Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста
проект (младшая группа)

Касимова Макташ Бурантаевна

Цель проекта:

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_sensorika.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский  сад №3 «Ромашка» п.Новоорск

«В гостях у Сенсорика»

педагогический проект

для  детей  раннего  дошкольного  возраста  2 – 3  года

Воспитатель:  М.Б.Касимова

Актуальность проекта:

Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогике Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др. справедливо считали, что значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

​ формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

​ знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

​ воспитывать познавательный интерес, любознательность;

​ упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

​ способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

​ развивать мелкую моторику рук;

​ повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

​ оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Ожидаемый результат:

​ повышение уровня сенсорного развития детей I младшей группы

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети раннего  дошкольного  возраста  (2-3 года), воспитатели, родители.

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Основные принципы проекта:

1.​ Принцип занимательности – используется с целью выявления детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

2.​ Принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу

3.​ Принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и развитию ребенка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

4.​ Принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

5.​ Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, т.е. учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

6.​ Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

7.​ Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

​ Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

​ Проведение мониторинга.

​ Анализ полученных результатов, выводы.

​ Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

​ Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

​ Занятия.

​ Игровые образовательные ситуации.

​ Работа с предметными и сюжетными картинками.

​ Дидактические игры.

​ Упражнения на развитие мелкой моторики.

Работа с родителями:

​ Консультации

​ Беседы о роли развивающих игр для малышей.

​ Наглядная информация: папки-передвижки

​ Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

​ Диагностика детей;

​ Проведение заключительного занятия;

​ Самооценка, выводы.

Практическая значимость проекта

​ Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

​ Разработка дидактического материала и дидактических игр;

​ Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

​ Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

​ Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

​ Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Продукт проекта:

​ Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

​ Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

​ Презентация для родителей.

​ Фотовыставка «Учимся играя».

Предполагаемый результат:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

1.​ Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2.​ Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3.​ Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4.​ Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

5.​ Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Диагностические методики

«Цветные коврики»

Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Материал: 6 цветных карточек (красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая).

Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов. Затем взрослый поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Для детей трех лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия двух-трех карточек.

«Кружки»

Цель: выявление особенностей восприятия предметов по величине.

Материал: 3 кружка одного цвета.

Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»). Для ребенка трех лет самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным.

«Фигуры»

Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета.

Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.п. Для ребенка трех лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.

Результаты обследования заносятся в диагностическую карту (табл. 1)

Таблица 1

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка

Соотносит предметы

по цвету

по форме

по величине

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

1.

2.

3.

Таблица 2

Календарно-тематическое планирование по проекту

«В гостях у Сенсорика»

тема

программное содержание

сентябрь

1.

Диагностика уровня сенсорного развития

Выявление уровня сенсорного развития.

2.

Д/и «Спрячь мышку»

Учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу..

3.

Д/и «В царстве фигурок-человечков»

Ознакомление с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

4.

Д/и «Игра с мячами»

Обучение соотнесению по величине трех предметов.

5.

Д/и «Что катится?»

Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

6.

Д/и «Разноцветные поляны»

Формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.

7.

Д/и с элементами экспериментирования «Разноцветная вода»

Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

8.

Д/и «Соберем пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 - 4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

октябрь

1.

Д/и «Разноцветные комнаты»

Закрепление знаний об основных цветах; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

2.

Д/и «Платочки для фигурок-человечков»

Ознакомление с овалом, треугольником, прямоугольником и их названиями; обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

3.

Д/и «Волшебная коробочка»

Обогащение непосредственного чувственного опыта детей, упражнять детей в обследовании предметов, выделяя их по величине и форме.

4.

Д/и «Кто где спит»

Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями; формирование действия подбора по образцу.

5.

Д/и «Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

6.

Д/и «Цветные колпачки»

Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.

7.

Д/и «Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

8.

Д/и «Разноцветные колечки»

Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки.

Ноябрь

1.

Д/и «Построим башню»

Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами; обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

2.

Д/и «Гости»

Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

3.

Д/и «Круглое – не круглое»

Закрепить знания о геометрической форме круга, учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке.

4.

Д/и «Разложим мишкам мисочки»

Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами; обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

5.

Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.

 

6.

Игровая ситуация «В гостях у зайчихи»

Создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.

7.

Д/и «Строители»

Формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.

8.

Д/и «Почтовый ящик»

Привлечь внимание к форме предмета, учить примеривать вкладыши к отверстиям.

Декабрь

1.

Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета

Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

 

2.

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.

Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине

3.

Д/и с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?»

Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

4.

Д/и «Две коробки»

 

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

5.

Д/и «Накрой на стол»

Закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.

6.

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.

Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.

7.

Д/и «Вкладыши и башенки»

Продолжать знакомить с величиной в ходе практических действий.

8.

Д/и «Подарки для кукол»

Способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь.

январь

1.

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать

2.

Развивающая ситуация «Дома для медведей»

Формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.

3.

Д/и «Подбери пару»

Формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.

4.

Д/и с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки»

Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

5.

Д/и «Матрешка»

Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

6.

Д/и «Собери квадрат»

Формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.

февраль

1.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки».

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

2.

Д/и «Подбери перышко»

Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем.

3.

Д/и «Найди свой домик»

Закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

4.

Д/и «Соберем

пирамидку»

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.

5.

Д/и «Разные кружки для зайца и лисы»

Развивать представление о цвете и форме, отобрать коврики для зайца и лисы.

6.

Д/и «На что похоже?»

Соотнесение формы и предмета, раскладывание геометрических фигур на три группы (круг, квадрат, треугольник)

7.

Д/и «Башенки для гномиков»

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

8.

Д/и «Забавные бутылочки»

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.

март

1.

Д/и «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком)

Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

2.

Д/и «Сделаем матрешки бусы»

Закрепить умение чередовать предметы по цвету.

3.

Д/и «Разложи по местам»

Формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).

4.

Д/и «Разноцветная одежда»

Умение классифицировать одежду по цвету, использовать в речи слова: «такого же цвета», «одинаковые», «не правильно» и т.п.

5.

Д/и «Собери цветок»

 

Закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.

6.

Д/и «Поручения»

 

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

7.

Д/и «Высокий - низкий»

Формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета.

8.

Д/и «Геометрическое лото»

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.

апрель

1.

Д/и «Разноцветные карандаши»

Группировать карандаши по цвету

2.

Д/и «Что изменилось»

Закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.

3.

Д/и «Большой-маленький»

Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

4.

Д/и «Сделай узор»

Развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве.

5.

Разрезные картинки

 

Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.

6.

Д/и «Что потеряли котятки»

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.

7.

Д/и «Пирамидки в гостях у малышей»

Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.

8.

Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек»

Развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.

Май

1.

Д/и « Найди синие и красные предметы»

Узнавать и правильно называть красный и синий цвет в окружающей среде.

2.

Д/и «Длинные и короткие ленточки»

Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

3.

«Веселый Петрушка»                                                        

Способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение.

4.

Д/и «Собери гирлянду»

Учить детей собирать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

5.

Д/и «Летящие бабочки»

 

Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.

6.

Д/и «Подбери форму»

Учить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам.

7.

Д/и «Сравни предметы по высоте»

Сравнивать предметы по нескольким признакам.

июнь

1.

Д/и с прищепками «Цветочки в вазочках»

Учить использовать цветовую гамму прищепок по цвету, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

2.

Д/и «Разложи фигуры по домикам»

Продолжать знакомить детей с плоскими и объемными геометрическими формами

3.

Д/и «Самая длинная, самая короткая»

Раскладывать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной.

4.

Д/и «Какие цвета использованы?»

Учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки

5.

Д/и «Из каких фигур состоит?»

Учить определять, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их

6.

Д/и «Воздушные шары»

Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

7.

Д/и «Разложи карандаши по стаканчикам»

Учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно.

8.

Д/и «Собери красивые бусы» 

Выбирать разные геометрические фигуры и раскладывать их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

июль

1.

Д/и «Цветные ежики»

Закрепить у детей знания на чередование объектов по цвету.

2.

Д/и «Фигуры играют в прятки»

Продолжать знакомить детей с плоскими и объемными геометрическими формами.

3.

Д/и «Закрути правильно крышки»

Закрепление знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала 

4.

Д/и «Уточним цвет»

Учить различать и называть близкие цвета

5.

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки

6.

Д/и «Поиграем с прищепками»

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

7.

Д/и «Что изменилось» 

Упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

8.

Д/и «Три квадрата»

Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

август

1.

Д/и «Веселый конструктор»

Упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

2.

Д/и «Разноцветные кружки»

Раскладывание кругов, начиная от самого

большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.

3.

Д/и «Разложи яички в свои домики»

Учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек.

4.

Д/и «Какие бывают фигуры»

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

5.

Д/и «Какая фигура лишняя?»

Определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, объяснять принцип исключения.

6.

Д/и «В какую коробку?»

Распределять игрушки разных размеров по коробкам в зависимости от размера.

7.

Д/и «Накорми птенца»

Соотнесение цвета предмета с цветовым полем.

8.

Развлечение

«Поможем колобку»

Закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.

Информационные ресурсы

​ Башаева Т.В., Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

​ Васильева М.А., «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

​ Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

​ Венгер Л. А., «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

​ Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

​ Маханева М.Д.,, Рещикова С.В.,. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

​ Немов Р.С., Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

​ Новоселова С.Л., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

​ Пилюгина В.А., Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

​ Пилюгина Э. Г., «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

​ Янушко Е.А., «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

​ Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...