Консультация для родителей "Культура речевого общения"
консультация (средняя группа)

Ольга Викторовна Третьякова

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Культура речевого общения282.27 КБ

Предварительный просмотр:

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/64-20220108_230433-scaled.jpg

Культура речевого общения

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно,чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь ввиду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они немогут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе

мыслей и речи.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.

Культура речевого общения предполагает соблюдение

определённого речевого этикета. Поздоровался или не

поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не

выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл,или тот, кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение? Оказывается, имеет.

Приветствие – начало к установлениюконтакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, ккому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, дажеесли он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.

Культура речевого общения и вежливость – понятия

неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной

воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, чтовежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим».

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/64-20220108_230433-scaled.jpg

Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы

уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной.Ведь только вежливость рождает вежливость.

Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.

Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих

эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлять терпимость.

Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано.

Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким  тоном мы их произносим и с каким выражением лица.

Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные,

доброжелательные. Другому – экзальтированные, торопливые,постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо-крикливых. Для третьего характерен тон требовательный,властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка,мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общениес ними струю радости, мажора.

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/01/64-20220108_230433-scaled.jpg

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности

ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых

мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.

Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий. Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно

ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите кним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает,стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о роли речевого общения

Поступив в первый класс ребёнок уже обладает некоторыми знаниями, умениями и навыками, но очень остро стоит вопрос о том, что развитие речи у детей не достаточно и в особенности развитие речевого обще...

Консультация "Речь и речевое общение"

Использование игр для развития речи детей....

Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность – основа нравственно-эстетического и речевого общения детей".

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогае...

Консультация "Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста"

Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, об...

Консультация для педагогов "Речевое общение дошкольников в игре"

В статье рассказывается об обучении диалогическому общению дошкольников в форме разнообразных видов игр и видов деятельности....

Консультация "Обучение дошкольников речевому общению"

Дошкольный возраст — самый подходящий период не только для развития всех сторон речи детей, но и для формирования умения общаться со сверстниками и взрослыми. В настоящее  время у боль...