Познавательный проект по экологическому воспитанию "Растения, занесённые в Красную книгу"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Коваленко Евгения Владимировна

 Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза экологического кризиса, может быть, и катастрофы, нависла над человечеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_pasport_proekta.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида.        

 

 

Познавательный проект

по экологическому воспитанию

"Растения, занесённые в Красную книгу"

старший дошкольный возраст

Подготовила: воспитатель

Коваленко Е.В.

г. Одинцово

2020г

Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Актульность

 Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза экологического кризиса, может быть, и катастрофы, нависла над человечеством.

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей.  Постепенно растений остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения. Поэтому  решили, что растения и животных необходимо охранять. Ученые создали специальную книгу - Красную Книгу.

Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.

Цель проекта:  Формирование познавательных, творческих интересов детей к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края  в частности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у детей представления о «Красной книге-растения», как о документе об исчезающих видах растений.
  2. Выяснить, почему цвет переплёта книги красный, а страницы разноцветные. (Он, как сигнал светофора, предупреждает: "Стоп! Трогать растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!")
  3. Подобрать рисунки и фотографии растений, занесенных в Красную книгу создать лэпбук «Красная книга -растения».
  4. Продолжать знакомить детей с правилами поведения в природе.
  5. Развивать познавательно-речевую активность, связную речь, любознательность. Научить их передавать знания, полученные во время поисковой деятельности товарищам, путём составления рассказов о растениях родного края.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, желание сберечь их.

Привлечь родителей в совместную  проектную деятельность с детьми. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и  экологического воспитания детей.

Методы и формы работы с детьми:

  • наблюдение,  экскурсии
  • игровая деятельность
  • виртуальная экскурсия с использованием ИКТ
  • беседы
  • рассматривание иллюстраций; мини-выставки,
  • чтение художественной литературы, художественное слово
  • творческая мастерская

Формы работы с родителями воспитанников:

  • Консультации для родителей "Что мы знаем о растениях. Как рассказать детям о Красной книге?", оформление информационных стендов: «Берегите растения», памятки для родителей «Красная книга -растения» , папка – передвижка «Растения, занесенные в Красную книгу»
  • Проведение выставки рисунков детей и родителей
  • Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в пополнении и обогащении центра природы (наглядно-дидактический материал)
  • Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • дети познакомились с Красной книгой -растения;
  • формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе.
  • повышение уровня у детей   познавательной активности, самостоятельности, самосознания.

Для педагогов:

  • осуществляют инновационную деятельность,
  • повышают профессиональный уровень

Для родителей:

  • активные и заинтересованные участники проекта;
  • ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт проекта: использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях, пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом, оформлена выставка рисунков "Берегите растения", изготовлен лэпбук "Красная книга -растения".

Приложение:

План работы по теме проекта

Этап

Деятельность педагога

I этап

Поисковый

(мотивационный)

1.Проблемная ситуация:  У нас в группе в "Книжном уголке" появилась Красная книга. У ребят сразу же появилось много вопросов «Почему книга называется Красной?» «А какие там растения ?», "Почему  растения занесены в книгу?" Мы с детьми решили это всё узнать и  ответить на все поставленные вопросы.

2. Опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда можно узнать?»

Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животныхрастений и грибов.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут, либо обитают в естественных условиях на определённой территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу, подлежат особой охране на всей отдельно взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Обложка Красной книги выполнена в красном цвете. Это действует на читателя как призыв к тому, чтобы не губить и не уничтожать природу.  Страницы Красной Книги сделаны в различных цветах для обозначения степени численности или полного исчезновения некоторых видов животных, растений и грибов. Имеют 6 различных цветов:

Черный цвет страницы говорит о тех видах, которые уже вымерли;

Красный цвет страницы говорит об особо редких и исчезающий видов;

Желтый цвет страницы говорит о численности тех видах, которые стремительно снижаются;

Белый цвет страницы говорит о тех видах, которых всегда было немного;

Серый цвет страницы говорит о тех видах, которые ещё мало изучены;

Зеленый цвет страницы говорит о тех видах, которых удалось спасти от полного исчезновения.

II этап

Аналитический

  I.  Разработка  плана  реализации основного этапа проекта:

  •  сформулировать цель и задачи проекта;
  • составить план мероприятий по достижению цели и задач по видам детской деятельности;
  • выбрать приемлемые методы и приемы работы с детьми.   

II. Сбор и анализ материала:

1.Изучить  данную  тему по материалам Интернета, газетных публикаций.

2.Подбор художественной литературы по теме проекта:  

  • "Растения России . Красная книга"
  • "Красная книга Земли"
  • О. В. Колпакова «Занимательное природоведение»;
  • С. А. Лаврова «Занимательная ботаника»;
  •  Г. Снегирев «В заповеднике»;
  •  «Я познаю мир. Растения» (энциклопедия).

3.Подбор необходимого оборудования и пособий: для игровой, творческой и познавательной деятельности с детьми по теме проекта;  серии сюжетных картин для  составления рассказов на тему: «Растения родного края. Лекарственные растения», иллюстраций для рассматривания  «Растения России, занесенные в Красную книгу», материала для создания ресурсов (презентации «Красная книга», лэпбука «Красной книги»).

3.Взаимодействие с семьями воспитанников: 

Предложить родителям:

1.Прочитать детям об истории появления Красной книги в  энциклопедии, в интернете.

2. Консультации для родителей "Что мы знаем о растениях. Как рассказать детям о Красной книге?", оформление информационных стендов: «Берегите растения», памятки для родителей «Красная книга -растения» , папка – передвижка «Растения, занесенные в Красную книгу».

3. Предложить участие в совместной творческой деятельности с детьми: выставка рисунков "Берегите растения".

III этап

Практический

(совместная деятельность детей, родителей и воспитателей)

1. Беседа с использованием ИКТ  на тему: «Растения. Красная книга. Что мы называем растениями?».

2.Познавательная беседа с детьми  «Почему страницы красной книги разного цвета?», «Какие представители растительного мира занесены в Красную книгу и встречаются на территории родного края и чем они интересны?»

6.Экскурсия по территории детского сада "Какие растения у нас растут на участке. Как вы думаете, нужно ли их беречь и охранять?"

Игровая  деятельность:

  • дидактические игр  «Береги живое »; «Можно- нельзя»; «Что лишнее?», «С какой страницы растение?»
  • словесные игры  «Расскажи о растении»,
    «Цепочка слов».
  • сюжетно- ролевая  игра «Юные экологи. Садовники».

Коммуникативная деятельность:

1. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Растения из Красной книги».

2. Беседы и обсуждения: «Для чего нужна Красная книга»,  «Почему страницы Красной книги разноцветные?».
3. Рассматривание и наблюдение за  растениями на территории детского сада : «Растения на нашей клумбе».

Восприятие художественной литературы и фольклора:

Интернет ресурс. Точка доступа.

https://www.sites.google.com/site/krasnayabook/home/rebusy-o-pticah/stihi

Музыкальная деятельность:

1.Слушание и пение песни Земля-наш общий дом» музыка Н. Б. Караваевой. 

Двигательная деятельность:

1.Подвижные игры : «У медведя во бору», "Собираем урожай".

Изобразительная деятельность: 

1. Рисование «Берегите растения»

2.Лепка: «Цветы на  лужайке»

IV этап

Презентационный

1. Презентация  «По страницам Красной книги»»

2. Презентация лэпбука «Красная книга-растения»

Список литературы

1. Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; РАН; Российское ботаническое общество; МГУ им. М. В. Ломоносова; Гл. редкол.: Ю. П. Трутнев и др.; Сост. Р. В. Камелин и др. — М.: 2008.

2. Rastenia_Rossii_Krasnaya_kniga_A_V_Tikhonov

3.Skaldina_O_V__Slizh_E_A_-_Krasnaya_kniga_Zemli_Krasnaya_kniga_-_2013_pdf

4.Ресуры сети Интернет: точка доступа https://ecoportal.info/rasteniya-krasnoj-knigi-rossii/

https://cicon.ru/kk-moskovskoiobl-rast.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность по экологическому воспитанию в старшей группе «Красная книга Тверской области»

Воспитывать доброе, милосердное и ответственное отношение к природе, воспитывать любовь к природе и заботу о ней....

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"

познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу. Красная книга Алтая»

Все хорошее в людях из - детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Н. Луконин...

Конспект занятия по экологическому воспитанию (вторая младшая группа) «Красная книга Природы»

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга Природы», разработан для подготовительной группы (дети 6-7 лет). Цель конспекта - формирование экологической кул...

Познавательный проект по экологическому воспитанию "Сбережем природу"

Информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный проект по экологическому воспитанию...

Растения, занесённые в Красную книгу Амурской области

Познакомить детей с растениями, занесёнными в Красную книгу Амурской области, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы «Красная книга Челябинской области».

Программное содержание:Задачи: познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Челябинской области». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать в...