Проект по экологическому воспитанию " Природа - наш общий дом " с детьми младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)

Федорова Галина Александровна
Проект разработан с целью развития экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_nash_obshchiy_dom.docx813.9 КБ
Файл prilozhenie_3.docx862.95 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-16.userapi.com/impg/jxTLlxhfAd761ygv7esateaQanSxRZhmBQv0Nw/XEiQzA1mytc.jpg?size=807x605&quality=96&sign=aac849ce0a409d913c89c0e44ea842d2&type=albumhttps://sun9-18.userapi.com/impg/40hl1058zNehS7xgA619fZEF9Eplavv7SLO4CA/RTGBGmxfXm0.jpg?size=1280x576&quality=96&sign=f61b8f21ee2a168b2d163bd4065dc675&type=albumhttps://sun9-76.userapi.com/impg/wbgryxEfh5FSUfvkIznDK1_EVf8tNHeo4HsZbg/fBNrfvAUSYs.jpg?size=1024x768&quality=96&sign=5eb9aa99bae97ccae00bec0a79ead691&type=albumhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613566684_140-p-fon-dlya-prezentatsii-vertikalnii-167.jpg

              Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и охрана природы.

Участники проекта: дети – педагоги – родители группы.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей: младшая группа (с 3 до 4 лет).

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации: с августа 2020 года по май 2021 года

          Актуальность проекта:

                                                             «Дерево, трава, цветок и птица

                                                             Не всегда сумеют защититься

                                                         Если будут уничтожены они,

                                                             На планете мы останемся одни»

                                                                                              Д. Радович

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Цель проекта: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.
  2. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
  3. Формировать умение замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.
  4. Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними; расширять представления детей о лесе и его обитателях.
  5. Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы.
  6. Формировать умение детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно -поисковую деятельность детей.
  2. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
  3. Формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления.
  4. Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
  5. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.

Продукты реализации проекта:

  1. Работа с детьми
  • Разработка и реализация проектных карт по теме «Природа - наш общий дом».
  • Оформление выставок детских работ.
  • Экологическое развлечение «Путешествие по волшебным уголкам природы».
  1. Работа с родителями
  • Проведение консультаций: «Экологическое воспитание детей в семье», «Мой дом земля», «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».
  • Памятка для родителей «Береги природу».
  • Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания», «Экологическое образование в семье».
  1. Совместная работа детей и родителей
  • Оформление стенда «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
  • Изготовление поделок из бросового материала «Сохраним природу вместе» на тему «Зимние фантазии».
  • Оформление фотовыставки «О красоте родного края».
  • Изготовление книжек малышек «Любимые петомци».
  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Изготовление поделок «Семь чудес света Башкирии».

Работа с коллективом:

  • Участие во Всероссийском конкурсе на лучший стенд (уголок) «Эколята - Дошколята» дошкольных образовательных организациях.

 


Научно – методическое обеспечение проекта.

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, Э.М. Доровеевой. – 6-е изд доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.

  1. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

  1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

  1. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

  1. Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.

  1. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.

  1. Статьи из журналов

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

  1. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

10. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017

11. Николаева  С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013

        


Этапы реализации проекта

Этапы, сроки

Название

Содержание

I этап

(с 1 по 15 августа 2020 года)

Поисковый (подготовительный)

  • Разработка проекта «Природа – наш общий дом»
  • Изучение литературы по теме
  • Подбор материала для развития творчества детей

II этап

(с 15 по 31 августа  2020 года)

Аналитический

  • Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта.
  • Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.
  • Составление плана реализации проекта.

III этап

(сентябрь  2020 года - апрель 2021 года)

Практический (основной)

Организация исследования в рамках проекта, организация ООД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.

IV этап

(май  2021 года)

Заключительный

Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОО, и на родительском собрании.

Проектная карта

«Наш веселый огород»

Сентябрь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней осени. Наблюдение за ростом растений на огороде детского сада, с детьми старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт «Путешествие внутрь грядки».
  2. ООД «Что растет на огороде».
  3. Развлечение «В огород мы пойдем».

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Беседа: «Урожай бывает разными», «Все начинается с семечка».
  2. Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Во саду ли в огороде».
  3. Словесные игры: «Что растёт на грядке», «В огород мы пойдем».

Речевое развитие

  1. Чтение русской народной сказки «Репка». Стихотворения С.В. Михалкова «Овощи».
  2. Чтение и разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
  3. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Художественно-эстетическое развитие.

  1. Рисование: «Урожай».
  2. Лепка «Что мы с грядки соберем?».

Физическое развитие

  1. Подвижная игра «Огородник и воробей», эстафета «Соберем урожай в корзину».
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «Урожай», «Овощи», «Сеял дедушка горох».
  3. Игры на развитие дыхания: «На грядке», «Разговоры овощей».
  4. Пальчиковые игры: «У Лариски две редиски», «Приглашаем в огород», «Капуста», «Дождик песенку поёт», «Вот веселый огород, что здесь только не растёт».

Работа с родителями

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

«Цветы и деревья»

Октябрь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явления природы. Наблюдение за цветами и деревьями на территории детского сада.

Экспериментальная деятельность:

  1. Сравнение листьев березы и каштана.
  2. Экскурсия по территории детского сада.
  3. Опыт «Если долго не поливать цветы».
  4. ООД «Мы - деревья».

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Что необходимо цветам для жизни». 
  2. Дидактические игры: «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации», «Собери цветок из геометрических фигур», «Посади луговой и садовые цветки», «Назови лишний цветок», «Сложи цветок», «Найди растение по описанию».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин».

Речевое развитие

  1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений о цветах и деревьях, загадывание загадок.
  2. День поэзии «Красивый цветок» .

Художественно-эстетическое развитие.

  1. Рисование: «Осенний лес» (с использованием сухих листьев).
  2. Лепка «Ромашки».

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», эстафета «Собери цветы».
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «Аленький цветочек»; «На лугу».
  3. Дидактические игры: «Какого растения не стало», «Найди такой же цветок», «Найди по описанию».
  4. Игры на развитие дыхания: «Сдуй одуванчик»
  5. Пальчиковые игры: «На лугу растут цветы», «Листья осенние тихо кружатся», «Березка».

Работа с родителями

Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».


«Природа - наш общий дом»

Ноябрь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениями природы, типичными для поздней осени: иней, дождь, слякоть, снег и т.д.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт «Воздух - невидимка».
  2. ООД «Беседа о волшебнице-воде».
  3. Презентации: «Природа Башкирии».

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Беседа: «Что такое природа», «Правила поведения в природе».
  2. Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных и птиц», «Животные мира».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся в поход», «Птичий двор».

Речевое развитие

1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе.

2. Загадывание загадок о природе.

Художественно-эстетическое развитие.

  1. Рисование: «Дерево».
  2. Аппликация «Воробей».

Физическое развитие

  1. Подвижные игры «Птички летают», «Хитрая лиса», эстафета «Собери мусор».
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой»; «Зайка», «В путь», «Дикие животные».
  3. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?».
  4. Пальчиковые игры: «Осень», «Что делать после дождя».

Работа с родителями

Консультация для родителей «Мой дом земля».

«Лес и его обитатели»

Декабрь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снежинками, первым снегом (белый, холодный, мокрый), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явления природы, типичными для ранней зимы.

Экспериментальная деятельность

1. Сравнение веточек сосны и ели.

2. Опыт «Иней».

3. ООД «Как люди помогают лесным обитателям».

Социально-коммуникативное развитие

1. Беседа: «Лес и его обитатели», «Как животные к зиме готовятся».

2. Дидактические игры: «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Большие и маленькие», «Животные мира».

Речевое развитие

1. Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «Как животные к зиме готовятся».

2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Лисичка-сестричка и серый волк», В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

3. Загадывание загадок о диких животных.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование «Зайчик».
  2. Лепка: «Зайчик».

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Поймай комара».
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «Зайка серенький сидит», «Зайка», «В путь», «Дикие животные».
  3. Игры на развитие дыхания: «Ветер дует», «Снежок».
  4. Пальчиковые игры «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка».

Работа с родителями

Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Зимняя фантазия».


«Зимующие птицы»

Январь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Экспериментальная деятельность

1. Опыт «Как снег становится водой».

2. ООД «Станем юными защитниками природы».

3. Придумывание историй «Как я спас птичку».

Социально-коммуникативное развитие

1. Беседа: «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой».

2. Дидактические игры: «Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире птиц», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Большие и маленькие».

3. Сюжетно-ролевые игры: «Зима в лесу», «Птички зимой».

Речевое развитие

  1. Рассматривание сюжетных картин «В зимнем парке».
  2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Гуси-лебеди», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Бианки «Лесной хор», чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
  3. Загадывание загадок о птицах.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование: «Птичьи дома».
  2. Лепка «У птичьей кормушки».

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Гуленьки», «Птички в гнездышке».

2. Игры на развитие координации слова с движением: «Снегири».

3. Игры на развитие дыхания: «Ладошки», «Птички полетели».

4. Пальчиковые игры: «Снегири», «Падал снег на порог».

Работа с родителями

Изготовление кормушек для птиц.

«Домашние животные зимой»

Февраль

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Экспериментальная деятельность

  1. Опыт «Превращение снега».
  2. ООД « Дом под крышей голубой».

Социально-коммуникативное развитие

  1. Беседа: «Домашние животные зимой».
  2. Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие», «Животные мира».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Котятки», «Зима в лесу».

Речевое развитие

  1. Рассматривание сюжетных картин: «Домашние животные».
  2. Чтение сказки «Кот и лиса», стихотворения В. Бианки «Лесной хор».
  3. Загадывание загадок о домашних животных.

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование: «Домашние животные».

2. Аппликация «Будка для собаки».

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «Кот и мыши», «Лохматый пес».
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «Курочка - наседка», «Водят пчелы хоровод».
  3. Игры на развитие дыхания: «Кошка», «Хомячки».
  4. Пальчиковые игры: «Котята», «Собака».

Работа с родителями

Изготовление книжки малышки «Любимый питомец».

«Весна - красна»

Март

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снегом, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней весны.

Экспериментальная деятельность

1. Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга».

2. Викторина «Лучший знаток деревьев».

3. ООД «Весна - красна».

Социально-коммуникативное развитие

  1. Беседа: Беседа «Значение воды в нашей жизни», «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».
  2. Дидактические игры: «Назови признаки весны», «Назови весеннее слова», «Времена года», «Какой? Какая?».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Как зовут тебя деревце?».

Речевое развитие

  1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,  А Толстой «Сорока», Б. Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка» , Н.А.Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».

  1. Загадывание загадок о весне.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование: «Радуга».
  2. Конструирование из бумаги с элементами аппликации «Подснежник».

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», эстафета «Цветик - семицветик».
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «Капельки», «Веселись детвора».
  3. Игры на развитие дыхания: «Капельки», «Весна»
  4. Пальчиковые игры: «Прогулка», «Радуются взрослые и дети».

Работа с родителями

Коллективное создание альбома: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

 

«Животные, птицы и растения Башкирии»

Апрель

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, таяньем снега, птицами, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для весны.

Экспериментальная деятельность

  1. Опыты «Свойства воды».
  2. Викторина «Дикие животные нашего края».
  3. Развлечение «Путешествие по волшебным уголкам природы».

Социально-коммуникативное развитие

  1. Беседа: «Природа родного края», «Птицы нашего края».
  2. Дидактические игры: «Угадай, чей хвост?», «Назови признаки животных», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Назови детеныша?», «В мире животных», «Что к чему и почему», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Животные родного края».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка в лес».

Речевое развитие

  1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты».
  2. Загадывание загадок о деревьях и растениях Башкирии.
  3. Рассматривание иллюстраций «Красота родного края».

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование: «Берегите животных».
  2. Аппликация с элементами конструирования из бумаги «Цветущий луг».

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «Волк во рву», «Охотники и звери».
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «», «Водят пчелы хоровод».
  3. Игры на развитие дыхания: «Кошка», «Хомячки».
  4. Пальчиковые игры: «Насекомые», «Радуются взрослые и дети».

Работа с родителями

Оформление фотовыставки «О красоте родного края».




Предварительный просмотр:

https://sun9-55.userapi.com/impg/Jb5vBb7taS3TPv59t1T8QgKqFkTd3fq_JjcQcA/GDt_dC9ofzI.jpg?size=1024x1024&quality=96&sign=b61f974a566d5f3df2ea4c69797250e4&type=album

Работа с коллективом

https://sun9-72.userapi.com/impg/CaFxOr7hj5SK9wAFUjtNHatwQ23oCVd5flCBvA/B6bU0CHKBzw.jpg?size=1280x576&quality=96&sign=1132faf796b3b1cfec8ae1573214da0f&type=album

Участие во Всероссийском конкурсе

на лучший стенд (уголок) «Эколята - Дошколята»

в дошкольных образовательных организациях

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613566684_140-p-fon-dlya-prezentatsii-vertikalnii-167.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Конспект ННОД по экологическому воспитанию на тему: "Покормим птиц" в группе младшего дошкольного возраста

·       Цель:  Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой,                      Воспитывать заботливое отношени...

Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....

Методический проект - программа «Экологическое воспитание как средство развития познавательной – исследовательской компетенции детей дошкольного возраста по ФГОС»

В настоящее время проблема развития познавательной активности дошкольников ― одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его ...

Проект по экологическому воспитанию «Мир домашних животных» с детьми младшего дошкольного возраста (2-4 года).

Краткое содержание работы по экологическому проекту "Мир домашних животных" с детьми младшего дошкольного возраста  (2-4 года)....