Перспективный план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств у детей второй младшей группы посредством русских народных сказок»
методическая разработка (младшая группа)

Изучение влияния русских народных сказок на развитие
нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста; развитие и
воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023g.docx356.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста; развитие и воспитание в душе каждого ребенка духовного начала.

Задачи: 

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
  2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
  3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
  4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
  6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

Технология: исследовательской деятельности

Актуальность: Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема,  актуальна на сегодняшний день.

Срок реализации 1 учебный год. 

Перспективный план

Содержание деятельности

Форма отчетности

Дата, сроки проведения

Методическая работа

Изучение методической литературы, нормативно-правовые документы и материалы.

Оформление и пополнение папки по данной теме.

Постоянно

 Разработать конспекты занятий, картотек дидактических игр.

Оформление конспектов, картотек с играми

В течении года

Составление картотеки загадок "Русские народные сказки". Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?», «Сложи картинку», «Расскажи  сказку», «Угадай сказку», «Найди по силуэту»

Картотека

Дидактические игры

В течении года

Работа с родителями

«Роль сказки в развитии и воспитание ребенка»

Консультация

Сентябрь

 «Сказка — это важно!»

Памятка для родителей

Октябрь

 «Как поддержать интерес к сказке»

Памятка для родителей

Ноябрь

 «Cказки в жизни вашего ребенка»

Анкетирование родителей

Декабрь

«Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Консультация

Январь

 «О чём и как беседовать ребёнком после чтения».

Памятка для родителей

Февраль

Книжки – малышки «Моя любимая мамочка»

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка книжек – малышек.

Март

«Наша любимая сказка»

Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков, поделок

Апрель

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» 

Показ сказки детьми родителям

Май

Работа с детьми

1 Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»

2 Дидактическая игра «Расскажи  сказку»      

Наличие конспектов, картотек

Сентябрь

1 Чтение русской народной сказки «Теремок».

 2 Показ настольного театра «Теремок».

 3 Раскрашивание раскрасок  по мотивам русской народной сказки: «Теремок».

Настольный театр

Выставка иллюстраций

Октябрь

1 Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 

 2 Просмотр мультфильма «Маша и медведь».

  3 Лепка из соленого теста «Пирожки для Машеньки»

Выставка изделий из теста

Ноябрь  

1 Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

2 Дидактические игры  «Из какой сказки герой?».

«Сложи картинку».

3 Рассматривание иллюстраций по русской народной сказке «Зимовье зверей».

4 Рисование  по мотивам русской народной сказки : «Зимовье зверей»

Выставка рисунков

Декабрь

1 Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

   2 Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

   3 Конструирование «Домик для зайчика».

  4 Дидактическая игра: «Угадай сказку»

Настольный театр

Выставка домиков для зайчика

Январь

1 Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

    2 Рисование «Мой любимый папа»

   3 Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Волк и семеро козлят»

Выставка рисунков

Февраль

1 Занятие «В гостях у сказки»

2 Дидактическая игра «Кто лишний?»

 3 Аппликация «Открытка мамочке»

Конспект

Подарки для мамы

Март

1 Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди».                                                   2 Просмотр русской народной сказки «Гуси - лебеди»                                      3 Дидактическая игра  «Найди по силуэту»

Апрель

1 Беседа «Если добрый ты…»               2 «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»             3 Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко» 

Май

Работа с педагогами

«Сказкотерапия»

Консультация для педагогов ДОУ

Ноябрь

Занятие «В гостях у сказки»

Показ открытого занятия

Март

Используемая литература: 

1 Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009 – 48 с.

2 Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009 – № 4 – С. 181-183.

3 Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой

4 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь,

2000 – 112 с.

5 Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002 - с. 185

6 Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011 – 247 с.

7 Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности / С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001 – № 2 – С. 158-159.

8 Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008 – № 3 – С. 3-10.

9 Соловейчик, С.Л Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005 - № 4 - С. 14-16.

10 Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003 - № 9 - С. 68-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшег...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.  «Сказки – это зернышко, из которого   прорастает эмоциональная оценка...