Познавательный проект по экологическому воспитанию "О чем нам осень рассказала?"
проект (старшая группа)

Камалова Лола Сухбатуллоевна

Познавательный проект

по экологическому воспитанию

«О чём нам осень рассказала?»

старший дошкольный возраст

 

Направленность: экологическое воспитание через познавательную деятельность.

Вид проекта: информационно – исследовательский, познавательный, среднесрочный, 2 месяца (сентябрь-октябрь)

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники логопедической группы № 27» АБВГДейка», родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, исследовательская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_pasport_proekta.docx25.96 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_priznaki_oseni.ppt2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№22 «Город детства»»

Познавательный проект

по экологическому воспитанию

«О чём нам осень рассказала?»

старший дошкольный возраст

                                                                                                   Подготовила: Камалова Л.С.

                                                          2022г

Направленность: экологическое воспитание через познавательную деятельность.

Вид проекта: информационно – исследовательский, познавательный, среднесрочный, 2 месяца (сентябрь-октябрь)

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники логопедической группы № 27» АБВГДейка», родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, исследовательская.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Актуальность проекта:

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Реализация знаний по экологии должна осуществляться не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми.

Воспитателю следует использовать различные средства и методы. Проектная деятельность является отличной формой работы для актуализации и систематизации знаний детей по экологическому воспитанию детей.

Проблема: 

Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Проблема поиска интересующей дошкольника информации остается в настоящее время одной из трудных, в силу еще развивающейся учебной деятельности.

Таким образом, уникальным методом обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является организация совместной проектной деятельности, в результате которой развивает умение ставить цель, планировать и получать результат.

Цель проекта: исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.

Задачи:
- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе;

-создание предметно-развивающей среды и условий для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;

-способствовать развитию у детей инициативности в процессе участия в проектной деятельности

- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, взаимопомощь, ответственность.

Ресурсы обеспечения проекта:

-Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс Интернета.

-Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, ноутбук, цифровой фотоаппарат.

Формы и методы работы:

- образовательная деятельность;

- наблюдения, экскурсии;

- художественная мастерская;

- опыты, исследования;

- дидактические настольные игры;

- чтение рассказов об осени, экологических сказок;

- тематическая выставка;

- беседы, поиск информации.

Ожидаемый результат:

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование и обогащение развивающей среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.


Продукт проекта:

  • выставка поделок "Кладовая осени";
  • выставка детских рисунков.


Этапы реализации проекта:

I Подготовительный.

- подборка методической и художественной литературы,

- подбор наглядного и игрового материала,

- разработка плана совместных мероприятий

II Реализация проекта.

- взаимодействие с родителями,

- трудовая деятельность на огороде д/с,

-наблюдения и экологические экскурсии,

- беседы, игры,

- создание презентаций,

- познавательное чтение,

- продуктивная деятельность,

- создание экологической газеты.

III Подведение итогов.

- проведение итогового мероприятия по теме,

- выставка поделок из природного материала,

Содержание проекта:

В беседе с воспитателем воспитанники группы обсуждали тему «Осенняя пора». В ходе обсуждения содержания представлений о осеннем периоде использовалась художественная литература: книги писателей-природоведов, энциклопедии; картины известных художников, фотографии детей осенью.

Воспитанники делились знаниями, впечатлениями об осени, обсуждали интересные факты, отгадывали и загадывали загадки. В результате беседы дети написали вопросы, на которые не нашли ответа. Решили создать проект «О чем нам осень рассказала?». Распределили содержание вопросов между ребятами и стали искать информацию. Воспитатели и родители включились в поиск ответов на вопросы, был составлен план мероприятий для поддержания детской инициативы, создана предметно-развивающая среда в группе детского сада.

Проблемные вопросы:

Почему осенью есть бабье лето?

Когда начинается осень?

Какие народные праздники бывают осенью?

Куда улетают птицы?  Миграция.

Как по-другому называется осень?

Как сохранить урожай?

Что делают люди осенью?

Почему осень называют золотой?

Что такое осеннее равноденствие?

Взаимодействие с родителями.

1. Подбор книг по теме.

2. Чтение детям рассказов писателей-природоведов, стихов известных поэтов.

3. Помощь в изготовлении поделок из листьев.

4. Подбор фотографий и иллюстраций об осени.

5. Поиск информации о народном празднике.

6. Рисование перелетных птиц с детьми.

Основное содержание о проблемных вопросах дети черпали из книг и рассказов родителей. Старались детям дать знания о самобытности осеннего периода, про закономерные связи, происходящие в природе. Детей заинтересовала проблема, как осень проявляется в разных широтах земного шара.

Большую роль в проектной деятельности играют экскурсии и наблюдения в природе, что позволяет нам повышать теоретический уровень материала и развивать интерес у детей.

Познавательные презентации дети создавали вместе с родителями, подбирали интересные кадры, вставляли личные фотографии. В работе над данным проектом много использовалось схем, моделей, таблиц, сделанных в совместной деятельности, что повышало уровень логического мышления дошкольников.

План реализации:

Проблемный вопрос

Цель

Мероприятия

Ежедневно в процессе реализации проекта:
1. Наблюдения на прогулке
2. Трудовая деятельность в природе.
3.Игры в самостоятельной и индивидуальной работе с детьми по теме проекта. Выбор игр по желанию детей и в соответствии с планированием воспитателя.

4. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация по желанию детей.

Когда начинается осень?

Уточнить сроки начала и конца осени.

1. ООД по эколого-познавательному развитию детей «Земля — наш общий дом»

2. Чтение рассказов об осени в разных широтах.

3.Организация развлечения «День Знаний» (общее мероприятие в детском саду)

Почему осенью есть бабье лето?

Узнать историю происхождения выражения «бабье лето».

1.Экскурсия в лес.

2. Беседа «Осень наступила»

3. Ведение календаря погоды.

Как по-другому называется осень?

Разыскать народные названия осенних месяцев, сравнить их с приметами осени.

1. Рисование модели «Народный календарь».

2. Ведение словарика осенних слов.

3. Чтение стихов про осень.

Почему осень называют золотой?

Найти цитаты из стихов о красоте осени.  Рассказать детям об дарах осени.

1. Беседа "Кладовая осени".

2. Наблюдение за листопадом.

3. Рисование образа осени в разные месяцы.

Что такое осеннее равноденствие?

Узнать что такое равноденствие, можно ли его заметить осенью?

1. Беседа с детьми «День осеннего равноденствия»

2. Экспериментальная деятельность по измерению светового дня.

Какие народные праздники бывают осенью?

Найти в народном календаре осенние праздники и узнать их историю.

1. Просмотр презентаций и сообщений детей об истории народных праздников.

2. Развлечение «В гостях у Осени» (общее мероприятие)

3. Создание фотоальбома «Осенние праздники»

Куда улетают птицы?  Миграция.

Узнать миграцию перелетных птиц.

1. Слушание сообщений детей о перелетных птицах.

2. Наклеивание на контурную карту России наклеек с местами миграции птиц.

3. Просмотр видеофильма «Пернатые друзья».

Что делают люди осенью?

Уточнить, какой труд человека важен в осенний период?

1. Экологический субботник по уборке территории от листьев.

2. Экскурсия на огород. Акция «Утеплим деревья»

3. Дидактическая игра «Нарисуй осенний наряд для куклы».

Как сохранить урожай?

Выяснить пользу овощей в зимний период.

1. Итоговое мероприятие. Творческая мастерская "Осенние поделки"

2. Беседа с поваром на тему заготовки овощей.

3. Сушим семена перца, огурца, помидора, тыквы, кабачка для рассады.

Организация

Развитие творческих способностей, актуализация полученных знаний.

Выставка поделок "Кладовая осени";

Выставка детских рисунков.

Результат проекта:

-отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной).

- накопление информационной базы (художественная литература, видеофильмы, конспекты игр и развлечений) по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.

-проведение экологических акции по уборке территории от опавших листьев и утепление плодовых кустов и деревьев на зиму.

- создана выставка творческих работ из природного материала «Кладовая осени».

- по результатам диагностики повышения уровня экологических знаний у детей.

-сформированы универсальные познавательные учебные действия в исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

- ведение детьми дневника наблюдений.

- привлечение родителей к взаимодействию по вопросам экологического воспитания.

Методическая литература:

1. Алёшина И.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.

2. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.

3. БондаренкоТ. М. Комплексные занятия в старшей группе.

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

5. Волчкова В.Н. Конспекты занятий по познавательному развитию и экологии в старшей группе. Хрестоматия по природоведению.

6.Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014.

7. Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст]

8. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.

9. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.

10. Энциклопедия «Что, зачем, почему?»;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт творчески-познавательного проекта для детей младшего дошкольного возраста «Осень»

Паспорттворчески-познавательного проекта для детей младшего дошкольного возраста«Осень»...

Познавательный проект во 2-ой младшей группе "Осень, осень, в гости просим"

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из опре...

Познавательный проект по экологическому воспитанию "Сбережем природу"

Информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный проект по экологическому воспитанию...

Познавательный проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно ...

Познавательный проект по экологическому воспитанию "Растения, занесённые в Красную книгу"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза эколо...

Познавательный проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воздушный шарик не отпустим в небо!»

Даже самые воспитанные люди, которые бумажку не выкинут мимо урны, часто не задумываются об опасности для природы от детских воздушных шариков. Какой, казалось бы, от них вред? Выпустил в небо - полет...