Долгосрочный познавательно-творческий проект для детей средней группы «Времена года».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Рыбалко Антонина Владимировна

Цель проекта

 Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

· Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной

природе.

· Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями

природы.

· Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.

· Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.

· Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_vremena_goda.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида№32»Лесная сказка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Долгосрочный

познавательно-творческий проект для детей  средней группы

«Времена года» 

   

.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Срок реализации: апрель-май 2021г.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатель, родители

воспитанников.

Актуальность:

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка. Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность.

Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у

ребенка важнейших операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков). Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года.

Проблема: 

У детей не достаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети не достаточно проявляют интерес к окружающей действительности; родители не достаточно уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы.

Цель проекта:  

 Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий.

Задачи:

 Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

 Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной

природе.

 Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями

природы.

 Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.

 Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.

 Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают

отличительные признаки каждого времени года;

- у детей развит познавательный интерес к миру природы;

- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями

природы;

- у детей и родителей развиты творческие способности;

- родители являются активными участниками образовательного процесса;

- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.

Итоговые продукты:

Создание макета "Времена года", выставки поделок, выставки детских работ.

Формы работы:

- Наблюдения в природе на участке и близ лежащей территории детского сада

- Экскурсии по территории д/с

- НОД

- Тематические беседы

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание иллюстраций

- Подвижные и дидактические игры

- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная)

- Выставки

- Экспериментальная деятельность

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.

- ввод участников проекта в проблемную ситуацию

- составление тематического планирования мероприятий

- подбор познавательной, художественной литературы

- подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.

2 этап: Практический Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.

3 этап. Заключительный Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:

-защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;

-ознакомление родителей с результатами проведения проекта;

-фотовыставки поделок;

- выставки детских работ по теме проекта;

- итоговое мероприятие по проекту.

Мероприятия

Задачи

Работа с родителями

1 неделя

Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней)

Д/и «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист», «В саду или в огороде»

Формировать представления об осенних изменениях.

Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, деревьях и о месте их произрастания.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» -

Проинформировать родителей о необходимости экологического воспитания.

2неделя

Изготовление дидактических игр по экологии.

Раскрашивание листьев

Пополнять развивающую среду играми по экологическому воспитанию.

Дать представление о разнообразии листьев по форме.

3 неделя

Целевая прогулка «Деревья нашего двора»

 

Просмотр мультфильма «Вершки и корешки»

 

П/и "Ветерок", "Листопад"

Учить узнавать и называть несколько деревьев, отмечать их состояние осенью.

Формировать знания детей о съедобных и несъедобных частях растений.

Учить выполнять движения согласно тексту.

Привлечение родителей к созданию части макета

4 неделя

Рассматривание календаря природы «Времена года»

Рассказ воспитателя «Чем занимаются люди»

Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображено то или иное время года и почему»

Работа с календарем погоды

Формировать представления о природных изменениях по сезонам.

 Дать представления о жизни и особенностях труда.

 

Формировать представления об  изменениях.

Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.

Папка-передвижка на тему

1неделя

Наблюдения за природой и погодой, за птицами в ноябре

Рисование «деревья»

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Учить замечать и называть изменения в природе.

 

Учить отражать в рисунках собственные наблюдения.

Закреплять знания о последовательности одевания, о названии одежды. Устанавливать простейшие взаимосвязи между изменением погоды и одеждой людей.

Продолжение работы по макету

2 неделя

Рассматривание картинок «Птицы» и рассказ воспитателя о птицах.

Загадывание загадок.

Дать представления, что некоторые птицы улетают на юг (закрепить названия птиц)

Закреплять признаки времен года

Пополнение с помощью родителей уголка природы бросовым материалом.

3 неделя

Просмотр презентации «Как животные живут в лесу»

Работа с календарем погоды

Знакомить с особенностями жизнедеятельности диких животных

Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.

Закреплять с детьми названия месяцев

4 неделя

Д/и "Бывает – не бывает?"

Д/и "Какой, какая, какое?"

Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми

Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова

Д/и "Что было бы, если..."

Закреплять особенности времен года.

Учить подбирать прилагательные к словам.

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы

Развивать интерес к художественной литературе, закреплять приметы весны.

Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение.

Привлечение родителей к созданию макета

Предложить родителям в выходные прогуляться, понаблюдать за красотой природы

Дидактические игры

 Д/и «Одень куклу на прогулку»

Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.

Оборудование: макет "Времена года", кукла, одежда на разные сезоны.

 Содержание: Воспитатель садится напротив детей. На столе макет «Времена года». На стульчике сидит кукла девочки. Предлагает детям выбрать один из времён года на макете.

 - Опишите данное время года

 - Как одеваются люди в это время года?

 - Какую одежду будем одевать кукле Тане?

 - Вспомните, в какой последовательности надо одевать одежду на прогулку.

Ребята под руководством воспитателя или самостоятельно в нужной последовательности одевают куклу. Детям разрешается поспорить, стоит ли вещь одевать сейчас. То, что не понадобится кукле, дети убирают в шкаф.

Д/и «Угадай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать образное мышление, память, учить устанавливать логические связи, умение слушать и анализировать речь воспитателя. Оборудование: муляжи фруктов, овощей или их картинки, фишки.

 Содержание: Детям четко и внятно описывают тот или иной фрукт или овощ, называя его характерные признаки, особенности использования и др. Дети, анализируя полученные сведения, пытаются догадаться, о каком объекте идет речь, называют его. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение (карточку, фишку и т.п.). Воспитатель показывает угаданный фрукт или овощ и еще раз проговаривает его особенности и свойства.

 Д/и "Бывает - не бывает"

 Цель: учить соотносить природные явления с временем года, развивать умение доказывать свое мнение, внимание, слуховое восприятие.

Оборудование: мяч

Содержание: Воспитатель предлагает детям высказывание и одному из ребенка кидает мяч. Высказывание может быть верным, а может быть не верным. Ребенок либо соглашается с утверждением, либо не соглашается и объяснят почему. (Зимой идет снег, осенью тает снег, весной бывает капель, летом с деревьев опадают листья и т. д.)

Д/и "Какой, какая, какое"

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному объекту или явлению, активизировать усвоенные ранее слова.

Содержание: Воспитатель называет какой-нибудь объект или явление, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту или явлению.

Д/и "С какого дерева лист?"

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев и их названия; развивать внимание, наблюдательность, память, речь; воспитывать познавательный интерес.

Содержание: предложить детям рассмотреть листья, разложить их к соответствующим деревьям, назвать дерево, назвать название листа (березовый, кленовый, осиновый и т.д.)

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: учить детей различать признаки времен года, с помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Оборудование: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения о временах года.

Содержание: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

 И светла, и широка Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

 Вянет и желтеет, травка на лугах,

 Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

 Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Д/и «Придумай рассказ»

 Цель: закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения подбирать предметные и сюжетные картинки; развивать связную речь.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по временам года, предметные модели соответствующие временам года (листья, фрукты, снежинки, птицы).

Содержание: Педагог предлагает ребенку выбрать время года, которое ему нравится. Затем ребенку необходимо подобрать предметные модели, которые соответствуют выбранному времени года. Также необходимо выбрать картинки с признаками выбранного времени года и объяснить свой выбор. Педагог помогает подобрать сюжетные картинки к данному времени года, разместить их на магнитной доске и составить описательный рассказ.

Д/и "Что было бы, если ...."

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение

 Содержание: Воспитатель предлагает детям фразы для размышления, а ребенок пытается ответить. (Что было бы, если бы на деревьях весной не распустились почки? ...если бы снег весной не растаял?...если бы летом не распустились бы цветы? ....если бы зимой не было снега? ... если бы солнышко весной не стало бы греть? и т.д)