ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
методическая разработка

Голуб Карина Павловна

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо начинать с дошкольного возраста. Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудевала историческая память.

Президент РФ В.В. Путин обозначил, что национальная идея России – это патриотизм, и «никакой другой национальной идеи придумывать не надо». Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д.

По признанию педагогов и психологов в период от рождения до поступления в школу формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными участниками культурно-исторической жизни страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kachura_s.a.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МБДОУ № 12 «Журавушка» г.о. Мытищи        

Воспитатель Голуб К.П.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо начинать с дошкольного возраста. Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудевала историческая память.

Президент РФ В.В. Путин обозначил, что национальная идея России – это патриотизм, и «никакой другой национальной идеи придумывать не надо». Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д.

По признанию педагогов и психологов в период от рождения до поступления в школу формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными участниками культурно-исторической жизни страны.

Нормативная база:

•Закон РФ «Об образовании» 2012 г.,

•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

•«Национальная доктрина образования РФ до 2025 года»,

• «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,

•Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2011–2015 годы»,

•«Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2016–2020 годы»,

• «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025»

В программных документах Правительства Российской Федерации проблема воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации и социально-экономических преобразований, его способности противостоять внешним вызовам.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен современный национальный воспитательный идеал:

«Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Зафиксирована неразрывная связь нравственного и патриотического развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути нравственно-патриотического воспитания детей через:

- приобщение к традициям семьи, общества и государства,

- формирование представлений о малой родине и Отечестве,

- социокультурные ценности нашего народа, отечественные традиции и праздники.

Период детства – это время освоения норм и формирования идеалов. Ребенок знакомится с социальным миром, ищет свое место в нем, что, согласно возрастно-нормативной модели является одной из возрастных задач развития.

С какого возраста может формироваться чувство патриотизма, доступно ли оно в дошкольном возрасте?

Патриотизм – сложное человеческое чувство. Оно так многогранно, что не поддается определению несколькими словами.

Ребенку дошкольного возраста доступны такие нравственно-патриотические ценности как:

- любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы,

- уважение к истории и традициям своего народа,

- осознание принадлежности к своей национальной культуре,

- уважительное отношение к труженику и результатам его труда, защитникам и выдающимся людям своего Отечества;

- «направленность на мир семьи».

Исходя из этого перед педагогами ставятся следующие задачи патриотического воспитания:

- формирование любви к родному краю;

- формирование духовно-нравственных взаимоотношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям;

- выработка чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;

- воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, старикам, другим людям.

Структура понятия «патриотизм» определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории своей страны, духовных и культурных традициях и достижениях ее многонационального народа;

- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине, уважением к своему народу, стремлением принимать судьбу отечества как свою личную;

- регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Говоря коротко, чтобы быть патриотом, просто знаний о своей стране не достаточно. Необходимо испытывать чувство гордости за Родину и выражать свою любовь к ней, деятельностью  на ее благо.

(Понятие «патриотизм» очень сложное и многогранное. Структура понятия «патриотизм» определяется через следующие взаимосвязанные компоненты.

Во-первых, для того, чтобы воспитать патриотов, нужно дать детям знания об истории своей страны, ее духовных и культурных традициях и достижениях. Ведь нельзя любить то, что не знаешь. Но одних знаний мало!

Знания должны вызывать эмоционально-ценностный отклик, характеризующийся любовью к Родине, уважением к своему народу, стремлением принимать судьбу отечества как свою личную.

Но и этого не достаточно. Знания и чувства должны подкрепляться делами и поступками.

Иными словами, истинным патриотом можно назвать человека, который знает, любит свою Родину, и совершает какие-либо действия во благо своей страны и ее людей.)

А какой ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте?

Это игра! Давайте остановимся на роли и функции игры в процессе воспитания патриотизма у дошкольников. 

В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные изменения в его психике.

В игре происходит освоение ребёнком двух планов бытия – внешнего – социального, и внутреннего – духовного. То как ребенок проявляет себя в игровой ситуации, как он поступает по отношению к другим, по отношению к игре и общественным правилам, к устоявшимся нормам, говорит о его социальной зрелости.

В игре формируется целостная позитивная картина мира – основание формирующегося чувства патриотизма у ребенка.

А теперь рассмотрим в каких же условиях у современных дошкольников формируется картина мира.

Современная социо-культурная ситуация:

Произошло разрушение детских игровых сообществ. Прервана традиция – то есть естественная передача (от лат. traditio - передача) игровых навыков и умений от старших детей младшим;

Прервана традиция изготовления взрослым игрушки для ребёнка.

Игрушка, которую Макаренко называет материальной основой игры, утратила свой воспитательный и педагогический потенциал и превратилась в вещь, живущую по законам рынка.

Почему детей привлекают страшные, непонятные игрушки, игрушки с сексуальной подоплекой (Монстер хай, беременные куклы и т.п.)? Потому, что они вызывают удивление, включают эмоции. Удивление побуждает детей изучать окружающий мир. И задача педагога, используя элемент удивления, мотивировать дошкольников к познанию мира через игрушки, воспитывающие лучшие человеческие качества, а не вызывающие низменные чувства.

Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию личности дошкольников.

В связи с этим поговорим об игровых технологиях. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.

Реализация игровых приемов происходит по следующим направлениям:

- педагогическая цель ставится в форме игровой задачи; воспитательная деятельность дошкольников подчиняется правилам игры;

- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

- успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

Таким образом, под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. 

Игровые технологии, которые можно использовать в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников:

  • народные подвижные игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • театрализованные игры,
  • игры-развлечения,
  • дидактические игры,
  • конкурсы и викторины.

Традиционные народные игры в воспитании воли и ответственности.

В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики.

Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой — максимально использовать ее воспитательные возможности.

В традиционной народной игре, как практике становления человеческого в человеке, реализуются три линии духовного развития личности ребенка:

- развитие активности и сознания ребенка, его навыков творческого отношения к миру;

- развитие способности различения добра и зла в себе и в мире и связанное с этим развитие начала свободы;

- развитие связи с социальной средой через усвоение языка.

Добровольность участия в игре и одновременная подчиненность ее правилам и сценариям вырабатывают важнейший навык культурного человека быть свободным в принятии ограничений.

Свобода быть хорошим, умение сохранить принятый закон игры вне зависимости от собственных желаний, — шаг на пути обуздания самоволия.

Как этот процесс работает можно проследить на самой простой игре  «Колпачок».

В центре круга сидит на корточках Колпачок, а все в хороводе ходят вокруг и поют простую песенку:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя растили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Какие условия создает именно эта игра?

Прежде всего, краткость игры — кон (период игры) ограничен коротенькой песенкой. Любой, входящий из круга в центр, понимает, что потерпеть надо короткое время.

Во-вторых – свобода выбора участия-неучастия, которая является обязательным условием игры. Ребенок может выйти из игры, пока песенка не началась, но если он остался, то должен доиграть.

В-третьих, ограниченность пространства кругом хоровода. Хоровод – это граница, выход за которую все же затруднен. Ребенок находится в центре и все играющие смотрят на него. С одной стороны, - любой его выбор будет принят сообществом играющих, с другой - любой его поступок происходит на глазах у всех.

Важно, что игра дает возможность ребенку почувствовать краткость переживания.

Ребенок самостоятельно принимает решение потерпеть, не разрушать игру и свободно проходить через получение этого, достаточно сложного опыта.

Почти все хороводные игры работают на волевое усилие. Но не на достижении успеха, а для личного развития. Ребенок накапливает опыт волевого усилия по преодолению себя. Именно через преодоление себя, через волевое усилие происходит становление нравственного поступка, как важнейшего достижения детства.

Самые простые народные игры постоянно ставят перед ребенком проблему личного выбора – в поведении, в отношении к другому.

В условиях современных городов, когда нарушены традиционные механизмы передачи этнокультурного опыта, система образования является одним из важнейших каналов сохранения и передачи этнокультурных традиций.

Народный праздник является большой яркой и глубоко содержательной игрой. Проживая с детьми любимые в народе праздники (Святки, Масленица, Пасха, Иван Купала, День Петра и Февронии, Ильин день, Медовый спас, Яблочный спас, Семен Летопроводец, Покров день…) мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Сюжетно-ролевые игры.

Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница» и т.п., можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.

В игровой ситуации дети, выстраивая отношения на принципе паритетности, признают за собой и за другими равные права и обязанности. Такое сочетание равноправия и соподчинённости развивает в детях чувство свободы, уважения к общему мнению, самостоятельности, ответственности, осмысленности своих действий.

Театрализованная деятельность в развитии нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Именно театральная деятельность в детском саду наиболее органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрально-игровых технологий в обучении дошкольников служит развитию умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:

- просмотре спектаклей и беседе по ним;

- участии детей в играх-драматизациях;

- коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;

- отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.

Частью патриотического воспитания дошкольников является проведение творческих, театральных и интеллектуальных мероприятий, посвящённых важным датам отечественной истории.

Игры-развлечения.

Квест – это игра, в которой имеется определенный маршрут (в зависимости от темы игры), на протяжение которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели. Разновидностью квеста можно считать давно известную военно-патриотическую игру «Зарница».

Имитационная игра – в которой ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Решению задач нравственно-патриотического воспитания содействуют дидактические игры. С их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых.

Настольно-печатные игры.

Настольные игры – это особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

 С их помощью можно дать детям новые знания,  закрепить и проверить уже полученные. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.

Однако готовых игр по нравственно-патриотическому воспитанию не так много, как хотелось бы! А по краеведению – практически нет! Поэтому приходится изготавливать такие игры самим.

Словесные игры.

Скороговорки полезны не только для развития дикции, они вызывают восхищение богатством русского языка, находчивостью и жизнерадостностью русского народа.

Игра «Юный экскурсовод» раскрывает широкие возможности по формированию любви к Родине, родному городу, учит уважительно относиться к товарищам, помогает повысить самооценку, уверенность в своих силах, что способствует полноценному развитию ребенка, как личности.

Составление синквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.

Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. Классический синквейн составляется следующим образом:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

Масленица.
Яркая, разгульная.
Веселит, смешит, бодрит.
Древний обряд, связанный с проводами зимы.
Блины.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность. Например, в PowerPoint можно создать Викторину на патриотическую тему при помощи гиперссылки.

Выделяете необходимый элемент на слайде (картинку, текст...) раздел Вставка - Гиперссылки - Связать с местом в документе, выбираете нужный слайд. При использовании текста это же окно можно вызвать через контекстное меню, правой кнопкой мыши.

В игре происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью.

Чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети!

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются их скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, создавая соответствующие ситуации.

Именно в игру ребенок вносит качества своей личности, поэтому нужно чаще организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных элементов.

Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Использование проектов в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

презентация "Использование проектов в нравственно патриотическом воспитании"

презентация  к консультации "Использование проектов в нравственно патриотическом воспитании"...

Конспект занятия по развитию речи детей через использование игровых технологийв средней группе «Зима»

Закреплять умение  подбирать однокоренные слова,продолжать закреплять умение  образовывать прилагательные от существительных,закреплять умение согласовывать существительное с числительным, п...

Использование проектов в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Использование проектов в нравственно патриотическом воспитании можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет  сочетать интересы всех участников проекта...