Доклад из опыта работы «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
рабочая программа (младшая группа)

Беликова Галина Николаевна

Вашему вниманию представляю доклад по духовно-нравственному развитию личности докольников, в котором вы можете ознакомиться с перспективным планом по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_dnv._belikova_g.n.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ детский сад №70 «Солнышко»

Доклад из опыта работы

«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Подготовила: Беликова Г. Н.

г.Улан-Удэ

2019 г.

Здравствуйте уважаемые коллеги, свое выступления я хотела бы начать словами:

«Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас».

Георг Лихтенберг

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Одной из годовых задач нашего сада является формирование основ духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, через приобщение детей к истокам и культуре родного края в условиях реализации ФГОС ДО. Исходя из годовой задачи, я разработала и применяю в своей работе перспективный план в этом направлении, целью которого является: сохранение духовно-нравственного здоровья детей путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям, а также изучения истории, культуры и родного края.

Предлагаю рассмотреть два направления, которые я использую в духовно – нравственном развитии дошкольников, которые включают в себя:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Задачи:

  1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  2. Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  3. Объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  4. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
  5. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования духовно-нравственных отношений.

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть блоки, которые я применяю в своей работе по духовно – нравственном развитии личности дошкольников.    

Блок I «Моя семья – мой дом».

Содержание данного блока включает в себя знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к людям другой национальности.

Основными задачами данного блока являются: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

По данному блоку в нашей группе была проведена работа с родителями  по созданию макетов русской избы, юрты, семейных альбомов, фотовыставок. Также были изготовлены семейное древо, по которым в дальнейшем дети могли рассказать о своей семье. Активное участие родители принимали в спортивном развлечении «Папа, мама, я – дружная семья», в рамках  проекта «Моя семья», был проведен родительский клуб, посвященный ко дню защитника Отечества «Мы с папой – защитники Отечества», целью которого было сформировать чувство патриотизма, представление о государственном празднике, о защитниках Родины.

Блок II «Моя республика»

Раздел I «Улан – Удэ – столица республики Бурятия»

Данный раздел, содержание которого включает в себя: воспитание уважительного и бережного отношения к символике г. Улан - Удэ.  Развитие интереса к истории города, воспитание бережного отношения к архитектурным зданиям, паркам и скверам, к культурным объектам через обогащение представлений детей о достопримечательностях г. Улан - Удэ. Воспитание у детей любовного отношения к родному городу, уважительное отношение к людям, которые хранят культуру города.

Раздел II «Природа родного края»

Содержание данного раздела включает в себя: формирование элементарных экологических знаний о природе Бурятии, Байкала, доступные пониманию ребенка – дошкольника. Развитие на основе экологических знаний, природоохранной деятельности дошкольников. Вовлечение детей, педагогов и родителей в природоведческую поисково-исследовательскую, творческую деятельность. Воспитание  у детей гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы, развитие чувства эмпатии к объектам природы, чувства ответственности за судьбу Байкала, родной земли.

По данному блоку и работе по каждому разделу, были также изготовлены макеты по теме улицы города, леса Бурятии, священное озеро Байкал, альбомы о природе родного края, национальные костюмы. Были проведены родительские клубы, посвященные празднику Белого месяца, на котором активное участие принимали родители с детьми. Была организована экскурсия в этнографический музей, где дети познакомились с животными нашего края, с бытом народов, проживающих на территории Бурятии. В рамках нашей годовой задачи, был проведен внутренний конкурс, среди корпусов, на самый лучший мини-музей.

Блок III«Моя Родина — Россия»

Раздел I  «Москва – столица России»

Содержание, которого, включает в себя: развитие интереса к столице России – городу Москва, культурным и историческим памятникам, государственной символикой, жизнью русских героев и знаменитых людей. Закрепление знания о флаге, гербе и гимне России. Развитие представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Расширение представления о Москве — главном городе, столице России, знаний о государственных праздниках.

Основные задачи данного блока включают в себя: воспитание чувства любви к своей стране, уважения и признательности к основателям государства, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое русского государства.

Раздел II «Широка страна моя родная»

Содержание данного раздела включает в себя: развитие чувства симпатии и уважения к языку, обычаям, культуре народов различных национальностей. Воспитание желания быть защитником Родины. Знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Расширение представления о культуре народов, проживающих на территории России: народном костюме, праздниках, национальных героях, кухни, ремесла.

Несмотря на возраст моих детей, мы не остаемся в стороне и стремимся показать себя, именно поэтому вместе с детьми приняли участие  в V международном телевизионном конкурсе «Талант 2019», в котором заняли лауреат III степени с песней «Зеленейся». Дети показали не только свой прекрасный голос, но и продемонстрировали русский народный костюм и танец. Также мы с детьми принимали активное участие в конкурсе «Звонкие колокольчики» среди детских дошкольных образовательных учреждений, на котором нам вручили грамоту за участие. В дальнейшем планируется проведение развлечения к празднику пасхи «Пасхальные гуляния».

Блок IV «Что значит быть хорошим человеком?»

Содержание данного блока позволяет через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности. Расширять представления о людях разных профессий. Развитие у детей трудолюбия, привычку ежедневно выполнять по собственному желанию нужную и полезную для него самого и других работу. Развитие представления у детей целостного взгляда на человеческий труд: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности. Воспитание бережного отношения к продуктам труда. На основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о духовно-нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.

Основными задачами являются: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитание желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Так как я работаю с детьми второй младшей группы, через экспериментирование, знакомлю с различными свойствами и качествами предметов, материалов. А также знакомлю детей с различными профессиями, трудом взрослых, именно поэтому, я организовала экскурсия в ателье, где дети познакомились с профессией швеи, узнали, как она работает, какие у нее есть инструменты для изготовления одежды и не только. С помощью чтения художественной литературы мы с детьми осваиваем понятия «хорошо», «плохо», а так же проводим уроки вежливости и обыгрываем сказки.

Многое уже сделано, однако перспектива работы в этой области огромная, поэтому многое нужно сделать.  В будущем планирую продолжать активную работу с родителями, включая их в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию, а также продолжить работу в целом по блокам, путем разработки бесед, конспектов занятий, изготовления дидактических игр и т.д.

В заключении хочется сказать, что вводить, ребёнка в основы духовно-нравственного развития надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Данный примерный перспективный план может найти применение в практической деятельности не только у нашего детского сада, но и у любого другого  дошкольного учреждения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рассматривает духовно – нравственное воспитание как «воспитание  у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному до...

Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

Данное обощение  предназначено воспитателям для работы  по духовно -нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию интереса к народной культуре....

Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Информация об опыте.Условия возникновения и становления опыта.Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традицио...

Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...

Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...