Познавательный проект по экологическому воспитанию "Сбережем природу"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Казакова Светлана Владимировна

Информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный проект по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие», , «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Актуальность проекта:

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

 Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека. То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта… Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи не только педагогов, но и родителей. Сотрудничество детского сада  с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.  Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.  

Цель: формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе своего родного края и планеты, через различные виды деятельности. Формирование у детей и  родителей  чувства сопричастности ко всему живому,   гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края.

Задачи проекта:

Для детей:

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности.

Для родителей:

Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей с помощью информационных сообщений.

Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.

 Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для педагогов:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и  экологического воспитания детей.

Методы и формы работы с детьми:

  • наблюдение,  экскурсии
  • виртуальная экскурсия с использованием ИКТ
  • беседы
  • опыты , эксперименты
  • рассматривание иллюстраций; мини-выставки,
  • чтение художественной литературы, художественное слово
  • творческая мастерская

Формы работы с родителями воспитанников:

  • Консультации для родителей, оформление информационных стендов: «Человек и экология», памятки для родителей «Экологическое воспитание в семье», папка – передвижка «Природа родного края»
  • Проведение выставки и творческих работ детей и родителей
  • Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в пополнении и обогащении центра природы (наглядно-дидактический материал)
  • Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе родного края;
  • Повышение уровня у детей активности, самостоятельности, самосознания;
  • Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • Взаимосвязь с социумом: участие в акциях и мероприятиях, посвященных теме проекта.

Для педагогов:

  • Осуществляют инновационную деятельность,
  • Повышают профессиональный уровень
  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта;
  • Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт проекта: использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях. Создание лэпбука "Экология", пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом.

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  • подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы),
  • создать картотеку наблюдений в природе и опытов
  • подбор консультаций для родителей ,
  • изготовление папки-передвижки  для родителей.
  • разработка бесед, подготовка атрибутов и материалов для  детей
  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми по теме проекта.

II этап - основной

Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление лэпбука с детьми .
  • презентация на педсовете ДОУ

План работы по теме проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

  1. этап подготовительный. Сентябрь

1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.

Воспитатель

1.2. Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1.3. Беседа с родителями на тему "Как воспитать в ребенке бережное отношение к природе?"

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала (энциклопедии), презентаций, дидактических пособий.

Создать условия для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатель,
родители.

1.6. Консультация для родителей "Формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатель.

1.7. Ознакомление  родителей и детей с фотоматериалом "Природа родного края "

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности.

Воспитатель,
родители, дети.

2 этап Основной

Содержание. Работа с детьми

1 неделя

Познавательная беседа "Московская  область-край родной. Наша планета -Земля. Где я живу?"

Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Дидактическая игра «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Дидактическая игра    «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Презентация «Природа  родного края».

 Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира Московской области, учить детей наблюдать за жизнью животного мира, учить наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение, фантазию.

Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Творческая мастерская "Сбережем планету". (рисование)

2 неделя

Познавательная беседа с использование ИКТ (виртуальная экскурсия)              

     "Природа  живая и неживая"

Цель: Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.

          Рассматривание иллюстраций. Дикие животные начинают готовиться к зиме.

 Цель: Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в осенью и зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

       Загадки-описания «Когда это бывает?»

Дидактическая игра «Четвертый лишний».Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Творческая мастерская   " Планета Земля" (лепка)

3 неделя

1.   Настольно-печатная игра«Береги живое».Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

 Беседа "Чистая вода – богатство "Цель: Закреплять представления детей о планете Земля.  Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.

Водоемы родного края.

Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

    Настольно-печатная игра «Зоологическое лото».

Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания  этих животных.

Проведение опытов, подвижные игры. «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

Чтение детям литературы экологического содержания, рассматривание иллюстраций. «Перелетные птицы»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».

Создание стенда «Крылатые доктора»  (Познакомить с птицами, за которыми можно наблюдать)

Создание экологической газеты на тему: «Интересное рядом»

4 неделя

Беседа с элементами труда «Дикие животные в лесу осенью»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в осенний период, развитию умения устанавливать связи между осенними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

Изготовление альбома «Домашние и дикие животные». 

«Лаборатория добрых дел» .Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

Экологическая беседа "К природе с добротой"

«Наблюдение за сезонными изменениями» Цель: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы  осени .

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Приобрести для детей альбом с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года»

Настольная игра "Береги живое" Цель: анализ усвоенных знаний детьми в процессе реализации проекта.

Опыты и эксперименты в процессе реализации проекта

1.Тема «Какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.

Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.

2.Что в пакете? Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.

3. Легкий – тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Предполагаемый результат: Научатся определять
вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

4. Мы – фокусники. Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.

5. Как согреть руки? Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.

6.Волшебная рукавичка. Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.
7.Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.

8.Прозрачность воды. Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».
Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.

Для чтения детям:

Экологические сказки о растениях

-Почему у земли платье зеленоеА. Лопатина

- Кто землю украшает А. Лопатина

- Могучая травинка М. Скребцова

- История одной Елочки(Экологическая сказка)

  Сказка о маленьком кедре(Экологическая сказка)

Экологические сказки о воде

-История одной Капли(грустная сказка о воде)

     - Как Тучка была в пустыне(сказка о месте, где нет воды)

     - Сила Дождя и Дружбы(сказка о живительной силе воды)

     - История Маленького Лягушонка(добрая сказка о круговороте воды в природе)

     - Все живое нуждается в воде(Экологическая сказка)

     - Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле(Экологическая сказка

Экологические сказки о мусоре

-Зайчик и Медвежонок(Экологическая сказка)

     - Маша и Медведь(Экологическая сказка)

     - Нет места мусору(Экологическая сказка)

     - Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)

Экологические сказки о грибах

     - Благородный гриб М. Малышев

     - Храбрый опенок Э. Шим

     - Война грибов

     - Знакомство с грибами А. Лопатина

     - Грибная аптека А. Лопатина

     - Две сказки Н. Павлова

     - По грибы Н. Сладков

     - Мухомор Н. Сладков

     - Соперница О. Чистяковский

Виртуальные викторины:

https://sakhodb.ru/local-history/zanimatelnoe-kraevedenie/

 

Работа с педагогами

 1

Консультации по организации мероприятий проекта.

Организация мини-выставки детских творческих работ

2

Сбор методического материала  по теме проекта

Работа с родителями

1

Работа с интернет- ресурсами, презентации «Экологическое воспитание детей в семье».

Оформление стендов в приемной группы, папки-передвижки.

Участие в обогащении центра природы группы.

Консультативная помощь по теме проекта

3 этап - III этап -заключительный

 

РППС

Пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом. Изготовление и презентация лэпбука "Экология"

2

Презентация проекта на педсовете ДОУ

Список литературы

  1. Маркова, В.В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста  / В.В. Маркова, Л.В. Шинкарева // Начальная школа. – 2006. - № 11.
  2. Потапова, Т. Знать, любить, охранять: [экологическое образование в детском саду; человек и экология] / Т. Потапова, А. Токарев // Семья и школа. – 2002. - № 3.
  3. Николаева, С. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 6.
  4. Нисканен, Л. Природа в развитии и воспитании ребёнка: [подготовленность педагогов в области воспитания экологической культуры дошкольников] / Л. Нисканен // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7.
  5. Плюхин, В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве: [из опыта работы: содружество дошкольников и студентов Мурманского пед. института: создание экологических плакатов] / В. Плюхин // Дошкольное воспитание. – 2000.
  6. Гризик, Т. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9. – С. 41-44; № 10. – С. 65-69; № 11. – С. 33-38; № 12.
  7. Зенина, Т. Взаимосвязь экологического воспитания и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Т. Зенина // Дошкольное образование. – 1999. - № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по ознакомлению с природой в старшей группе №2 на тему: «Здравствуй, зимушка- зима».

Вид проекта:  познавательно-исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: с 01.12.2015г. по 31.01.2016гАктуальность: актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть ...

Проект по экологическому воспитанию «Природа – это наш дом» во 2 мл. группе Воспитатель: Гильмуллина Р.В

Цель проекта: создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей. Задачи:• Формирование системы элементарных  экологических знаний, доступных пониманию ребенк...

Проект по экологическому воспитанию «Природа – это наш дом» во 2 мл. группе Воспитатели: Гильмуллина Р.В Тайчина Д.Ф

Цель проекта: создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей. Задачи:• Формирование системы элементарных  экологических знаний, доступных пониманию ребенк...

Дорожная карта по реализации проекта по экологическому воспитанию "Природа - наше богатство"

В этой дорожной карте расписаны мероприятия по экологическому проекту "Природа - наше богатство"...

Проект по экологическому воспитанию " Природа - наш общий дом " с детьми младшего дошкольного возраста

Проект разработан с целью развития экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение ...

Фотоотчёт о проведении мастер-класса «Новый год без живой ели. Альтернатива пушистой лесной красавице – новогодняя ёлочка своими руками", в рамках работы в познавательно-исследовательском проекте по экологическому воспитанию «Природа родного края. Де

https://vk.com/wall-212046767_102 ссылка на публикацию в ВКЦель: привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить с различными технологиями украшения сосновых и еловых шиш...