Консультация для педагогов "Речевое общение дошкольников в игре"
консультация ( группа) на тему

Батанина Анастасия Михайловна

В статье рассказывается об обучении диалогическому общению дошкольников в форме разнообразных видов игр и видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_v_igre.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение комбинированного вида

детский сад №130 города Липецка

Консультация для педагогов на тему:

«Речевое общение в игре».

Подготовила: 

учитель-логопед

Батанина  Анастасия Михайловна

Липецк, 2016

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная  функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнёра, так и само общение, и используемые языковые средства. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога.  Диалог выступает  как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается  монолог.

Как показывают наблюдения, нескоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи» характерны для всех детей. Особенно часто это проявляется в процессе игр с мелкими игрушками, конструировании, игры с мозаикой, когда дети, находясь рядом, каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. Речь здесь выполняет контактоустанавливающую, фактическую функцию. Она не преследует цели обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата: она направлена, прежде всего, на установление и поддержание эмоционального контакта и действительно его обеспечивает. У дошкольника ярко выражена потребность в само презентации, потребность во внимании сверстника, желание довести до сведения партнера цели и содержание своих действий, возникающие по ассоциации воспоминания из личного опыта.

Не следует думать, что дошкольник не обращает внимания на то, слышит ли его партнер. Об этом можно судить по тому, что, оставаясь в  одиночестве, ребенок нередко теряет интерес к той деятельности, которой он только что занимался со сверстником. Просто интерес не распространяется дальше желания быть вместе, быть объектом внимания, и удовлетворяется от самого факта присутствия сверстника и его аналогичной встречной речевой активности, хотя и не скоординированной по содержанию.

Следует заметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечиваются не  только и даже не столько при помощи речи, а, прежде всего, использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов, поз предметных действий. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности  коммуникативной способности.

Задача формирования диалогического общения, таким образом, выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а  также стиль общения педагога с детьми.

Обучение диалогическому общению осуществляется в форме игр: дидактических, подвижных, народных, инсценировки, игры-драматизации, конструирования, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) – также виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме…».  Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником. В игре «Разведчики» играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находиться в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить,  что изменилось во внешнем облике игрока. Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу,  даже измененному, имя игрока («Огородник»,  «Кто позвал», «Улитка»).  Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски», «Фанты», «Где мы были, мы не скажем….» и пр.).  Игры эти любимы детьми: удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей,  игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм-инсценировкам, играм-драматизациям, сюжетно-дидактическим играм. Это тот круг игр, в которых объединяются несколько детей, хорошо знакомых с текстом, представляющим себе сюжет, последовательность игровых действий.  Приемами, стимулирующими инициативную фразовую речь, является сюрпризное появление игрушек, предметов, их яркий облик, возможность обследовать их свойства, наблюдать движение и звучание. Возможность принять посильное участие в инсценировке, драматизации, свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками).  Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и тем, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позицию сказочного  (литературного) персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.  Наибольшую ценность представляет собой  игра-импровизация по мотивам сказок. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в большей мере, они заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова, роли, диалоги. Это может быть разыгрывание лишь отдельных эпизодов, а не всей сказки целиком.  Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Такие инсценировки дают возможность действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определенной роли. Чтобы научится диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия  хотя бы с одним партнером.  Именно с такого общения в диаде начинается развитие диалогической речи как подлинно  детской  коммуникативной самодеятельности. Такие умения приобретаются постепенно в  процессе игр, в которых сами правила игры прямо нацеливают детей действовать совместно, следить за высказываниями и действиями партнера, дополнять или корректировать их. Это разнообразные игры типа: «Разрезные картинки», «Нанижем бусы», «Найди слова с заданным звуком», «Рассказ по набору картинок» и др.  Модификация игр состоит в том, что в них дополнительно вводятся правила взаимодействия детей, и это изменяет программное  содержание игры. Дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать с партнером – сверстником. Это речевое взаимодействие, возникновение диалога – основная задача дидактической игры.  Цель игр -   пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, поделится своими переживаниями и эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по экологическому воспитанию дошкольников "Экологические игры"

АКТУАЛЬНОСТЬ: На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека и природы. Наша цель развить в детях экологическую культуру, основы бережного ...

Общение дошкольника в игре

Общение дошкольнка в игре...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"

Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что  сможет помочь  ребенку в этом? Конечно же игра!...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и гор...

Консультация для педагогов: "Обучение дошкольников элементам игры в шахматы"

laquo;Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения - наука…Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка&ra...

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»

Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»...

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника (Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой» )

Дидактическая игра "Вопрос с подсказкой "прелназначена для .детей 4-7лет. В ходе игры ребенок познакомится с условными обозначениями - символами; научится составлять небольшой описательный р...