Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации
проект (старшая группа)

Скворцова Татьяна Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

В данном направлении невозможно увидеть моментальных результатов своего труда, но то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет частью его и нашей жизни. И мы должны быть уверены в том, что семена, которые посеем в души детей, обязательно взойдут в будущем.

 Крылатая фраза «Все начинается с детства» раскрывает суть актуальности данной проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в

современной дошкольной образовательной организации

«Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца»

Святейший Патриарх Кирилл

Актуальность работы

   

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

В данном направлении невозможно увидеть моментальных результатов своего труда, но то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет частью его и нашей жизни. И мы должны быть уверены в том, что семена, которые посеем в души детей, обязательно взойдут в будущем.

 Крылатая фраза «Все начинается с детства» раскрывает суть актуальности данной проблемы.

   В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формирование нравственных чувств и алгоритма социального поведения.

   Дети в дошкольном возрасте начинают интересоваться вопросами православной культуры, религии, независимо от того насколько верующие родители и, если они не получат элементарных ответов на свои вопросы в этом возрасте, здесь и сейчас, то обязательно их будут искать в других местах. И неизвестно какие ответы они получат там. А возможно получат в том возрасте, когда родители не смогут уже контролировать каждый шаг ребенка в силу его возрастных особенностей.

  Воспитание личности на основе нравственных принципов православия дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Как известно, от фундамента зависит прочность здания.

  В данном материале я представлю опыт работы нашей образовательной организации, а так же наши достижения и трудности, с которыми мы столкнулись в ходе реализации Программы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

 В 2017-2018 учебном году наше дошкольное образовательное учреждение начало работу по программе духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, Основы православной культуры как дополнительного образования в дошкольном учреждении. Анадырской и Чукотской епархией было рекомендовано взять за основу учебное пособие под редакцией Людмилы Леонидовны Шевченко «Добрый мир».

В соответствии с ФГОС ДО содержание программы реализуется в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, в рамках самостоятельной деятельности детей, а так же через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

  Исходя из этого, мы сформулировали следующие общие задачи программы по духовно – нравственному воспитанию

Обучающие:

  • формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;
  • формировать представления о нравственных чувствах человека (патриотизм), о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение взаимодействовать);
  • формировать представления о добродетелях и потребности следовать положительным нравственным примерам;
  • формировать культуру речи детей, пополнять их словарный запас нравственными понятиями (послушание, любовь, почитание).

Развивающие:

  • пробуждать потребность в приобретении новых знаний;
  • развивать любознательность и активность;
  • развивать умение размышлять, высказывать свои суждения
  • развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей

Воспитательные:

  • вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных поколений
  •  воспитывать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;
  • воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, чувство благодарности к старшим;
  • прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру

  Введение Основ православной культуры помогло соединить образование и воспитание в одно целое, что открыло новые возможности для образования детей и для самообразования педагогов. 

Организацию и содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в нашем образовательном учреждении я представлю исходя из основных видов деятельности, присущих данному возрасту:

  • прогулки, экскурсии;
  •  продуктивная и творческая деятельность;
  •  театральная деятельность;
  •  игровая и познавательная деятельность (народные игры, праздники, чтение исторической и православной литературы, сказок, притч, жития святых, знакомство с православными традициями и ценностями);
  • совместная деятельность детей, родителей, социальных партнеров.

Прогулки и экскурсии

 Работа с детьми по реализации программы начинается с расширения представлений о красоте Божьего мира, Божьего творения. К сожалению, в нашем северном крае погодные условия не позволяет часто совершать прогулки и видеть разнообразие природных явлений.

Мы это осуществляем в теплый период и через взаимодействие с родителями посредством семейных прогулок. В результате чего дети могут увидеть красоту природы северного края: неповторимые закаты и восходы, белые ночи и северное сияние, яркий и разнообразный растительный и животный мир тундры, изменения в природе и красоту каждого времени года.

 Очень большое значение имеют посещение городских творческих выставок, экскурсии в детскую городскую библиотеку, в музейный центр «Наследие Чукотки». Детям предоставляется возможность увидеть работы мастеров искусства, литературы и вместе с тем самобытный мир северных народов, отраженный в картинах, прикладном искусстве, литературе, предметах быта.

  Воспитание патриотизма, любви к Родине начинается с любви к «малой родине», месту, где человек родился, где он живет. Важно знать историю, культуру своего родного края, хранить его традиции, знакомиться с православной культурой, передавать следующим поколениям.

   Внимание ребенка необходимо обращать на все, что окружает его, и тогда он сам начнет замечать красоту вокруг себя, научиться любить, радоваться, познавать, беречь.

Наши традиционные прогулки и экскурсии следующие:

- Прогулки «Волшебница-зима»

- Прогулки «Пробуждение природы»

- Прогулки «Лето, лето к нам пришло»

- Прогулки «Осенние мотивы»

- Ознакомительные экскурсии «Мой город»

- Ознакомительные экскурсии «Памятные места нашего города»

- Ознакомительные экскурсии в Свято-Троицкий кафедральный собор

- Экскурсии на колокольню храма в Пасхальную неделю

- Экскурсии в Воскресную школу при кафедральном соборе

 Продуктивная и творческая деятельность

   Этот вид деятельности тесно связан с решением задач нравственного воспитания. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Эта деятельность в дошкольном возрасте не менее значима, чем игровая. Благодаря продуктам творческой деятельности ребенка, можно проследить развитие познавательных процессов и раскрытие творческого потенциала. Этот вид деятельности для ребенка является своеобразной рефлексией, что не менее важно для его развития.

  • Образовательная область  «Художественно - эстетическое развитие»

Тема: «Красота Божьего мира» - коллективное рисование с элементами аппликации по дням Творения. День и ночь. Небо. Земля, вода, растения. Солнце, луна, звезды. Птицы, рыбы, насекомые. Человек, животные. День покоя (Воскресенье)

Цель. Закрепление, повторение изученных тем в продуктивной деятельности

  • «Радуга. Добрые правила жизни» - коллективное панно – аппликация
  • «Подарки друзьям» - делаем подарки для выставки из разных материалов по выбору детей
  • «Моя семья. Родословное дерево моей семьи» - выставка семейных рисунков и поделок
  • «Храм Божий» - раскраски с изображением Храма
  • «Ангелочки» - оригами, лепка
  • «Моя Родина. Святая Русь» - рисование по замыслу, раскрашивание раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»
  • «Не обижай творения Божии» - коллективное панно – плакат
  • «Рождество Христово» - выставка семейных рисунков и поделок
  • «Пасха Красная» - выставка семейных поделок из разных материалов
  • «Добрый мир Божий» - рисуем то, о чем узнали, рассказываем о добром и любимом творении. Выставка рисунков

Театральная деятельность

   Любое дело, которое начинает ребенок – это труд. Не только физический, но и труд души. Дети должны испытывать себя, пробовать во всех видах деятельности, а родители и педагоги должны подмечать, что больше всего увлекает ребенка, к чему он имеет интерес.

  Наши педагоги часто обращаются к театральным постановкам  по мотивам русских и чукотских народных сказок, спектаклям и сценкам на нравственные темы детских писателей,

  В лице родителей мы находим поддержку не только в изготовлении костюмов и атрибутов, но многие из них проявляют себя как талантливые постановщики, артисты, мудрые воспитатели.

  С детьми старшего дошкольного возраста мы представили на региональный конкурс «Театральный дебют» проектную деятельность «Доброе слово» с конечным результатом - театральной постановкой по одноименному стихотворению Татьяны Петуховой.

Цель:

Создание условий для духовного и нравственного развития личности через театрализованную деятельность.

Задачи проекта

развивающие

- дать представления о справедливости, доброте, сострадании, милосердии; о неприятии хитрости, трусости, равнодушия;

- учить оценивать свои и чужие поступки, а так же поступки  персонажей театрализованного представления;

- развивать чувства самоуважения и стремления быть отзывчивым к взрослым и детям, прийти на помощь в трудную минуту; проявить внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам.

воспитательные

- прививать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- развивать речь и корректировать ее;

- формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, костюмы, маски;

- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.

обучающие

- формировать умение поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

- закрепить культуру общения и поведения во время подготовки и проведения представлений;

- развивать умение объективно оценивать результаты своей работы и работы сверстников.

Актуальность

  Детство - самый важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, которые имеют большое значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

  Театр объединяет детей и взрослых, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, помогает поверить в себя. Ребенок может приобрести тот самый необходимый опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценить ту или иную жизненную ситуацию и принять верное решение.

  Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

- изучение литературы духовно-нравственного направления, методической литературы по проведению театрализованной деятельности;

- обобщение личного опыта, рекомендаций, материалов;

- подбор и составление сценария для театральной постановки;

- выбор персонажей с учетом предыдущего опыта и индивидуальных способностей детей, учитывая их мнение и желание, а так же согласие родителей.

Основной этап

Работа с детьми:

- знакомство со стихотворением Т. Петуховой «Доброе слово», пояснительные беседы по содержанию, обсуждение нравственной позиции персонажей с детьми;

- знакомство со сценарием, распределение ролей;

- групповая и индивидуальная работа (артикуляционная и пальчиковая гимнастика), репетиции;

- изготовление атрибутов к представлению.

Работа с родителями:

- обсуждение организационных вопросов, по запросу родителей;

- выбор костюмов и атрибутов;

- помощь родителей в изучении роли дома, присутствие на репетициях;

- совместная творческая мастерская по изготовлению костюмов и атрибутов для представления.

Заключительный этап:

- театральная постановка «Доброе слово», итог совместной работы

Предполагаемые результаты:

- сплочение детей, родителей, педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;

- получение детьми ответов на вопросы нравственного характера, формирование личной нравственной позиции, духовных ценностей;

- пополнение и активизация словаря, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика, жесты.

Анализ результатов работы

    Я, как педагог, как режиссер этого проекта, его заключительного результата - театральной постановки, столкнулась с трудностями, которые не могла предположить в самом начале.

  В этот раз я взяла театральную постановку, которая по жанру была сложна тем, что в ней наяву, без посредства сказочных героев, персонажей, где дети играют самих себя, обличаются негативные качества человека через взрослых героев, о которых они имеют представления, иногда подражают им, но не сталкивались в театральных постановках.

  И. как показала практика, регулировать детские эмоции, направлять их в нужное русло, не потеряв основной и главной мысли текста -  добра, сочувствия к окружающим, было  нелегко.

  Более сложным процессом, чем я предполагала, оказалась и съемка представления на видеокамеру. После пробного просмотра дети сами увидели все негативы в своем поведении на сцене, вместе с ними  провели работу над ошибками.

   Дети изо всех сил старались быть артистами, а как нелегко было контролировать им свои эмоции и двигательную активность знают только те, кто был за кадром - родители, педагоги.

   Стоит отметить, что позитивных моментов и результатов было гораздо больше.

Благодаря совместной деятельности по реализации проекта, укрепились  взаимоотношения между детьми, родителями, педагогами.

  В ходе реализации проекта мы в очередной раз убедились, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера, его мечты и желания.

   Известно, при решении любых вопросов нужны доверительные, дружеские, партнерские отношения между детьми и взрослыми, а научиться этому можно только в совместной деятельности. Проект создал атмосферу творчества, позволил проявить артистические и эмоциональные возможности.

   Такие результаты говорят о том, что совместные творческие проекты - это зерна, которые мы сеем в души детей вместе. И будем надеяться, что они обязательно взойдут, и мы сможем увидеть в наших детях плоды нашего совместного труда: любовь, милосердие, отзывчивость, послушание, трудолюбие.

Игровая и познавательная деятельность

  Наш детский сад использует в своей работе парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханевой М.Д.

  В своей деятельности широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводные игры и забавы, притчи). В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с устным народным творчеством, мы тем самым приобщаем их к национальным нравственным ценностям.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

  Любимый народный праздник детей и родителей – это Масленица с хороводами и блинами. Она завершает череду православных праздников и подводит к Прощеному Воскресенью, Великому Посту, после которого наступает радостный и светлый праздник Пасха, Светлое Христово Воскресение.

  Наряду с народными играми уделяется большое внимание играм духовно-нравственного содержания. В каждой возрастной группе создан уголок игр по этому направлению. Их можно проводить в любых режимных моментах и с их помощью всегда можно найти подход к каждому ребенку и вызвать позитивные чувства и эмоции («Камень мудрости», «Ласковое солнышко и добрая тучка», «Мешок плохих поступков» и др. )

 В своей деятельности я часто использую притчи. Это новый жанр для детей и они с большим удовольствием и вниманием слушают и следят за развитием событий, находят нравственное поучение. Притчи развивают мышление, заставляют задуматься и разряжают обстановку («Веселое и грустное настроение», «Притча о добре и зле», «Как поделить сливы», «Притча о гвоздях»)

                    Совместная деятельность детей и родителей

  Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах семейных отношений.  Поэтому появился вопрос о необходимости просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний о нормах и законах традиционно-православного воспитания, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье, ее укреплению и развитию семейных ценностей.

  С целью решения данного вопроса в нашем ДОУ был создан родительский клуб «Семейная  гостиная». Целью родительского клуба «Семейная гостиная» является содействие в формировании ценностного отношения детей и взрослых к семье, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания; формирование педагогической компетенции родителей, просвещение родителей с использованием традиционных духовных основ семейного воспитания, сохранение и укрепление семейных традиций и семейных ценностей. 

 Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика  наших занятий  варьируется  в зависимости от социального запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания, предложения, касающиеся организации и содержания работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.  

План работы   родительского клуба «Семейная гостиная»

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»  2019-2020 учебный год

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Ноябрь

Цель: Познакомить детей и родителей с основными событиями земной жизни Богородицы: о ее родителях, детстве, с Богородичными праздниками на Руси. Учить детей понимать смысл основных добродетелей: послушания, смирения, любви. Формировать у детей добрые отношения друг к другу, к маме, родителям, старшему поколению. Воспитывать в детях необходимость добрых поступков, мыслей, слов.

- Проектная деятельность «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященная Международному Дню Матери

- Совместные творческие работы детей и родителей «Мама - Ангел мой», «Открытка пожеланий»

- Поздравление пожилых людей в рамках праздника «День пожилого человека  

Декабрь

Январь

Цель: Развитие у детей и родителей устойчивого интереса к русской православной культуре посредством знакомства с православными праздниками, их историей, традициями празднования.

- Проектная деятельность «Рождественские встречи»

- Благотворительная акция «Добро на Рождество» (изготовление открыток детям, находящимся на лечении в ЧОБ)

- Семинар  практикум для педагогов с практической частью «Духовно-нравственные игры» (пополнение картотеки игр в группах, совместное творчество детей, родителей, воспитателей)

Февраль

Март

Цель: Продолжать формировать представления у детей об истории Российской армии, орденах и медалях в честь Святого Георгия Победоносца, которые появились на Руси и существуют до настоящего времени,  о воинах, о людях военных профессий, которые стояли и стоят на страже нашей Родины, охраняют и защищают ее границы. Воспитывать чувство любви и патриотизма к своему Отечеству.

- День Защитника Отечества. Святой Георгий Победоносец, презентация

- Встреча с родителями военных профессий

Апрель

Май

Цель: Воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, раскрыть понятие и значение преемственности поколений

- Проектная деятельность «День Победы»

- Стихи о войне «Читают дети»

- Семейные альбомы, презентации

   На наш взгляд, воспитание - это непрерывная проектная деятельность родителей, педагогов, детей.

   Завершающим этапом, подведением итогов многообразной работы являются совместные творческие мероприятия, проекты.

                              Спортивно-оздоровительные мероприятия

  Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. Цель взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы родители были не зрителями, а активными участниками здорового образа жизни посредством спортивных развлечений, досугов, здоровьесберегающих технологий. Объединение усилий педагогов и родителей по созданию условий проведения спортивных мероприятий способствует оздоровлению детского организма, эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребенка, а так же нравственному воспитанию детей, так как воспитывается чувство коллективизма, культура поведения и дисциплинированность. Традиционными стали следующие мероприятия: «Папа, мама, я - здоровая семья», «Зарядка с чемпионом», конкурс стенгазет «Здоровый образ жизни».

                                               Православные праздники

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные и православные праздники. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общими переживаниями в рамках реализации творческих мероприятий и  проектов.

Хочу остановиться на некоторых из них.

  В последнее воскресенье ноября празднуется Международный День Матери. Накануне этого праздника мы проводим открытые мероприятия в рамках дополнительного образования, включая тему «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» с целью знакомства с основными событиями жизни Девы Марии, Матери Иисуса Христа, Сына Божия.

  Хорошей доброй традицией в нашем детском саду стали Рождественские встречи в честь праздника Рождества Христова. В них принимают участие не только педагоги, родители и дети детского сада, но и педагоги начальной школы, выпускники и их родители, представители духовенства Анадырской и Чукотской епархии. Это мероприятие проходит очень весело, ярко и оставляет теплые и радостные чувства надолго.

Традиционными стали следующие совместные мероприятия:

- Благотворительные акции «Добро на Рождество»

- Встречи с представителями духовенства Анадырской и Чукотской епархии

- Совместные мероприятия с начальной школой, выпускниками детского сада: Рождественские встречи, вечер художественной самодеятельности, театрализованные представления

- Участие воспитанников и родителей в мероприятиях, посвященных празднику Рождество Христово

- Поздравительные акции ко Дню пожилого человека

- Творческие познавательные и исследовательские проекты

- День Рождения города Анадыря (4 августа)

- День образования Чукотки (10 декабря)

- Календарные праздники: День Народного Единства, День Волонтера, День людей с ограниченными возможностями, День Героев Отечества

- Встречи с волонтерами Победы, пограничниками, людьми военных профессий, членами Молодой гвардии, учащимися Школы Дипломатов

-  Цикл мероприятий, проектов, посвященных Великой Отечественной войне.

                                     Анализ и выводы

   Анализируя деятельность нашего детского сада по духовно-нравственному воспитанию, могу с уверенностью сказать,  что ведется регулярная целенаправленная работа по всем видам образовательной и дополнительной деятельности в этом направлении.

 Согласно опросу родительской общественности, большинство из них считают, что именно от семьи зависит сохранение и передача нравственных и духовных традиций и ценностей. В семье формируется ориентация на мужественный и женственный образцы поведения на основе подражания. От семьи зависит формирование мировоззрения и гражданской позиции, воспитание любви к Родине, к труду, к семье, уважения к старшим, воспитание ответственности, отзывчивости, благодарности.

   Позитивным моментом является и сотрудничество с выпускниками детского сада, которые являются наставниками младших в совместных тематических и творческих мероприятиях.

Очень важно, чтобы  преемственность детского сада и школы сохранялась!

    На основании мониторинга воспитанников (наблюдение, исследование, беседы) был сделан вывод, что у многих детей недостаточный уровень духовных и нравственных знаний и представлений, но все дети открыты к познанию окружающего мира. Мы стремимся найти нужные формы и методы в процессе своей деятельности индивидуально для каждого ребенка.

Дошкольное образование – шаг к успешной адаптации детей в школе. Мы первыми после семьи открываем ребенку этот необъятный неведомый мир.    Мы зачастую сами учимся у детей искренности, отзывчивости, состраданию, любви, доброте, а они у нас мудрости и знаниям. И это огромное счастье, удовлетворение своей работой, когда ребенок начинает осознавать себя частью коллектива, частью этого мира.

Итак, цель православного воспитания – воспитание добрых чувств, воспитание добродетелей. Добродетель – это постоянное стремление сердца к добру. Это милосердие, трудолюбие, дружелюбие, отзывчивость, терпение, послушание, благодарность. Благодарность – очень важная добродетель, значит «добро дарить». Человек дарит добро тогда, когда он счастлив. А счастлив тогда, когда он является частью чего-либо: семьи, коллектива, класса, группы.

Как правило, все проблемы, в том числе и в семье начинаются с небрежения (не заметил добро, ответил грубо), теряется благодарность, перестаем «добро делать».

Мы все хотим, чтобы наши дети жили долго и счастливо.

А для этого необходимо в доступной форме, личным примером, дать четкое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. А помогут в этом  заповеди Божии и одна из них гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетнее будеши на земли». Это традиции! Их нужно соблюдать! И эти традиции сохраняет православная культура!

  Исходя из вышесказанного, цель православного воспитания – вырастить счастливого человека. 

  Я уверена, что благодаря тесному взаимодействию и сотрудничеству всех субъектов, участвующих в духовно-нравственном воспитании, родителей, педагогов, духовных наставников наши дети  тропинками добра выйдут на большую дорогу с приобретенными знаниями, умениями, необходимыми нравственными качествами.

  Желаю всем, чтобы наши добрые слова всегда шагали вместе с нашими добрыми делами.

Список использованной литературы

1. Добрый мир. Православная культура для малышей. (Учебное      пособие // Методическое пособие). Шевченко Л. Л. Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. М., 2014

2.Потаповская О. М. Самые главные праздники. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». М., «Планета 2000», 2004

3.Щербинина Ю. В. Православные праздники: Сценарии спектаклей к православным праздникам. –М.: Издательство «Ковчег», 2007

4. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников./Методическое пособие для педагогов ДОУ/ авторы составители: Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др., Издательство СПб «Детство –ПРЕСС», 2003

5. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» /Р.Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С, Калинкина. – М. ООО «Русское слово – учебник»,2019

6. Н. Е. Пестов Современная практика православного благочестия. Книга 4, Издательство «Сатись», 1996

7. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 1998

8. Закон Божий для детей, составил протоиерей Дмитрий Соколов, Москва, 2011

9. Евангельское повествование для детей. Макет, издание: Свято-Успенская Почаевская Лавра