Цикл занятий и игр по формированию этических представлений «Мы – дружные ребята»
картотека (старшая группа)

Берендеева Татьяна Ивановна

Картотека занятиий и игр по формированию этических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_igr_i_zanyatiy.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила  Берендеева Т.И.

Цикл занятий и игр по формированию этических представлений

«Мы – дружные ребята»

Актуальность

     Одной из актуальных задач, которые стоят перед современным  обществом, является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов.

   Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

     У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные последствия. Вовремя определить в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача педагогов и родителей.

    Цель:

         Формирование этических представлений и гуманных чувств у старших дошкольников.

    Задачи:

  1. Знакомство детей с семейными ценностями, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
  2. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
  3. Обучение умению вести себя в соответствии с нормами поведения.
  4. Обучение способам решения конфликтных ситуаций.
  5. Обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий со взрослыми.
  6. Развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
  7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ожидаемый результат – воспитание неравнодушного, ответственного в своих поступках, вежливого, приветливого, внимательного к родным и близким людям, к сверстникам человека, гражданина.

Тематический план

Месяц

Название блоков

Количество занятий

в месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

сентябрь

«Ему, как с гуся вода»

«Кто гнев свой усмиряет, тот сильным бывает»

3

октябрь

«У страха глаза велики»

«Смелые глаза – молодцу краса»

4

ноябрь

«Жадный сам себе покоя не даёт»

«Кто щедрый, тот в дружбе первый»

4

декабрь

«Маленький труд лучше большого безделья»

«Терпенье и труд всё перетрут»

3

январь

«В правде – сила»

«Ложь человека не красит»

3

февраль

«Зависть здоровье забирает»

«Завистливый по чужому счастью сохнет»

4

март

«Доброе дело делай смело»

«Добро не умрёт, а зло пропадёт»

4

апрель

«Дал слово – держи»

«Кто скоро помог, тот дважды помог»

4

май

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

3

 

  Коммуникативные игры.

  Игровые пятиминутки. (Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток )

       Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», «Горная тропинка», « Глаза»,   «Замри!»,  «Обыграй превращения», «Звери на болоте».

«Как тебя зовут?»,  «Я не должен», «Менялки»,  «Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо»,  «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», «Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек», «Сказка наизнанку», «Собери чемодан», «О чём я сказала», «Через стекло»,  «Я начну, а вы продолжите»,  «Вечер загадок».

Интерактивные игры

(игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

 «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник». 

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения.

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки». 

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности.

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм  адекватного поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации.

«Ругаемся овощами», «Изобрази животное», «Собака – поводырь», «Не поделили игрушку»,  «Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы».

Метод принятия роли.

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма.

Цель:  приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения. 

Варианты игр:

Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа»,  «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Самостоятельные игры.

Игры с известными героями:  «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».

Режиссерские игры:  «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Премудрой», «В гостях у Баба-Яги». 

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера.

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов:  «Маски», «Свет мой зеркальце, скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Моделирование проблемных ситуаций.

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

- Анализ поведения сказочных героев

- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

- Обсуждение ситуации из жизни группы

-Проблемная ситуация,  созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

2.5. Список литературы.

1. Калинина Р.М. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.: Речь, 2004.

2. Общение детей в детском саду и семье / под редакцией Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990.

3. Л. Ф. Островская. Беседы  с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - Москва. «Просвещение». 1987.

4.  Т.А. Шорыгина. Беседы о хорошем и плохом поведении. – Москва: Творческий Центр, 2008.

5. С.О. Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2005.

6. Е.Ф. Черенкова. Уроки этикета и вежливости для детей. – Издательство «ДОМ XXI век».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этических представлений с помощью народной игры.

   Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали....

Формирование этических представлений и воспитание гуманных чувств у дошкольников

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее,кто прилагает усилия, чтобы она стала еще к...

Формирование этических представлений дошкольников об отношении к окружающей природе

Для выступления на педагогическом совете и для оформления информационного уголка...

Конспект НОД по формированию этических представлений «Путешествие по сказке Золушка» в подготовительной группе

 Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относится правила учтивости и вежливости, принятые в обществе....

Формирование этических представлений у старших дошкольников

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенные нравственные позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит гармоничное развитие чувств...