Интегрированное занятие по слушанию "Путешествие по морю музыки"
материал на тему

В конспекте занятия представлены игровые методы и приемы восприятия музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_moryu_muzyki.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплексное итоговое занятие «Путешествие по морю музыки»

по восприятию музыки подготовительная группа

Цель: приобщать детей к шедеврам классической музыки.

Задачи: 

–развивать восприятие музыки различными средствами, развивать творческое начало, музыкальное мышления; расширять кругозор;

–продолжать формировать представление о различных жанрах и видах музыки, ее характере, учить передавать музыкальный образ в движении и рисунке;

–воспитывать чувство прекрасного и отзывчивость на музыку.

Оборудование: столы, «музыкальная шкатулка» на каждого ребенка, музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений,  фланелеграф, проектор, экран, портреты композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Шостаковича, Кабалевского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена, Грига, детские музыкальные инструменты, атласные ленты на палочках, карточки (три состояния моря), три кита (картинки для фланелеграфа), два клоуна (картинки для фланелеграфа), лист ватмана, краски, губки для рисования, ширма, перчатки разного цвета

   Дети заходят в зал и исполняют песню «Здравствуй, музыка».

Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, у нас необычная музыкальная встреча. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по морю музыки. Мы будем слушать музыку, говорить о ней, двигаться и рисовать под музыку, играть на музыкальных инструментах. Вы готовы к путешествию? Тогда занимаем места на нашем корабле.

Дети рассаживаются за столы, расставленные в виде корабля.

Музыкальный руководитель: Что мы возьмем с собой в путешествие? (обращает внимание на столы)

Дети:  Музыкальные шкатулки и музыкальные  инструменты.

Музыкальный руководитель: Да, они будут вашими помощниками. На корабле тишина. Наше море музыки заколдовано, чтобы его расколдовать, нужно ответить на несколько вопросов. Откуда появляется музыка?

Дети: Ее сочиняют композиторы.

Музыкальный руководитель: Каких композиторов вы знаете? (обращает внимание на портреты композиторов)

Дети: Называют знакомых композиторов.

Музыкальный руководитель: Композиторы сочиняют музыку и записывают ее определенными знаками. Как они называются?

Дети: Ноты.

Музыкальный руководитель: Правильно, это ноты. А какими бывают звуки, записанные нотами? Ответить на этот вопрос нам помогут карточки

Дети: Достают из музыкальной шкатулки карточки. По рисункам  приводят примеры качественной характеристики звуков

Звук летящий, как крылья птицы

Звук звонкий, как колокольчик

Блестящий, как камушек на солнышке

Прозрачный, как стеклышко

Переливающийся, как радуга

Тонкий, как волосок

Нежный, как снежинка

Легкий, как парашютик у одуванчика

Искрящийся, как звездочка

Хрупкий, как скорлупка

Музыкальный руководитель: Кто еще нужен, чтобы музыка, написанная композитором, зазвучала?

Дети: Музыканты, исполнители.

Музыкальный руководитель: Да, конечно, исполнители: музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах, певцы, ансамбли и  симфонический оркестр. Композиторам, и музыкантам, исполняющим музыку, нужны слушатели. Роль слушателя в музыке тоже очень велика и важна. На наших встречах вы учитесь быть слушателями. Какое правило слушания музыки вы должны выполнять?

Дети: Музыку слушают в тишине.

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы ответили на все вопросы и как, волшебники, расколдовали море музыки.

Льется музыка рекой,

Вьется нотною строкой,

Снова звуков половодье

Захлестнуло нас с тобой.

Наш корабль погружается в море музыки.

Звучит «Утро» Грига

Музыкальный руководитель: Вы узнали эту музыку?

Дети называют произведение и композитора.

Музыкальный руководитель: О чем рассказывает музыка Грига?

Дети: Музыка рассказывает о том, как наступает утро и встает солнышко.

Музыкальный руководитель: В этой музыке композитор хорошо изобразил картину наступления утра и пробуждения природы.

М.р.:  (поет) Солнышко всходит

                       И небо светлеет,

                       Природа проснулась

                       И утро пришло.

Так звучит главная мелодия этого произведения. Что вы можете сказать о характере этой музыки? Давайте соберем слова об этой музыке в морскую раковину.

Дети: Светлая, ясная, прозрачная, нежная…

Музыкальный руководитель: Самое яркое звучание музыки появляется в тот момент, когда главную мелодию начинают «петь» самые певучие инструменты симфонического оркестра. Вы можете их назвать?

Дети: Скрипки.

Музыкальный руководитель: Композитор Григ говорил, что вступление скрипок как бы рисует на небе появление ослепительного солнца. Давайте и мы с вами попробуем услышать этот момент в музыке. Будем слушать музыку с закрытыми глазами, и когда заиграют все скрипки, мы откроем глаза и поднимем свои солнышки.

Дети берут из музыкальной шкатулки карточки с солнышком.

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы все сделали правильно. Такую яркую картину природы «нарисовал» композитор Григ с помощью  музыкальных звуков. Если бы вы были художниками, какими красками  нарисовали бы утро?  

Дети берут из музыкальной шкатулки цветики - семицветики, подбирают и показывают подходящие к данной музыке цвета: желтый, красный, зеленый.

Музыкальный руководитель: Наше путешествие по морю музыки продолжается.

Звучит «Море» Римского-Корсакова

Что вы представили, слушая эту музыку?

Дети: Это большое море, на котором плещутся волны,…

Музыкальный руководитель: Да, это настоящее море, которое нам изобразил с помощью музыки композитор Римский-Корсаков. Каким вы представили это море? Давайте соберем слова о характере музыки в морскую раковину.

Дети: Взволнованная, тревожная, загадочная, сказочная,…

Музыкальный руководитель: Море бывает разное. На сколько частей можно разделить эту музыку?

Дети: на три части.

Музыкальный руководитель: Первая часть взволнованная, вторая – бушующая, а третья – спокойная.

(показывает карточки с изображением трех состояний моря)

Музыкальный руководитель: Композитор изобразил море с помощью музыки, а поэт об этом рассказал в стихотворении:

Однажды у моря сидел на рассвете.

Спокойная гладь рассыпалась вокруг,

Заря поднималась в малиновом свете,

И вдруг я услышал волнующий звук.

И сразу же вздрогнули стены причала,

Наполнился воздух ужасной тоской,

Рассыпались брызги, вода зарычала,

Ударили волны о берег морской.

А к вечеру буря, наверно устала,

Затихла и выбилась вовсе из сил,

Сама поняла, что напрасно рычала,

А берег ее успокоил, простил.

Как художник изобразил море на своих картинах? Давайте сойдем на палубу нашего корабля, рассмотрим картины художника Айвазовского.

Звучит музыка Римского-Корсакова, на экране показывается презентация слайд-шоу «Картины И.К. Айвазовского».

Музыкальный руководитель: Иван Константинович Айвазовский – художник, влюбленный в море. Всмотритесь внимательно в его картины. Только ему удалось передать неуловимые движения и прозрачность ласковой волны, брызги морского прибоя, порывы ветра, превращающие воды в грозную стихию.

    Никто лучше Айвазовского не изображал борьбу человека с беспощадной морской стихией. Свист ветра, разорванные в клочья облака и паруса, страшный треск мачт и громадные волны, обрушившиеся на зрителя. Всматриваясь в картины Айвазовского, зрители переживают чувство восторга и ужаса. Художник, изображая море, передает разные его настроения и состояния. Обратите внимание, какими красками он передал цвет водной глади. Краски моря неяркие, холодные, неласковые, приглушены серыми и белыми тонами. Еще одна особенность Айвазовского – почти всегда он начинает писать пейзаж с изображения неба, а не моря.

    Свои пейзажи Айвазовский любил писать под музыку – она помогала ему найти нужный ритм работы. Гениальный художник сам прекрасно играл на скрипке и сочинял музыку.

    Сейчас мы с вами поделимся на две группы (дети делятся на группы по эмблемам на груди: «художники» и «танцоры»).

    «Художники» рисует море в разном состоянии с помощью красок,  «танцоры» «нарисуют живую картину» моря с помощью движений под музыку.

Звучит музыка Римского-Корсакова «Море».

   «Художники» выполняют коллективную работу «Море» способом примакивания губкой на листе ватмана, в это время «танцоры» исполняют двигательную импровизацию с атласными лентами голубого и темно-синего цветов. Далее дети рассматривают картину, нарисованную «художниками». «Художники»  рассказывают какие цвета красок использовали и почему?

Музыкальный руководитель: Похоже нарисованное море на музыкальное?

Дети: Да, похоже.

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы справились с этим трудным заданием. Наше путешествие продолжается. Мы с вами даже не заметили, как наш корабль причалил к острову. Давайте посмотрим, кто нас здесь ждет? (выкладывает фигурки трех китов на фланелеграфе)

Дети: Три кита

Музыкальный руководитель: Попробуйте узнать своих друзей трех китов по музыке и поприветствуйте их.

Игра «Узнай друга»

Музыкальный руководитель: Вот на этих трех китах держится огромное море музыки. Песня, танец и марш – это три основных жанра музыки. Кто  из этих трех китов является главным?

Дети: Песня.

Музыкальный руководитель: Правильно, это песня. За то, что в песне есть мелодия, она считается главным китом. Мелодия есть и в танце, и в марше. Мелодию можно пропеть, только без слов. Песня, танец и марш будут всегда с вами рядом шагать по жизни. Пока мы с ними попрощаемся, а наш корабль отправляется дальше по морю музыки.

Звучит «Весело - грустно» Бетховена

Музыкальный руководитель: Снова встреча с музыкой. Вы ее узнали?

Дети: Это «Весело - грустно» Бетховена.

Музыкальный руководитель: Музыка Бетховена привела наш корабль в страну Звукляндию, здесь живут два Брата–Лада (выкладывает на фланелеграфе фигурки  клоунов – веселого и грустного).

Музыкальный руководитель: Один веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого зовут…

Дети: Мажор.

Музыкальный руководитель: А грустного?

Дети: Минор.

Музыкальный руководитель: Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные его чувства: переживания, нежность, волнение, жалость, грусть и веселье. Какие чувства и настроение показал нам композитор Бетховен в своей музыке?

Дети: Радость, печаль.

Музыкальный руководитель: Композитор рассказал, что у человека было веселое настроение, но потом он загрустил. Но сколько бы он не грустил, к нему все равно потом вернется радостное настроение. Какого цвета радость?

Дети показывают помощью цветика-семицветика желтый, красный и оранжевый цвета.

Музыкальный руководитель: Какого цвета грусть?

Дети показывают черный, серый и коричневый цвета.

Музыкальный руководитель: Два брата приготовили для вас подарки - вот эти маски веселого и грустного человечка. Сейчас я предлагаю вам посмотреть маленький театр танцующих ручек. Артисты занимают свои места за ширмой, а зрители будут смотреть и с помощью масок отмечать настроение музыки.

Театр «Танцующие ручки» под музыку Бетховена «Весело – грустно»

Музыкальный руководитель: Мы покидаем страну Звукляндию, наш корабль направляется к острову музыкальных инструментов с музыкой Моцарта (выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением инструментов симфонического оркестра)

Звучит музыка Моцарта «Турецкий марш»

Музыкальный руководитель: Перед вами инструменты симфонического оркестра назовите их.

Дети называют и показывают.

Музыкальный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки о музыкальных инструментах, а вы попробуйте отгадать.

Загадки:

*Взял смычок, провел по струнам – песенка звенит над лугом.

  Заплясали муравьи, солнышко и липка,

  Разбудила луг, леса, озорная … (скрипка)

*Нам его узнать так просто: он большого очень роста,

  Струны длинные на нем, дружит крепко со смычком.

  Он имеет строгий бас и зовется… (контрабас)

*Духовой инструмент взяли в руки,

  И не стало вокруг сразу скуки.

Мы услышали с тобой звук приятный и густой,

Звук как будто бы живой издает всегда… (гобой)

Музыкальный руководитель: Эти и другие инструменты звучат в симфоническом оркестре. Знакомство с ними у нас впереди, сейчас вы сами будете музыкантами нашего детского оркестра.

Инструменты есть у нас, что ж за дело, в добрый час!

Дети берут инструменты.

Музыкальный руководитель: Но пусть вначале каждый сам

                                                       Свой инструмент представит нам.

Дети по очереди представляют в стихах свои инструменты.

Первый: Мой колокольчик – не цветок, имеет тонкий голосок,

                 Звенит в оркестре круглый год, и никогда не устает. (играет)

Второй: Какой хрустальный, чистый звон, как будто падают дождинки

                И все поют: динь-дон, динь-дон. (играет)

Третий: Треугольник музыкальный родственник звоночку дальний

                С ним не выполнить чертеж, но в оркестре он хорош! (играет)

Музыкальный руководитель: Инструменты в руки взяли,

                                                       Очень дружно заиграли.

Оркестр исполняет: «Вальс-шутку» Шостаковича, «Польку-пиццикато» Делиба,  «Турецкий марш» Моцарта.

Музыкальный руководитель:

Прекрасна музыка! Ей снова

Мы распахнуть сердца готовы,

Чтоб слушать звуки, им внимать,

Их чувствовать, переживать.

Царицей музыку зовут,

И королевой величают.

Служить ей – это тяжкий труд,

Но радость каждый получает.

   

Сегодня вы были замечательными слушателями и музыкантами, художниками и танцорами. Подошло к концу наше путешествие по морю музыки, но с музыкой мы не прощаемся, а говорим ей: «До свидания, музыка». Я предлагаю вам сойти с корабля на берег и исполнить  прощальную песенку.

Дети исполняют песню «До свидания, музыка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....

Конспект интегрированного занятия по теме "Наши любимцы" (музыка, художественное творчество)

Для детей подготовительной к школое группе ,по программе "Гармония" (Тарасова К.В.),с использованием компьютерных технологий (презентация)...

Интегрированное занятие во второй младшей группе (музыка и художественное творчество с учетом ФГТ) на тему «Лошадка»

Цель: учиться выполнять галоп в упражнении «Моя лошадка» муз. А. Гречанинова, учить воспринимать песню энергичного, легкого характера «Игра с лошадкой» муз. И. Кишко, слова Н. Кукловской, проник...

"Весеннее путешествие на воздушном шаре" Интегрированное занятие по теме : "Экология в музыке" для детей старшей группы

Это  интегрированное занятие , которое обьединяет знания детей об окружающем мире, дополняет их новыми интересными сведениями и эстетическими  переживаниями...

Интегрированное занятие по ИЗО деятельности и музыке «Снег идет» во 2 младшей группе.

Цель:  Вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение и рассказ воспитателя. Задачи:ü Учить согласовывать свои движения с текстом;ü Использовать дыхательную гимнастику для развити...

Конспект интегрированного занятия по синтезу искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей группы №10 Тема: «Царство цветов»

Конспект интегрированного занятия по синтезу  искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей  группы №10Тема:  «Царство цветов»...

Интегрированное занятие "О Заполярье, о море, о северных людях"

интегрированное занятие «О Заполярье, о море, о северных людях».Возраст детей: 6 – 7 лет (6 человек)Образовательное направление: познание, коммуникация, социализация, художественное ...