Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа) по теме

Соколова Наталья Ивановна

Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей такие добродетели, как доброта, милосердие, щедрость, любовь к родителям, сочувствие на добром примере жития угодников Божиих, расскажет о доброй традиции чтения детям житийной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx300.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 10

г. Россоши

Семинар

«Организация работы

по духовно-нравственному воспитанию

 детей дошкольного возраста»

Воспитатель ВВК:

Соколова Н.И.

2017 г.

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять знания воспитателей по вопросу «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Формировать у воспитателей профессиональные умения по заданной теме.

Развивать психологические качества, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.

План проведения семинара

1. Вступительное слово «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».

2. Упражнение «Чаша».

3. Дискуссия.

4. Консультация с  презентацией «Влияние доброго примера жития святых угодников Божиих на внутреннее становление ребёнка. Использование житийной литературы для чтения дошкольникам».

5. Практическая деятельность «Лепка из пластилина зверей и птиц для композиции «Серафим  Саровский и  его друзья – лесные звери и птицы»».

6. Выставка книг на тему: «Жития святых угодников Божиих».

7. Подведение итогов.

Содержание семинара

  1. Вступительное слово

В настоящее время наша страна переживает непростой духовно-исторический период, в котором материальные ценности ставятся выше духовных.  Дети в повседневной жизни и в СМИ  видят жестокость, несправедливость, алчность, насилие. Стараясь предостеречь детей от опасностей, мы (взрослые) говорим: «Не разговаривай с незнакомым человеком, он может оказаться плохим.  Не бери конфеты у чужого человека, он может  обидеть тебя».

Получается, что мы воспитываем в детях вовсе на доброту и любовь к окружающему миру, а недоверие, желание отгородиться от него. Подобное воспитание ведет к одиночеству, отчаянию, озлоблению.

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста стремления к добру, труду, справедливости, сопереживанию, любви к ближнему. Поэтому в процессе воспитания особое внимание необходимо обратить на духовную сторону детского развития, обогатить её традиционными духовными представлениями.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу историю и культуру и несут в себе огромный воспитательный потенциал. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, духовном мироощущении и назначении человека.

Возрождение в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, введение в Стандарты нового поколения предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», в составе шести дисциплин, среди которых «Основы православной культуры» объяснимо.

Понимая всю важность и значимость духовно-нравственного воспитания для народов нашей страны, Государственная Дума впервые в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, закрепила возможность реализации в дошкольных образовательных организациях комплексного курса «Духовно-нравственная культура народов России». В работе над законопроектом активное участие приняла Русская Православная Церковь.

Обращение к опыту православной педагогики в наше время, когда идёт духовное возрождение России, имеет огромную значимость.  Чтобы воспитать ребёнка духовно-нравственным человеком, необходимо вести работу по данному направлению детскому саду и семье сообща. Важно, чтобы представления о добре и зле, нравственном поведении, семейных ценностях, культуре общения, полученные детьми в детском саду, нашли одобрение и продолжение в семье. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

  1. Упражнение «Чаша»

Душа ребёнка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить своих воспитанников. (Педагоги пишут на «сердечках» качества и размещают их в «чаше» на мольберте). 
Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей! 
(Озвучиваются качества, написанные на «сердечках»).

  1. Дискуссия среди воспитателей.

Вопросы к участникам семинара – воспитателям: 
* Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребёнка общечеловеческих ценностей, добродетелей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, вера, любовь?
* Какими качествами должны обладать взрослые люди, среди которых живёт ребенок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала   полнее?
Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.

4. Консультация «Влияние доброго примера жития святых угодников Божиих на внутреннее становление ребёнка. Использование житийной литературы для чтения дошкольникам»

В ДОУ можно осуществлять духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников (5-6 лет) в процессе кружковой деятельности, а так же включать его элементы в непосредственно образовательную деятельность.  

Сегодня хочется обсудить вместе с вами тему: «Влияние доброго примера жития святых угодников Божиих на внутреннее становление ребёнка. Использование житийной литературы для чтения дошкольникам». На Руси была добрая традиция – в свободное время читать вместе с детьми жития святых угодников Божиих.

На примере жития святых можно учить детей добродетелям: терпению, старанию, послушанию, милосердию, щедрости, справедливости, любви к родителям. В  житиях святых мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса –  жизнь по вере и совести.

При подборе материала необходимо учитывать психологические и возрастные особенности  старших дошкольников. Ни в коем случае нельзя применять лекционный метод и сообщать детям все известные вам сведения сплошным монологом. При всём внимании к возрасту детей, жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке. В связи с тем, что у старших дошкольников преобладает непроизвольное внимание целесообразно использовать те события из житий святых, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию.

В процессе непосредственно образовательной деятельности можно использовать иллюстрации,  презентации, инсценировки, стихи, пословицы, поговорки, загадки.

Старшие дошкольники с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. Рассказ о житии святого  преподобного Ильи Муромца можно начать так: Сегодня мы побеседуем удивительном богатыре – Илье Муромце! Вы наверняка слышали о нём из сказок, но этот богатырь совсем не сказочные герой, Илья Муромец существовал на самом деле, хотя и жил в давние времена.

Родился Илья в селе Карачарово, что возле города Мурома. Былины  рассказывают, что не сразу стал он богатырём, много лет у него не двигались ноги. Однажды пришли к нему странники, посланные от Господа, попросили воды. Илья огорчился поначалу, думая, что странники смеются над ним, но неожиданно встал и подал им напиться. Было тогда Илье тридцать три года. Так он обрёл могучую силу, которую использовал только для борьбы с врагами.

Илья Муромец говорил: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей... Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов её оборонять». 

 Илья не знал поражений. Много раз Илья ходил вместе с непобедимыми русскими войсками на печенегов,  половцев. Его боялись враги, но шли года, и Илья Муромец понимал, что не вечно будет он жить вечно. Получив в одном из боёв рану в сердце, он пошёл в Киево-Печерскую лавру, и постригся в монахи. Так могучий богатырь стал защищать людей уже не мечом, а усердной молитвой к Богу.

Рассказывая дошкольникам о святом Илье Муромце, можно показать картину В.М. Васнецова «Богатыри», икону, прочитать былины «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», рассказать и показать богатырские доспехи, выполнить упражнение «Богатыри»:

Дружно встанем раз-два-три! (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам представим, (Руку правую подносят к глазам)

Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво. (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)».

Можно загадать детям загадки  о богатырских доспехах, рассказывая  о  предназначении.

•        Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов.

•        Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором.  Кто был  богаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

•        Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Догадались? Конечно же… (Меч)

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

•        Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит).

Можно предложить детям побыть в роли богатырей и поиграть в дидактическую игру «Собери богатыря в дорогу»,  подвижную игру «Перетяни канат».

Рассказывая о житии святого Георгия Победоносца, необходимо сказать, что чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении верхом на белом коне с копьем, убивающим змия.

Жил Георгий  давно, в Римской империи, где правил царь Диоклетиан. Люди Римской империи верили в разных богов. Они не верили во Христа и хотели заставить христиан отказаться от своей веры. Царь Диоклетиан казнил христиан.  Георгий Победоносец заступался за всех христиан, которые были подвергнуты побоям и пыткам царя. Георгий принял много страданий, но  в итоге  он был казнен Римским царём.

После своей земной жизни Георгий Победоносец продолжал совершать чудеса исцеления. Самый известный подвиг - победа над змием.

Дошкольникам нужно рассказать о подвиге, показать икону «Чудо святого Георгия о змие».

В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змий, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Георгий. Он вступил в бой со змием и поразил его копьём. Подвиг так полюбился русскому народу, что на Руси Георгия стали изображать воином на белом коне, который пронзал копьем змия. Одна из древних икон написана на этот сюжет.

На первом гербе древней Москвы изображён святой великомученик Георгий Победоносец, пронзающий копьём змия. На современном гербе изображён молодой всадник, пронзающий копьём змия, а не христианский святой.

В волшебный мешочек можно положить копеечные монеты  достоинством 1, 5, 10, 50 копеек  предложить детям рассмотреть, что изображено с обратной стороны. Георгий Победоносец.

В большом Кремлевском дворце есть зал – Героев, Георгиевский зал, где вручаются самые высшие награды страны. Раньше одной из самых почитаемых наград в русской армии был Георгиевский крест. Выдавался он исключительно за боевые отличия. А крест был украшен лентой, которая называлась георгиевской. Показать изображение Георгиевского ордена. Предложить детям нарисовать и раскрасить георгиевскую ленточку. 

Рассказ о житии святого благоверного Александра Невского можно начать с показа  портрета и куклы Александр Невский, обсуждения доспехов князя.

Родители будущего полководца верили в Бога, поэтому Александр с детства проявил любовь к храму Божиему. Не случайно говорится: «По имени и житие». Александр в переводе с греческого языка означает «защитник людей». Всю жизнь Александр защищал родину от врагов, а в конце жизни стал монахом. Спустя почти три века князь причислен в 1547 году к лику святых. Детям можно показать икону «Александр Невский», предложить вспомнить пословицы и поговорки о Родине:

Человек без Родины – соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Жить – родине служить.

Человек без родины – что соловей без песни.

 В 4  года Александра посадили на коня и стали обучать военному делу:  умению владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей и секирой. В 13 лет Александр отправился в первый военный поход. С юных лет княжил Александр в Новгороде, потом в Киеве.

 В те далёкие времена, когда жил Александр не было фамилий. Своё прозвище «Невский» Александр  получил после Невской битвы со шведами и немцами на Неве, которая закончилась полной победой русских.

Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями в знаменитом сражении под названием Ледовое побоище, избавил страну от предоставления воинов для татаро-монгольских набегов.

 Александр за свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Перед каждым боем вместе со своей дружиной князь молился Богу. И Бог помогал князю.

Но не только военное дело постигал Александр, учили его  письменности и счёту. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную.

Александр Невский любил говорить: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». В нашей стране учреждён за особые заслуги перед Отечеством орден Александра Невского. Продемонстрировать орден Александра Невского.

Детям в практической деятельности можно предложить раскрасить вырезанные из картона доспехи: шлем, кольчугу, щит, меч.

Поиграть с детьми в игру «Передай – назови». Дети стоят в кругу, передают друг другу меч и называют, каким должен быть воин: храбрым, сильным, смелым и т.д.

С большим интересом знакомятся они с житием Сергия Радонежского. Детям можно показать икону «Преподобный Сергий Радонежский», рассказать о том, что в детстве юному Варфоломею (так звали его пострига в монахи) не давалась грамота. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учёбе и просил о нём молиться. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что он будет хорошо знать грамоту. Мальчик неожиданно для себя стал хорошо учиться. За помощью в учёбе с молитвой надо обращаться к Сергию Радонежскому.

Варфоломей хотел стать монахом, но родители Кирилл и Мария попросили, чтобы он проводил их до гроба, а потом исполнил свой замысел. Варфоломей согласился. После смерти родителей он постригся в монахи и ушёл в лес, где нашёл пустынное место и построил хижину, потом вместе с монахами построил Троице-Сергиеву лавру.

Однажды, когда Сергий пел заутреннюю, стена расступилась и в вошёл сам дьявол с множеством бесов. Они угрожали ему, приказывали уходить, но Сергий изгнал их молитвой.

Иногда дикие звери приходили к хижине Сергия. Любовь к животным оказалась  сильнее страха,  и у Сергия Радонежского появился друг Миша - медведь, которому он отдавал последний кусок.

Монахи сожалели, что поблизости нет воды, и по молитве святого возник источник, вода которого исцеляла больных. Много людей ходило к Сергию за исцелением.

Однажды во время службы с преподобным Сергием служил человек, одежды которого блистали, а сам он сиял. Это был Божий  ангел.

Именно к         Сергию Радонежскому пришёл в монастырь князь Дмитрий Донской за благословением на Куликовскую битву. Князь вместе с войском одержал победу в Куликовской битве и победил Мамая. Дмитрий Донской поблагодарил Сергия и построил в память о битве Успенский и Богоявленский монастыри.

В практической деятельности можно предложить детям работу в раскрасках «Варфоломей и старец» и других. 

Рассказ о житии Серафима Саровского детям можно начать с показа иконы «Преподобный Серафим Саровский», просмотра мультфильма. До того, как он стал монахом, преподобного Серафима звали Прохор Мошнин. Он был совсем маленький, когда умер его отец, работавший на постройке церквей, но мать его, Агафья, продолжала дело мужа.

Два особенных события отметили детство Прохора. Семилетним мальчиком он упал с колокольни строившейся церкви. Когда страшно испуганная Агафья сбежала по лестницам вниз, она нашла сына здоровым и невредимым. «Ох, бережет его Господь для чего-то», - подумала Агафья со страхом и с радостью.

Десяти лет Прохор заболел и так сильно, что казалось ему  не выздороветь. Вдруг мать его услышала, как мимо дома ее несут с крестным ходом чудотворную икону Божьей Матери. Схватив мальчика на руки, она вынесла его и, горячо молясь, положила его так, чтобы икону пронесли над ним. С этой минуты Прохор стал поправляться.

С ранних лет Прохор чувствовал тягу к монашеской жизни, в 28 лет постригся в монахи с именем Серафим, потом стал священником.

Однажды отец Серафим тысячу ночей провел в молитве, стоя на большом гранитном камне, в лесу. Когда наступал день, он возвращался в келью, где у него был приготовлен другой камень поменьше, стоя на котором он продолжал молиться с маленькими перерывами для еды и сна.

Сила молитвы его была так велика, что её чувствовали дикие звери, и у кельи собирались медведи, волки, зайцы и лисицы. Подползали даже ящерицы и змеи. Кончив молитву, отец Серафим выходил из кельи и делился со зверьем своей едой.

Отцу Серафиму было сорок пять лет, когда на него напали разбойники. Был он ещё не стар, силён, был у него топор для работы, но он не стал защищаться. Разбойники избили его до полусмерти и, не найдя ничего, скрылись. Опять долго проболел отец Серафим, и опять Божья Матерь явилась ему. Он поправился, но до конца жизни остался согнутым и ходил, опираясь на палку или топор.

Прошло много лет и, наконец, преподобный Серафим начал то дело, к которому вел его Господь – стал принимать всех, приходивших к нему.

Ласково он называл приходящих к нему «радость моя», приветствовал их в всякое время года словами «Христос Воскресе!». Он никогда долго не обдумывал, что ему говорить, что посоветовать. «Я своей воли не имею, - говорил он... - что угодно Богу, то я и передаю». Часто давал он ответы на вопросы, которые посетители его еще не успели задать, часто сам вызывал из толпы тех, кому его помощь была особенно нужна.

В практической деятельности можно детям предложить слепить из пластилина любого зверя или птицу, а воспитателю слепить старца-подвижника.

5. Практическая деятельность с воспитателями «Лепка из пластилина зверей и птиц для композиции «Серафим  Саровский и  его друзья – лесные звери и птицы»».

6. Выставка книг «Жития святых угодников Божиих».

D:\Downloads\20171130_140953.jpg

7. Подведение итогов.

Таким образом, давняя традиция читать вместе с детьми жития святых актуальна и сегодня. Именно на примере жития святых угодников Божиих можно учить детей таким добродетелям, как доброта, послушание, старание, терпение, милосердие, любовь к родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

Семинар теоретический на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Семинар теоретический на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"...

семинар-практикум для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно-нравственное становление личности ребёнка важный момент. Поэтому необходимо большое внимание уделять привитию у детей любовь к малой родине, уважительное отношение к старшим и много полезных с...

Семинар для педагогов «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям?......

Семинар с педагогами ДОУ на тему: " Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".

Формирование у дошкольников нравственности, патриотиза как интегрированного качества личности,заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...