Личный план самообразования педагога
учебно-методический материал (младшая группа)

Белишко Оксана Александровна

«Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами  дидактической  игры в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_1.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Личный план самообразования педагога.

ФИО Белишко Оксана Александровна воспитатель детей второй группы раннего возраста «Ласточка»

 Название темы.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами  дидактической  игры в соответствии с ФГОС ДО»

Цели

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по сенсорному развитию детей раннего возраста

Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

 Задачи

-Создать условия в группе  для сенсорного развития детей

-Способствовать умению  детей различать основные цвета (желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный)

-Ознакомление детей с величиной и формой предметов (большой, маленький, квадрат, круг, кирпичик, призма)

Предполагаемый  результат.

Совершенствование предметно-развивающей среды.

У детей сформируются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)  

Составление конспектов проведения дидактических игр.

 Этапы работы, сроки выполнения каждого этапа.

Этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решается первая задача работы:

 Сбор и анализ информации по данной проблеме:

- изучение опыта педагогов ДОУ;

-изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

-изучение педагогической литературы.

2 этап – проектировочный.

На этом этапе будет решаться следующие задачи:
Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотек, использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводится диагностика с целью определения полученных результатов на конец проекта.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

Родители: 

С родителями проводились

-индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»,

-консультации «Роль раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей»,

 -родительские собрания

Были оформлены папки - передвижки «Дидактические игры по сенсорике для детей раннего возраста», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения:

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному развитию детей раннего возраста. Разработала подборку дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Подбери фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

                 Январь – февраль  картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет предмета»

         Март картотека

Анкетирование родителей

Способ демонстрации проделанной работы.

Диагностика, подбор методической литературы, пополнение сенсорного уголка

Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов  на 2022-2023г.

Консультация для  родителей : «Сенсорные игры малышей»

Консультация для педагогов : «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Создание РППС в группе по сенсорному развитию.

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Папка-передвижка: «Значение сенсорного восприятия для умственного развития ребенка».

Анкета для родителей: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста»

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Форма отчета по проделанной работе

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовила и провела консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Проведение родительского собрания «Игры и игрушки малышей»

Литература

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2. Н. Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности». Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. «Как играть с ребёнком». – М.: Обруч, 2012г

4. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

5. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

6. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Итоговый результат.

-Систематизация материала по сенсорному  развитию детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Взаимодействие с родителями  по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

         Актуальность темы:

     В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление  личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Моя педагогическая деятельность связана с воспитанием и развитием  детей раннего возраста.  Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.                                      ...

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

План самообразования педагога дополнительного образования

Примераная структура плана самообразования...

план самообразования педагога

план самообразования педагога...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....