План самообразования по теме: Воспитание нравственных качеств у детей 3-7 лет посредством народного творчества (русских народных сказок)
календарно-тематическое планирование

Шахмерданова Эльмира Гурматуллаевна

Необходимость возвращения к традиционным ценностям представляется одной из возможностей повышения нравственной культуры детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovania.docx194.93 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ детский сад " Солнышко"

План самообразования

по теме:

Воспитание нравственных качеств у детей 3-7 лет посредством народного творчества

(русских народных сказок)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b165c36867c92f3947fbc47a1f9c12fc_l-4286137-images-thumbs&n=13

Воспитатель:

Шахмерданова Эльмира Гурматуллаевна

г. Пыть-Ях

2022-2023 уч.год


Актуальность

Актуальность проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в широком смысле слова можно отнести к числу проблем, поставленных на протяжении всего развития человечества. Любая эпоха в соответствии с конкретными для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует обязательность нравственного воспитания.

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют педагоги и психологи на современном этапе. Основываясь на исследованиях О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, Л.И. Романовой, можно утверждать, что эффективность нравственного воспитания дошкольников зависит от методически правильной организации коллективной деятельности детей, накопления положительного морального опыта.  Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская отмечали положительное влияние игровой деятельности детей на развитие нравственности воспитанников.

Необходимость возвращения к традиционным ценностям представляется нам одной из возможностей повышения нравственной культуры детей. Другими словами, использование разнообразных жанров фольклора позволяет ненавязчиво, но в то же время результативно достигать повышения уровня нравственной культуры подрастающего поколения.

В нравственном воспитании дошкольников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается педагогом, он должен привить детям нравственные ориентиры, формировать и развивать нравственные представления, в этом отлично может помочь волшебная сказка.

Сказка (вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы) занимает достойное место в формировании нравственных представлений дошкольников. Она помогает ребенку понимать реальную действительность.

Сказка помогает усваивать нравственные ориентиры, развивать эмоциональную отзывчивость, мотивирует поступать в соответствии с нравственными ориентирами.

В то же время, существует противоречие между большой значимостью занятий с применением волшебных сказок для развития нравственных представлений дошкольников и невысокой степенью использования данного жанра в процессе обучения и воспитания детей.

Это определило выбор темы самообразования: «Особенности использование волшебной сказки как средства формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста».


Индивидуальный план самообразования


Должность: воспитатель
ФИО: Шахмерданова Эльмира Гурматуллаевна
Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Тобольская государственная педагогическая академия именем Д.И. Менделеева 2012 год

Специальность по диплому: Химия

Когда обучался на курсах повышения квалификации: в 2012 год, 2022 год.
Индивидуальная тема самообразования: «Роль произведений устного народного творчества в формировании речевой активности у детей раннего возраста»
Когда начата работа над темой: сентябрь 2022 года
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2023 года


Цель самообразования по теме: Изучить способы, методы и приёмы создания оптимальных условий длявоспитания нравственных качеств у детей 3-7 лет посредством народного творчества

Для достижения поставленной цели  определен ряд задач:

  • Расширить свои знания по теме путем изучения педагогической литературы по проблеме воспитания нравственных качеств у воспитанников посредством народного творчества (русских народных сказок)
  • Выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте
  • Разработать перспективное планирование образовательной деятельности с детьми и родителями по воспитанию нравственных качеств у воспитанников посредством народного творчества (русских народных сказок)
  • Создать условия необходимые условия длявоспитания нравственных качеств у воспитанников посредством народного творчества
  • Объединить усилия педагогов и родителей для воспитания нравственных качеств у воспитанников посредством народного творчества (русских народных сказок)

Этапы работы над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

Содержание работы:

  • Анализ научно-методической литературы по проблеме значения народной культуры (русских народных сказок) в воспитании детей

ПРИЛ 1

  • Подбордиагностического материала , направленного на исследование позитивного влияния народной культуры (русских народных сказок) в области  воспитания нравственных качеств у воспитанников

ПРИЛ 2

  • Первичный мониторинг по выявлению влияния народной культуры (русских народных сказок) в области  воспитания нравственных качеств у воспитанников

01.09.2022-

30.09.2022гг

2. Практический

Содержание работы:

  • Создание предметно-пространственной среды (Книжный уголок + Театральный уголок)
  • Разработка картотеки НОД с воспитанниками и их родителями в рамках темы самообразования (см.в таблице ниже)
  • Проведение совместной образовательной деятельности с детьми и родителями (законными представителями) с использованием разработанной картотеки конспектов.

01.10.2022-15.05.2023гг

4.Обобщающий

Содержание работы:

  • Итоговый мониторинг влияния народной культуры (русских народных сказок) в области  воспитания нравственных качеств у воспитанников
  • Открытая НОД «Игра-путешествие по русским народным сказкам» ПРИЛ 3

Апрель-май

2023г

5.Внедренческий

  • Использование приобретенного опыта в процессе работы
  • Выступления в педагогических сообществах по итогам самообразования.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников

в рамках темы самообразования

Тема консультаций и бесед

Используемый источник

Советы родителям по нравственному воспитанию детей

http://ds25kis.detkin-club.ru/parents/35510

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

https://multiurok.ru/index.php/files/konsultatsiia-dlia-roditelei-dukhovno-nravstvennoe.html

Рекомендации родителям

по нравственному воспитанию детей

https://sad21zhlobin.schools.by/pages/rekomendatsii-roditeljam-po-nravstvennomu-vospitaniju

Нравственное воспитание дошкольников посредством сказки

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/03/18/konsultatsiya-dlya-roditeley-nravstvennoe-vospitanie

Картотека конспектов НОД с детьми дошкольного возраста

по теме самообразования

Тема НОД

Тема нравственного воспитания

Младший дошкольный возраст

«Репка»

Общее дело значимость малой помощи

«Колобок»

Хитрость-осторожность, самонадеянность- осмотрительность, хвастовство – лень

«Теремок»

Умение жить дружно

«Кот, петух, и лиса»

Дружба, взаимовыручка, послушание

«Заюшкина избушка»

Добро- зло, мудрость – хитрость. Гостеприимство- коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность- непорядочность.

«Волк и козлята»

Послушание, обман

Средний дошкольный возраст

«Гуси- лебеди»

Послушание- непослушание, любовь- эгоизм, ответственность

«Лиса-Лапотница»

Честность, благодарность

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение

«Колосок»

Трудолюбие, лень

«У страха глаза велики»

Смелость и решительность

Старший дошкольный возраст

«Сивка- Бурка»

Послушание – непослушание. Дружба, милосердие, смелость

«Лиса и журавль»

Послушание – непослушание, ответственность, смелость, любовь.

«Морозко»

Трудолюбие-лень, добро-зло

«Никита Кожемяка»

Служба Отечеству

«Вершки и корешки»

Ум и смекалка

«Василиса Прекрасная»

Трудолюбие и добро

«Царевна-Лягушка»

Добро всегда побеждает зло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств у детей с ОВЗ на основе художественной литературы (русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

Цель: Формирование целостного отношения к личностным качествам, необходимым для дружбы.  Задачи:Коррекционно – образовательные:Развивать интерес к художественной литературе. Формировать уме...

Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшег...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....

Перспективный план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств у детей второй младшей группы посредством русских народных сказок»

Изучение влияния русских народных сказок на развитиенравственных качеств детей младшего дошкольного возраста; развитие ивоспитание в душе каждого ребенка духовного начала....