Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы
материал

 Барбарина Ольга Александровна

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_duhovno.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Свое выступление хочу начать с притчи:

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту притчу применить к воспитанию, то каким будет смысл?

Смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания духовно-нравственной культуры с ранних лет.

Слайд 2 В Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указывается, что обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования даёт возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда, формируются потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

Слайд 3 Духовно-нравственное воспитание. Что это? Как определить, что здесь главное. По мнению кандидата педагогических наук Евгении Васильевны Бондаревской, Духовно-нравственное воспитание содействует: формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В настоящее время актуальной становится другая тема — как это сделать практически.

Слайд 4 ФГОС ДО объединяет обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.  

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Слайд 5 Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» направлена на духово- нравственное воспитание детей. Издавна в отечественной педагогике основной целью было воспитание человека мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, а значит ответственным.

Задачи и принципы, Федеральных государственных стандартов дошкольного образования показывают, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением образования на современном этапе. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программ, проектов по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Проанализировав программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, проанализировав задачи и принципы ФГОС ДО, принципы обучения дошкольного образования, мной разработана программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 5-7 лет «Доброе сердце», основной целью, которой является создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания в рамках кружковой деятельности. Построение программы опирается: на

  • Учебно-методический комплект «Добрый мир». (Православная культура для малышей) Л.Л. Шевченко, Москва, Лига – Принт.,2011.

С учетом возрастных особенностей детей.

Слайд 6

Отличительные особенности программы:

  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес к нравственной активности;
  • культурологический характер содержания, позволяет всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России;
  • в программе прослеживаются интеграционные связи с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;

Слайд 7

  • программа состоит из 2 разделов:

старший возраст (5-6 лет)

  1. Раздел: «Моя семья»
  2. Раздел: «Чистые сердцем»

подготовительный к школе (6-7 лет)

  1. Раздел: «Божьи законы, которыми сохраняется мир».
  2. Раздел: «Моя Родина»

Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю с детьми старшего возраста. Длительность занятий 25–30 минут.

Слайд 8 Структура определяется темой, например: Православные праздники. Структура данного занятия такова: в начале   повторяется, о чём беседовали с детьми на прошлом занятии. Далее, при помощи наглядных материалов, загадок, игровых ситуаций подвожу детей к новой теме. Дополнительным приёмом занятия является просмотр видеофильма, мультфильма или презентация мини-фильма подготовленной по теме. Далее проводится беседа, которая включает в себя 4–5 вопросов, включаются подвижные игры, драматизации, ролевые диалоги. Заканчивается каждое занятие изобразительной, конструктивной деятельностью (рисованием, раскрашиванием готовых рисунков, изготовлением поделок). Смена деятельности позволяет удерживать внимание детей длительное время. Игровые занятия данного цикла знакомят детей с традициями отечественной культуры, историей православных праздников: с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников. Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к  традициям своего народа; любовь к семье, близким.

В ходе бесед по темам «Что такое дружба», «Моё имя», детям предлагается послушать рассказ или сказку, затем ответить на вопросы. Основные задачи данных занятий, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. Художественные произведения, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.

Слайд 9 Занятия по ознакомлению о рождении И. Христа начинаю с показа иллюстрации. При помощи документ-камеры рассматриваем иллюстрацию из детской Библии, проговариваем и затем просматриваем видео-песню «Наступило Рождество». В конце занятия предлагаю детям раскрасить или нарисовать рисунок по теме. Занятия не должны быть перегружены информацией. Каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Так же после каждого занятия  рекомендуется детско-родительская деятельность дома. Предлагается: Подобрать вместе с детьми пословицы и поговорки по теме. Прочитать рассказ побеседовать по содержанию. Посмотреть мультфильм и т.д. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников, семейных развлечений.

Разнообразие форм и методов организации занятий позволяет сохранять интерес детей к теме, способствуют формированию познавательного интереса, закрепление навыков общения со сверстниками. Очень важно, чтобы каждое занятие, каждая беседа с детьми утверждает их в самом главном, что любовь — это есть самое главное. Любовь к земле, к родителям, к детям в группе, к воспитателям, к городу.

И самая главная наша цель донести и показать детям, что Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Очень важно, чтобы все эти истины ребёнок осознал в самом начале его жизненного пути.


Слайд 10 Ну и конечно, родители не остаются в стороне и  являются активными участниками образовательного процесса.


Слайд 11 Закончить свое выступление хочу словами 

        «Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

Формы подведения итогов реализации программы:

Мониторинг реализации программы проводится два раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком Программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. В условиях проведения мониторинга необходимо выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика включает в себя оценку нравственного развития ребенка, степень сформированности игровых, коммуникативных и регуляторных навыков. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, бесед, организации игровых и проблемных ситуации. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, диалоги, тематические семинары);
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • индивидуальная работа с детьми дома;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • изготовление реквизита, костюмов к праздникам;
  • организация угощения детей во время посиделок;
  • круглые столы с педагогами, специалистами ДОУ;
  • диспуты, беседы;
  • консультации;
  • выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;
  • практикумы;
  • обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
  • выставки семейных работ к праздникам;
  • индивидуальное собеседование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей та...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...

Методическая разработка Конспекты организации разных видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы «Семья»

Главная цель российского образования была сформулирована в  майском Указе Президента Российской Федерации «О  национальных целях и  стратегических задачах развития Российской Феде...

консультация на тему "Организация работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях в ДОУ"

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее важных.Дети, начиная с  дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний  о родном го...

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено на основе "ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ духовно-нравственного воспитания"С ЧИСТЫ...