Развитие речевой активности
консультация (младшая группа)

Абильмеджитова Левиза Февзиевна

Консультация для родителей на тему:

«Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

                                            

Подготовила воспитатель:

                                 Абильмеджитова  Левиза  Февзиевна

 

 

 

 

 

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

 

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. 

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

 

Работая с детьми раннего и младшего дошкольного возраста важно отметить, что у детей недостаточно хорошо развита речь.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей и незаменимым помощником в этом  служат именно пальчиковые игры. Они помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи, с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. На занятиях, прогулках и просто в любые свободные минутки в жизни нашей группы.

 

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

 

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

 

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов.

 

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

 

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения- ребенок смотрит;

2. Взрослый выполняет движение руками ребенка;

3. Ребенок выполняет движение своими руками.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

 

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад». 

Виды пальчиковых игр

 

1. Пальчиковые игры с предметами: Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок и т.д.

- катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до основания ладони;

- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

- поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

- сортировка мелких предметов (бусин, горошин, зёрен и т.д.);

- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

- растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);

- перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);

- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую;

- бумажные колпачки и крышки от бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

- лепка из пластилина.

2. Активные игры со стихотворным сопровождением: Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

 

3. Игры манипуляции: Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».

4. Пальчиковые игры на основе сказок: такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психо эмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

5. Пальчиковые игры на основе самомассажа: в данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть орехи, массажные мячи, карандаши и т.д.

 

Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек, они служат прекрасным помощником воспитателю и при заучивании стихотворений и потешек на занятиях по развитию речи.   

Дети учатся быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

 

Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

 

Очень важно уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

 

В данном выступлении я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры.

Спасибо за внимание!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevoy_aktivnosti.docx128.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

                                             

Подготовила воспитатель:

                                 Абильмеджитова  Левиза  Февзиевна

Музыкальные пальчиковые игры – МАДОУ "Детский сад № 250"

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

 

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. 

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

 

Работая с детьми раннего и младшего дошкольного возраста важно отметить, что у детей недостаточно хорошо развита речь.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей и незаменимым помощником в этом  служат именно пальчиковые игры. Они помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи, с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. На занятиях, прогулках и просто в любые свободные минутки в жизни нашей группы.

 

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

 

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

 

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов.

 

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

 

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения- ребенок смотрит;

2. Взрослый выполняет движение руками ребенка;

3. Ребенок выполняет движение своими руками.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

 

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад». 

Виды пальчиковых игр

1. Пальчиковые игры с предметами: Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок и т.д.

- катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до основания ладони;

- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

- поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

- сортировка мелких предметов (бусин, горошин, зёрен и т.д.);

- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

- растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);

- перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);

- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую;

- бумажные колпачки и крышки от бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

- лепка из пластилина.

2. Активные игры со стихотворным сопровождением: Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

3. Игры манипуляции: Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».

4. Пальчиковые игры на основе сказок: такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психо эмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

5. Пальчиковые игры на основе самомассажа: в данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть орехи, массажные мячи, карандаши и т.д.

 

Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек, они служат прекрасным помощником воспитателю и при заучивании стихотворений и потешек на занятиях по развитию речи.   

Дети учатся быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

 

Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

 

Очень важно уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

 

В данном выступлении я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры.

Спасибо за внимание!!!

Пальчиковые игры - Сайтвоспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взрослого в формировании потребности речевого общения и развитии речевой активности ребёнка

Дети, поступившие в нашу группу, имеют  диагноз «Общее недоразвитиеречи». Эта патология охватывает все стороны речи ребёнка, а именно:отмечается бедность словаря, нарушение звукопроиз...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"

Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...