Проект для детей подготовительной группы «Времена года» в музыке П. И. Чайковского»
проект (подготовительная группа)

Куликова Лариса Владимировна

Актуальность проекта: у детей недостаточно представлений о периодичности времен года и последовательности месяцев, а так же слабо сформированы восприятие музыки, эмоциональный отклик и культура слушания классической музыки.

Цель: сформировать у детей знания о временах года, их последовательности и отличии, познакомить с музыкой П. И. Чайковского и пробуждать интерес к классической музыке.

Задачи:

• Приобщение детей к классической музыке.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Формирование зрительно – слуховых представлений детей через

классическую музыку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

(6-7 лет)

№ тем

Наименование разделов, блоков тем

Всего

часов

Количество часов

Формы аттестации

теория

практика

1.

 Вводное занятие. Что такое фольклорный театр.

3

1

2

мониторинг

2.

Веселая гимнастика.

7

2

5

2.1.

Пальчиковая гимнастика.

3

1

2

2.2.

Психогимнастическая гимнастика.

4

1

3

3.

Жанры детского фольклора.

10

3

7

3.1.

Потешки, прибаутки, забавы.

5

1

4

3.2.

Колыбельные песенки.

5

1

4

3.3.

Итоговое мероприятие:

фольклорно-познавательный праздник экологической направленности «Гуканье весны».

1

0

1

4.

Шумовые и духовые народные инструменты, деревянные ложки.

6

1

5

4.1.

Шумовые народные инструменты (трещотка, бубен, коробочка, хлыст, рубель).

2

1

1

4.2.

Духовые народные инструменты (дудочка, свистулька, свирель).

2

1

1

4.3.

Деревянные ложки.

1

0

1

4.4.

Итоговое мероприятие:

фольклорно-познавательный

праздник «Потеха и смех – радость для всех».

1

0

1

5.

Народные игры.

4

1

3

5.1.

Народные игры к календарным праздникам.

4

2

2

6.

Итоговое открытое занятие: фольклорно-познавательный праздник «Народные забавы».

2

0

2

ИТОГО:

60

16

44

Проект для детей подготовительной группы «Времена года» в музыке П. И. Чайковского»

Музыкальный руководитель Куликова Л.В.
Проект для детей подготовительной группы «Времена года» в музыке П. И. Чайковского»

Актуальность проекта: у детей недостаточно представлений о периодичности времен года и последовательности месяцев, а так же слабо сформированы восприятие музыки, эмоциональный отклик и культура слушания классической музыки.

Цель: сформировать у детей знания о временах года, их последовательности и отличии, познакомить с музыкой П. И. Чайковского и пробуждать интерес к классической музыке.

Задачи:

• Приобщение детей к классической музыке.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Формирование зрительно – слуховых представлений детей через

классическую музыку.

Вид проекта:

По направленностимузыкальный

По области интеграции: художественно – творческий

По продолжительности: долгосрочный

По количеству участников: коллективный

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Сроки исполнения: сентябрь 2020 г. – май 2020г.

Ожидаемый результат:

• Развить творческое мышление и воображение.

• Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

• Сформировать зрительно слуховые представления детей.

Этапы проекта:

Подготовительный: Подбор методического материала, фонотеки, ноты фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Создание декораций, атрибутов для танцевальных импровизаций (цветные ленты, белые шифоновые лоскутки, осенние листья, создание костюмов. Подготовка изобразительного материала, пейзажей о временах года, картинок, слайдов с репродукциями картин. Подбор стихов, загадок, речевых и голосовых игр о временах года.

Основной:

Месяц Работа с детьми Работа с воспитателями Работа с родителями.

Сентябрь Беседа о создании альбома «Времена года» П. И. Чайковского

Слушание «Охота» Знакомство с портретом и краткой биографией композитора. Анкета «Классическая музыка дома»

Октябрь Танцевальная композиция «Танец осенних листьев»

Слушание «Осенняя песня»«На тройке» Знакомство с портретом и краткой биографией композитора. Разучить с детьми стихотворение об осени.

Ноябрь Слушание«Охота»«Осенняя песня»«На тройке». Выставка осенних рисунков и фотографий.

«Краски осени»Слушание:

«Охота»«Осенняя песня»«На тройке» Прослушать с детьми пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского«Охота»«Осенняя песня»«На тройке»

Декабрь Слушание«Святки»

Танцевальная композиция с обручами «Снежинки»

Чтение сказки

«Двенадцать месяцев»

Разместить в музыкальном уголке портрет композитора. Разучить с детьми стихотворение о зиме.

Январь Слушание«У камелька».Просмотр презентации. Ритмическое упражнение «Вьюга и снежинки» с лентами

Беседа о создании альбома «Времена года» П. И. Чайковского

Прослушать с детьми пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского«Святки»«У камелька»«Масленица»

Февраль Слушание«Масленица»

Оркестр народных инструментов. Выставка детских работ (аппликация, поделка) при участии родителей «Поет зима аукает». Участие в выставке детских работ «Поет зима аукает».

Март Слушание«Песня жаворонка»«Подснежник» Показ слайдов, Танцевальная композиция «танец цветов»Слушание:

«Песня жаворонка»«Подснежник» Разучить с детьми стихотворение о весне.

Апрель Слушание«Белые ночи»«Баркарола»

Выставка детских работ «Весенний перезвон». .

Май Слушание«Песня косаря»«Жатва»

Музыкальная гостиная«Времена года»Слушание«Белые ночи»«Баркарола»,

«Песня косаря»«Жатва»

Музыкальная гостиная«Времена года»

ЗаключительныйМузыкальная гостиная«Времена года».

Музыкальная гостиная «Времена года».(альбом «Времена года» П. И. Чайковский)

ХОД: звучит музыка «Осенняя песня», дети входят в зал, присаживаются на стульчики, воспитатель читает стихи К. Ибряевой и Р. Папковой

Тихо, тихо сядем рядом -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это - музыка торопит

И ведет нас за собой.

Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором П. И. Чайковским.

То, о чем ты сейчас узнаешь, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский, издавался журнал, который назывался «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес,давайте назовем их вместе: январь, февраль, март.

Ребенок: Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — всё под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

А. Кузнецова

«Танец Белая метелица» («Святки» Декабрь)

Воспитатель под музыку«Камелек» - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате.

Ребенок: Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

(С. Маршак)

Ребенок: В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти — не прийти

И весну не привести.

Воспитатель: Но каждый знает, что такое масленица, а встречают и провожают ее именно в феврале. Это веселый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям.

(Оркестр «Масленица» Февраль.)

(звучит музыка «Песнь жаворонка» Март)

Ребенок: Всю зиму

Белый снег белел,

А в марте взял

И почернел с досады.

Что люди

Солнцу рады!

Ребенок: Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

А. Алферов

Ребенок: Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

с гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

"Скоро, скоро быть теплу!" -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Я. Аким

Ребенок: Апрель, апрель!

на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

С. Маршак

Танец «Подснежников» - «Подснежник» Апрель.

Ребенок: Май колдует. Май играет

Тёплым солнечным лучом,

В одуванчик превращая

Или в зайчика ещё.

Вальс на радуге исполнит.

Молний блещут спецэффекты.

Барабаны гром напомнит.

Ну а дождь аплодисменты.

На концертах многолюдно:

Чайки, ласточки, грачи.

Разрезвился месяц юный.

Так душа его звучит.

Я. Перевозникова

Май «Белые ночи»

ВоспитательМузыка «Мая» грустна и задумчива. Композитор назвал ее «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате еще не зажгли лампу, только из окна льется странный, серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют четкие очертания, словно расплываются, и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение и передает музыка.

Петербургский май – предвестник лета.

С белыми ночами дружит май.

Будто лампочки дневного света

Над землей включили невзначай.

Бьет в гранит воды прозрачный гребень.

И, не ожидая темноты,

Словно руки, вскинутые в небо,

Над Невой разводятся мосты

М. Пляцковский.

«Танец девочек с белыми шарфиками»

«Баркарола». Июнь.

Воспитатель: Вот и наступило лето. О чем же рассказывает музыка «Июня»Чайковский назвал пьесу «Баркароллой». Слово это родилось в Италии, и пере-водится оно «лодочная», или «песня в лодке», потому что «барка»«баркетта» в переводе с итальянского означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, реке, море, знает, что голос на воде звучит особенно звонко, и песня разносится далеко-далеко.

Июль «Песнь косаря» (на фоне музыки)

Воспитатель: А тем временем настало время собирать урожай«Песнь косаря» - так называется следующая пьеса из альбома - мужественная и энергичная. Идут по полю косари, ослепительно вспыхивают на солнце лезвия их кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

«Жатва». Август.

(Под музыку дети имитируют картину жатвы)

Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатвы» звучит мягче, женственнее. Но косить - всегда считалось делом мужским, а жать серпом - женским.

Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвон серпов. Подвижная,веселая мелодия как бы рисует оживленную картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно желтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы.

Интересно, какие картинки захочется нарисовать после прослушивания июльской и августовской пьес. Не обязательно рисовать косарей и жниц, пусть это будут картинки про лето, про деревню.

Ребенок: За летом осени ансамбль

Исполнит танец свой, СЕНТЯБРЬ,

ОКТЯБРЬ, а потом НОЯБРЬ

Засыпят сад листвой.

"Охота". Сентябрь

Воспитатель: Начинается «Сентябрь»с призывного сигнала:

Ребенок: "Пора, пора!Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах. "

А. С. Пушкин

Воспитатель: Скачка - стремительный, четкий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота». Много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывным криком рогов. Вот такую охоту рисует нам музыка сентября.

«Осенняя песня». Октябрь.

Ребенок: Октябрь. Собран урожай.

И холоднеет с каждым днем.

Ковер из листьев невзначай

Осенним вымыл он дождем.

Танец: Парный танец с осенними листьями.

Воспитатель«Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А. С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Ребенок: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

«На тройке». Ноябрь.

Воспитатель: Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в Россию в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».

Ребенок: Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам.

А. С. Пушкин

«На тройке» - оркестр.

Ребенок: Двенадцать месяцев бегут

Сменяя время года,

И замыкает снова круг

Волшебница-природа

М. Митлина

Источник:

1. «Детские праздники» М. А. Михайлова.

2. http://detochki-doma.ru/stihi-pro-vremena-goda/

3. Б. С. Никитина "Чайковский: старое и новое"

План занятий  фольклорного объединения  « Березка » художественной направленности, на период дистанционного обучения  с 03.02.22г по 17.02.22г. Педагог дополнительного образования Куликова Л.В.

(5-7 лет)

Дата

                       Тема

Возраст

03.02

Слушание аудио сказка «Теремок»

08.02

Рисование :Мой любимый музыкальный инструмент

10.02

 Слушание :потешки, прибаутки, забавы.

15.02

 Слушание :колыбельные песенки.

17.02

Слушание : аудио сказка « Три медведя »

07.02

Угадайка :Шумовые народные инструменты (трещотка, бубен, коробочка, рубель).

09.02

Угадайка :Духовые народные инструменты (дудочка, свистулька, свирель).

14.02

 Рисование :Деревянные расписные  ложки.

17.02

Видео просмотр :Народные игры к  масленнице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"Подготовила: Воспитатель средней группы "Гномики" Травушкина Елена ДмитриевнаПродолжительность: долгосрочный (01.09.2015 - 31.08....

Проект для детей средней группы «Времена года».

Ребенок должен чувствовать ответственности за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. И мы - взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые зна...

Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Времена года»

Проект«Времена года»Долгосрочный (октябрь - август, познавательно – творческий проект для детей средней группы.Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей дошко...

Долгосрочный познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любова...

Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы "Времена года.Весна."

Презентация может быть использована для закрепления представлений о временах года, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о особенностях природы весной....

Долгосрочный познавательно-творческий проект для детей средней группы «Времена года».

Цель проекта:  Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий.Задачи:· Продолжать знакомить детей с характерными о...

Долгосрочный познавательно-творческий проект для детей средней группы «Времена года»

Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий....