полоскание горла и хождение по солевой дорожке. Во-время прогулки проводятся закаливания в виде игр с водой, что детям очень нравится.

В течение года с детьми проводятся беседы о закаливании, о его пользе.

Все процедуры сопровождаются веселыми и поучительными стихами.

***

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

 

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться–

На зарядку становиться!

 

Чистить зубы, умываться,

И чаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

 

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

 

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

 

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

 

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Закалка

По утрам ты закаляйся,

Водой холодной обливайся.

Будешь ты всегда здоров.

Тут не нужно лишних слов.

О ногтях

Кто ногтей не чистит

И не подстригает,

Тот своих знакомых

Здорово пугает.

Ведь с ногтями грязными,

Длинными и острыми

Могут очень просто вас

Перепутать с монстрами.

Андрей Усачев

Мишка

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится-

У кого будешь лечиться?

Е. Чарушин, Е. Шумская

Мойдодыр

Самый чистый, самый умный,

Самый добрый Мойдодыр.

Он твердит и днем, и ночью:

«Три до дыр» да «Мой до дыр!»

Моет он мышат, лягушек,

Моет маленьких детей —

Даже самых непослушных

Умывает каждый день.

Е. Силенок

***

Вода нам помогает жить,

Мы очень любим воду пить!

Еще мы - умываемся!

И в ванночках плескаемся!

А летом - весело в реке!

В лесу - в журчащем роднике!

И в теплом, теплом море -

Купаться на просторе!

Вода нас закаляет,

От грязи отмывает!

С водой мы любим поиграть!

Игрушки любим мы купать!

И в ванночках, и в тазиках!

Такие мы — проказники!

Так как наши ребята очень любят играть с водой, мы уделяем много внимания закаливанию рук и создали очень интересную картотеку игр с водой.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно бассейна. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по - очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

"Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал в воде.

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

-Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.

-Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

-Совершенствование вегето - сосудистой реакции у детей - повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течение дня).

-Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.

Результат проекта: проведенной работы - это уменьшение частоты и длительности заболеваний детей дошкольного возраста, укрепление и ускорения развития, пока еще полностью несформированного детского организма.

    Родители воспитанников полностью проинформированы о методах здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологиях и навыках самооздоровления. Оказана помощь семьям в воспитании и оздоровлении дошкольников.

    Воспитанники заметно повысили уровень физической подготовленности, виден ощутимый прирост физических качеств, обеспечен эмоциональный настрой, получены знания по формированию ЗОЖ и самооздоровления, закреплены навыками с использованием здоровьесберегающего образовательного процесса.

    Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии (солевые дорожки), мы способствем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Работу в данном направлении необходими непрерывно продолжать, расширять  и углублять, так как она дает положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...