Интегрированное занятие "Путешествие по морю музыки"
учебно-методический материал (старшая группа)

Мочалова Любовь Павловна

Организованная образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_moryu_muzyki.docx23.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организованная интегрированная образовательная деятельность.

Тема «Путешествие по морю Музыки»

Возрастная группа: дети шестого года жизни.

Образовательные  области: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Тип: интегрированный

Форма организации: групповая

Форма НОД: совместная деятельность педагога с детьми.

Виды деятельности: музыкальная, игровая, познавательная, речевая, двигательная.

Учебно – методический комплект: самостоятельная разработка, технологии: развития восприятия музыки О.П.Радыновой, ТРИЗ, игровые, здоровье – сберегающие,  технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой.

Средства:

Наглядные:  картинки с портретами композиторов: Н.Римского – Корсакова, Д. Кабалевского, картинки по содержанию произведений этих композиторов.

Литературные:  загадки, стихи.

Мультимедийные: презентация по содержанию занятия,  видео «Подводный мир».                                                                                                              

Музыкальные:    музыкальный центр, фортепиано, нотный репертуар,  аудиозаписи музыкального репертуара.

Оборудование: голубая ткань, бумажные кораблики, фуражка капитана, картинки с изображением различных эмоций  на тему «Морские жители», выставка картин по произведениям Н.Римского - Корсакова.

Цель. Систематизация знаний детей о музыке и композиторах с помощью музыкальных и музыкально – дидактических игр. Развитие музыкального восприятия посредством ТРИЗ – технологий.                                                                                                              Задачи:                                                                                                 Образовательные: Закрепить знания детей о русских и отечественных композиторах – классиках, их музыкальном наследии;                                                                - Развивать восприятие музыки различного характера; побуждать высказываться, давая характеристику;                                                                         - Закреплять умение внимательно слушать классическую музыку и использовать сравнительную аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера; узнавать сказочных героев;                                                   Формировать умение внимательно слушать вопросы, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

- учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).                                       - формировать основы  музыкальной культуры;                                                  Развивающие:  - развивать творческое воображение;                                                - накапливать опыт восприятия музыкальных классических произведений;                                                                                             Воспитательные: - формировать основы  музыкальной культуры;- содействовать проявлению активности, сотрудничества и самостоятельности, уважительного и доброжелательного отношения к друг другу.                                                                                                                        

Под песню «Бескозырка белая» дети заходят в зал.

Муз. руков. Здравствуйте, ребята! Какие чудесные кораблики вы смастерили!   Давайте споем про них песенку.

Песенка – распевка «Капитан»

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня прокати капитан.

А что мне не жалко, сигайте на борт.

Но только не скоро вернемся мы в порт.

Но только, чтоб всем бескозырки надеть,

И дружно, и радостно песню запеть.

Воспитатель. Из этой песенки я поняла, что вы куда – то отправляетесь? (В плавание) Из какого порта отправляются ваши кораблики в плавание? ( Из порта «Детский сад «Солнечный город». Кораблики  расставляются на голубую ткань)

Муз. руков. Я вижу у вас прекрасное настроение? Замечательно. А мне поднимает настроение морская ракушка. Как вы думаете почему?

Дети. В ней можно услышать звуки моря.        

Воспитатель. А что такое море? (Дети. Это большое  водное пространство.) Посмотрим, ребята, на глобус и поищем моря и океаны. Обратите внимание, какого цвета больше, синего и голубого – водного пространства, или коричневого, желтого, зеленого – суши. Конечно, на нашей планете Земля большую ее часть занимают моря и океаны. Это громадные водные пространства. Кто-нибудь из вас, ребята, бывал на море? (Ответы.) Скажите, какое бывает море, всегда одинаково – спокойное  или разное? (Ответ.)

Муз. руков. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по морю, которого нет на глобусе? А что это за море мы узнаем в ходе нашего путешествия.  Воспитатель. Пора отправляться. На карту схему посмотрите, как пойдем- определите.                                                                                                                    Музыкально-двигательное  упражнение «Идем к морю» (Схемы)                 (Дети выполняют знакомые виды ходьбы и танцевальные движения под схемам ( марш, поскоки, боковой галоп. С окончанием музыки строятся по схеме.                                                                                                                                 Муз. руководитель(Звучит фонограмма «Шум моря). Вот мы и пришли на берег. Какой здесь чистый песок. Поиграем с ним.

Пальчиковая игра «На морском берегу».                                                                                          К берегу бежит волна, волнообразное движение одной рукой                                               Вслед за ней еще одна. другой рукой                                                                                      Эта - выше, поднимают руки                                                                                                 Эта - ниже, опускают на уровень груди                                                                                   Эта - вовсе не видна. касаются ладонями пола                                                                       А на берегу морском пересыпают невидимый песок из руки в руку                                     Будем мы играть с песком.                                                                                                                                          Будет башня из песка, ставят кулаки друг на друга                                                                Как до неба высока. встают на носки и поднимают руки

Воспитатель. Ребята, посмотрите, в песке что-то блеститПодуем на песок и посмотрим.                                                                                                                 Дыхательная гимнастика

Воздух мы морской вдыхаем

Дышим носом, а не ртом.

Потихоньку выдыхаем

И песок весь раздуваем. (дуют легко)

Глубже мы теперь вдохнем

И сильнее дуть начнем. (дуют сильнее)                                                                               Неплохо сделать и массаж друг другу.                                                     Психогимнастика «Море»

Море, море (легкие движения руками по спине вверх и вниз)                               Рыбки, рыбки (постукивания кончиками пальцев по спине)                               Волны, волны      (легкие движения руками от позвоночника в стороны)                      Чайки, чайки            (похлопывание ладошками по спине)

Муз. руков. Море всегда влекло к себе людей. Писатели и поэты рассказывали о нем словами. Художники рисовали картины моря. (Рассмотреть картины из сказок о море)

С помощью музыки  можно рисовать музыкальные  картины. Без кисти, красок и слов, только звуками можно передать красоту, характер, настроение.

Мы с вами на берегу моря. Музыку какого композитора мы слышим? (Композитора Римского – Корсакова.) Прислушайтесь к музыке, какое сейчас море? (Спокойное) Русский композитор Н. А. Римский – Корсаков очень любил прогуливаться по берегу моря и посвятил немало своих произведений водной стихии . Почему? ( Композитор был морским офицером, и даже плавал на корабле вокруг света)  Давайте передадим с помощью ткани музыку моря из оперы «Садко» (Новгородский гусляр, 12 лет путешествовал на своем корабле, ему хотелось посмотреть весь мир. Либретто на тему русских былин)

Пластическое интонирование музыки фрагмента симфонической картины из оперы «Садко»

Какую картину моря в опере «Садко» нарисовала нам музыка, какое у нее настроение? Соберем ваши слова в копилку. Дети: Музыка тревожная, взволнованная, нежная, решительная, ласковая, печальная, красивая. Подойдем к выставке картин. К какой опере композитора Римского – Корсакова нарисованы эти картины. ( «Сказка о царе Салтане»)               Послушаем, о ком расскажет музыка на этих картинах.                                                 Слушание фрагментов «Три чуда»                                                                                        Воспитатель.  Ель растет перед дворцом,                                                                                                  А под ней хрустальный дом.                                                                                      В доме том живет  ручная,                                                                                                 Да затейница какая? (Белка)

Море вдруг. Всколыхалося вокруг,                                                                            Расплескалось в шумном беге                                                                                            И оставило на бреге                                                                                                                       В чешуе, как жар горя     Дети: 33 богатыря.

Глядь – поверх текучих вод                                                                                                   Птица белая плывет. Что это за птица? (Лебедь)                                                                Муз. руков. А вот и три веселых кита появились на волнах нашего музыкального моря.Как мы их по – другому называем (жанры музыки).                                                         Кто из композиторов назвал жанры музыки китами? (Композитор Д.Б.Кабалевский). Назовите этих китов (Песня, танец, марш).                                              Скажите, могут киты дружить? Например, кит песня с китом танец?   (Конечно, могут. Есть такая замечательная танцевальная песенка, которая приглашает потанцевать на палубе корабля.)                                                             Воспитатель.  Как вы думаете, кто работает на корабле? (ответы – матросы) Матросы никогда не унывают, а в свободную минутку весело танцуют. Поддержим их веселым танцем.

Море любит храбрых и не любит лень,                                                                                Нужно тренировку делать каждый день.                                                                   Много разных книжек надо прочитать,                                                                           Чтоб отважным капитаном всем нам стать.                                                                                Ритмика «На палубе матросы» (присаживаются на ковре)                                            Воспитатель. Умеют моряки и язычок свой потренировать.                                                       Скороговорка: Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. (проговаривание с ускорением, не повышая голоса).                                                                   В озере – карп, а в море – краб.                                                                                                    А чтобы разглядеть морские глубины, нужно опуститься на дно. Давайте представим, что мы водолазы и посмотрим на морских обитателей. Вам интересно? Все вместе спускаемся на дно.  Каких морских обитателей вы видите?             Видео «Подводная жизнь»                                                                                                               Муз. руков. Эти камушки со дна моря. Как вы думаете, почему они такие гладкие? (Потому что вода долго их гладила, омывала.)                                                                                      Кто-нибудь из вас играл с морскими камушками? (Ответы детей.) А давайте вместе поиграем. Мальчики берут по два камушка, девочки по две ракушки.

Ритмическая речевая игра «Тук, тук, камушки» (дети, проговаривая слова, ритмично стучат камушками) – стоя.                                                                          Тук, тук – камушки! (стучат девочки)                                                                                      Тук, тук – камушки! (стучат мальчики)                                                                                           Буль-буль-буль – шумит волна                                                                                                       А где рыбки – ти-ши-на! (произносят слово «Тишина!» шепотом, медленно)                При повторении: туки – тук, туки, тук.                                                                                                 Какие звуки можно услышать в море, если прислушаться? (шум волн, плеск рыбок, крики чаек и т.д.)Звуки наших шумовых инструментов тоже похожи на звуки моря.  (По очереди озвучиваю каждый инструмент и разбираем, на что похож звук.) Давайте с помощью звуков наших инструментов расскажем историю о море.

В синем море волны плещут, бежит волна на берег и разбивается о камни. (Шумовой маракас перекатываем в ладонях и резко встряхиваем)  Маленькие рыбки плещутся в воде и тихонечко друг с другом переговариваются. 

Ракушечки деловито стучат створками раковин. (Играют на   ракушках)  На морском дне тихо перешептываются водоросли. (шуршунчик из пластиковой бутылки).  В волнах резвятся дельфины и переговариваются между собой. (имитируют крик дельфинов с помощью игрушки – пищалки).

Воспитатель.   Иногда в гости к морю прилетает ветерок, он очень любит играть с волнами. И так они разыграются, что даже можно увидеть волшебные морские фигуры. А вы хотите их увидеть?                                                                                    Давайте все мы сейчас с вами будем большим морем.Повторяйте за мной эти слова, а когда я скажу, морская фигура замри, вы должны  изобразить морскую фигуру, с таким настроением, которое вам пропоет ведущий.  А выберем мы его песенкой-считалкой «Как на море».                                                     Считалка-попевка. Как на море, на просторе,                                                                      Волны весело шумят.                                                                                                                                      Как на море, на просторе,                                                                                                     Чайки белые кружат.                                                                                                           Игра «Море волнуется»

Все поют песню «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…ребенок-ведущий продолжает импровизировать фигура (радости, злости, страха, спокойствия ) замри». Ребята двигаются под песню, замирают в позе, ведущий выбирает лучшего исполнителя и последний становится ведущим.

Игра «Капитан, капитан, улыбнитесь»                                                                           Муз. руков. Наша занятие подошло к концу. Вы молодцы, были активные, веселые и любознательные.  А вам понравилось наше путешествие? По какому морю мы путешествовали?  Что вам понравилось больше всего? А что было самое сложное для вас? Ваши кораблики тоже прибыли в порт «Детский сад». Возьмите их в группу.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Интегрированное занятие по слушанию "Путешествие по морю музыки"

В конспекте занятия представлены игровые методы и приемы восприятия музыки...

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»...

Встреча с музыкальными жанрами в море музыки

Представлен конспект Нод  "Встреча с музыкальными жанрами в море музыки" Цель которого - формировать целостное представление детей дошкольного возраста о видах жанра в музыке....

Презентация "Три кита в море музыки"

М.Р.: Ребята, а вы знаете кто такой кит? (Кит живет в океане. Он очень большого размера, питается  креветками, рачками, медузами и мелкими рыбешками). Сегодня, ребята, я хотела бы ...

Конспект интегрированного открытого занятия по музыке "Путешествие в страну музыки"

Сценарий  интегированного занятия«Путешествие в страну Музыки» в старшей группе.Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей в  различных видах музыкальной деят...