Перспективный план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств у детей второй младшей группы посредством русских народных сказок»
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2023g.docx | 356.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста; развитие и воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
- приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Технология: исследовательской деятельности
Актуальность: Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.
Срок реализации 1 учебный год.
Перспективный план
Содержание деятельности | Форма отчетности | Дата, сроки проведения |
Методическая работа | ||
Изучение методической литературы, нормативно-правовые документы и материалы. | Оформление и пополнение папки по данной теме. | Постоянно |
Разработать конспекты занятий, картотек дидактических игр. | Оформление конспектов, картотек с играми | В течении года |
Составление картотеки загадок "Русские народные сказки". Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?», «Сложи картинку», «Расскажи сказку», «Угадай сказку», «Найди по силуэту» | Картотека Дидактические игры | В течении года |
Работа с родителями | ||
«Роль сказки в развитии и воспитание ребенка» | Консультация | Сентябрь |
«Сказка — это важно!» | Памятка для родителей | Октябрь |
«Как поддержать интерес к сказке» | Памятка для родителей | Ноябрь |
«Cказки в жизни вашего ребенка» | Анкетирование родителей | Декабрь |
«Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». | Консультация | Январь |
«О чём и как беседовать ребёнком после чтения». | Памятка для родителей | Февраль |
Книжки – малышки «Моя любимая мамочка» | Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка книжек – малышек. | Март |
«Наша любимая сказка» | Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков, поделок | Апрель |
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Показ сказки детьми родителям | Май |
Работа с детьми | ||
1 Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» 2 Дидактическая игра «Расскажи сказку» | Наличие конспектов, картотек | Сентябрь |
1 Чтение русской народной сказки «Теремок». 2 Показ настольного театра «Теремок». 3 Раскрашивание раскрасок по мотивам русской народной сказки: «Теремок». | Настольный театр Выставка иллюстраций | Октябрь |
1 Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 2 Просмотр мультфильма «Маша и медведь». 3 Лепка из соленого теста «Пирожки для Машеньки» | Выставка изделий из теста | Ноябрь |
1 Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». 2 Дидактические игры «Из какой сказки герой?». «Сложи картинку». 3 Рассматривание иллюстраций по русской народной сказке «Зимовье зверей». 4 Рисование по мотивам русской народной сказки : «Зимовье зверей» | Выставка рисунков | Декабрь |
1 Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». 2 Показ настольного театра «Заюшкина избушка». 3 Конструирование «Домик для зайчика». 4 Дидактическая игра: «Угадай сказку» | Настольный театр Выставка домиков для зайчика | Январь |
1 Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». 2 Рисование «Мой любимый папа» 3 Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Волк и семеро козлят» | Выставка рисунков | Февраль |
1 Занятие «В гостях у сказки» 2 Дидактическая игра «Кто лишний?» 3 Аппликация «Открытка мамочке» | Конспект Подарки для мамы | Март |
1 Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди». 2 Просмотр русской народной сказки «Гуси - лебеди» 3 Дидактическая игра «Найди по силуэту» | Апрель | |
1 Беседа «Если добрый ты…» 2 «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» 3 Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Май | |
Работа с педагогами | ||
«Сказкотерапия» | Консультация для педагогов ДОУ | Ноябрь |
Занятие «В гостях у сказки» | Показ открытого занятия | Март |
Используемая литература:
1 Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009 – 48 с.
2 Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009 – № 4 – С. 181-183.
3 Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой
4 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь,
2000 – 112 с.
5 Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002 - с. 185
6 Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011 – 247 с.
7 Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности / С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001 – № 2 – С. 158-159.
8 Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008 – № 3 – С. 3-10.
9 Соловейчик, С.Л Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005 - № 4 - С. 14-16.
10 Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003 - № 9 - С. 68-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данная тема мною выбрана для изучения влияния русских народных сказок на нравственное воспитание детей старшег...
отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данный отчет по теме " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посред...
Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г. «Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка...