ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
консультация

Солопова Екатерина Александровна

Цели и задачи экологического воспитания детей:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
  • Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

1.Экскурсии

   С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе.( 3 слайд)Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Дети собирают природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе.

 

2. Экологические акции

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.

— акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

— акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

— акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

-ПОДАРИ ПЛАНЕТЕ ЖИЗНЬ – ПОСАДИ ДЕРЕВО.

С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания..

 Дерево – это символ жизни и познания. И может быть через несколько десятилетий в детский сад будут приходить будущие папы и мамы со своими детьми и показывать им какими большими стали их саженцы и с гордостью говорить: «Это дерево посадил твой папа или мама!»

 Акция «Посади дерево» - имеет большое значение для подрастающего поколения, потому что один раз посаженное дерево своими руками запомнится надолго и сохранится в сердце каждого маленького ребёнка.

 -Кормушка для птиц. Покормите птиц .

Акция «Кормушки для птиц», целью которой стало привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края.

Чтобы помочь птицам,  совместно с  родителями и моими воспитанниками , мы изготовили кормушки.
После того как кормушки были развешены, птиц на территории сада стало больше.

Пернатые друзья с удовольствием угощаются предложенным кормом. В ходе проведения акции дети поняли, что они делают хорошее дело -  помогают выжить  птицам в самое трудное время. Дошколята с огромным интересом наблюдают за птицами, прилетевшими на участки покормиться.

 Сдай макулатуру – спаси дерево целью которой являлось формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды 
   Бумага – один из основных компонентов мусора в каждой квартире и, конечно, офисе или школе. Один житель, в среднем, выбрасывает до 150 кг бумаги в год. А для получения 1 тонны бумаги расходуется примерно 10 деревьев и 20 000 литров воды. Сдавая макулатуру на вторичную переработку, можно не только сократить размеры свалок, но и значительно экономить природные ресурсы, снизить загрязнение воды.
     Акция проводилась в форме конкурсного соревнования. С большим энтузиазмом в ней участвовали родители воспитанников, которые приносили старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки.

- КРЫШКИ ДОБРА. 

«Добрые крышечки» — это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка.

 - «Вторая жизнь ненужным вещам» Актуальность данного проекта проявляется в экономном и бережном отношении к ресурсам, многие из которых не возобновляются. Ведь вторичное использование позволит значительно уменьшить площади городских свалок. Чтобы  сделать  окружающую  среду  более  чистой, нужно  уменьшить  количество  выбрасываемых  старых вещей, а для этого им  надо  дать  новую  жизнь.

- «Берегите воду» 

Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее.  Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. 

  • Задачи: выяснить источники загрязнения воды;
  • составить советы по сохранению воды чистой;

- «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять». 

Пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

3. Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования доброго отношения к природе.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе.

организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

5. Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных.

Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т.д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.

Слайд 4

Экологические акции: 1. «Подари планете жизнь - посади дерево».

Слайд 5

2. Добрая зима для птиц. Кормушки.

Слайд 6

3. Сдай макулатуру – спаси дерево.

Слайд 7

4. Крышки добра.

Слайд 8

5. Вторая жизнь ненужных вещей.

Слайд 9

6. Берегите воду.

Слайд 10

7. Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять.

Слайд 11

3. Экологические праздники и досуги.

Слайд 12

4 . Труд детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

1.Организованная образовательная деятельность (занятия)2.Экскурсии3.Экологические праздники и досуги4.Экологические акции5.Ознакомление детей с природой в повседневной жизни6.Труд детей в природе7.Раб...

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы в...

«Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.»

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно восп...

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

         Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, к...

Формы организации работы с детьми по экологическрму воспитанию

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы в...

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»

Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация праздников»

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации.Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются осн...