«Изотерапевтические приемы, как метод высвобождения творческого потенциала»
методическая разработка

Антонова Светлана Геннадьевна

Цель: создание условия для получения педагогами новых знаний о методе изотерапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей.

Задачи:

  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

  • развивать у ребенка осознания себя и существование в своем мире. 

  • совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, восковыми мелками. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.

  • обогащение индивидуального художественно - эстетического опыта. организовывать вместе с детьми выставки детских работ.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фламастеры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_praktikum.docx175.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Умка» г. Павлово

Педагогический совет «Развиваемся вместе»

(развитие творческого потенциала

в художественно – эстетической деятельности)

Практикум для педагогов «Изотерапевтические приемы, как метод высвобождения творческого потенциала»

Подготовила:

Антонова С.Г.

Старший воспитатель

2023г.


Цель: создание условия для получения педагогами новых знаний о методе изотерапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей.

Задачи:

  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • развивать у ребенка осознания себя и существование в своем мире. 
  • совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, восковыми мелками. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
  • обогащение индивидуального художественно - эстетического опыта. организовывать вместе с детьми выставки детских работ.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фламастеры

Ход мероприятия:

Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно. Как особую черту детского творчества психолог Л. С. Выготский отмечает синкретичность. Рисунок, драма, литература, творчество в детском творчестве идут бок о бок. Например, начиная рассказывать какую - нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее.

Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. «Ребенок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать». Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формулируют познаваемое, и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.

Художественное творчество ребенка свидетельствует об изначальном синкретизме человеческой психики, что и объясняет высокую художественную ценность детских рисунков. В них выражена непосредственность и свежесть мировосприятия, его «наивность и эмоциональность, искренность самовыражения и свободная игра фантазии, сознание своего права на любую деформацию жизненно-реальных форм, размеров пропорций, ассоциативный характер постижения мира, яркая метафоричность и безмерный гиперболизм творчества» .

Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. «Ребенок чаще всего не разделяет фантазию и реальность. Для него изображение на бумаге или постройка из кубиков отождествляются с тем, что изображено». Ребенок творит и развивает свою фантазию. Ф Карлгрен в книге «Воспитание к свободе» говорит, что творческая фантазия — одна из важнейших внутренних способностей. Фантазия играет важную роль в жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет.

Изотерапия, что это такое?

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, применяемся для формирования положительных эмоций, взаимоотношений, так же психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.

Этот метод позволяет выявить имеющийся творческий потенциал, найти альтернативные способы решения проблем, освободить внутреннею энергию, а также преобразовать такие чувства, как гнев, боль, тревогу, страх, подавленность в положительные эмоции. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Для выражения этих чувств необходимо выбрать изотерапевтичсекие приемы, способствующие формированию целостного мировосприятия, активизации и развитию эмоциональной сферы.

Изотерапия в работе с детьми — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка.

Изобразительное творчество - это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.

В содержании изотерапии можно выделить обязательные этапы:

Этап

Содержание

Первый этап

Свободная активность перед собственно творческим  процессом — непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их.

Второй этап

Процесс творческой работы — создание феномена, визуальнoe представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со  своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети).

Третий этап

Дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери).

Четвертый этап

Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Работа в творческих группах.

(педагоги делятся на группы. Желательно чтобы было 8 групп)

  1. Коммуникативное рисование

Педагогам дается задание, нарисовать:

  • что – то на зимнюю тематику
  • портрет сказочного героя
  • натюрморт: бабушкина корзинка
  • невиданный зверь
  • ранне утро
  • сказочный цветок

На выполнения рисунка дается 3 -5 минут. Самое важное – это обсудить с партнером задуманное и общение в ходе рисования.

  1. Конвейерное рисование

Команда педагогов получает чистый лист. Лист передается по кругу, рисование происходит как бы «по конвейерному типу». Тематика задания заранее озвучивается. В процессе создания рисунка можно использовать различные приемы. (тематика: одежда, домашнее животное, растение и др.)

3. Совместное рисование

Без вербальных контактов несколько человек из команды начинают рисовать на одном листе бумаги, после завершения работы происходит интерпретация и выявление сложности во взаимоотношение участников процесса.

4.  Воссоздающие рисование

Командам педагогам предлагается задание воссоздать заданный образ.

Зачитывается отрывок

Максим, старший брат тройняшек - капризуль Даши, Маши и Наташи, нарисовал портрет своих сестер масляными красками. Дашу он изобразил в аарафоне в горошек. Но ей никогда не нравился такой узор, и Даша рассердилась.

Машу художник одел в красную юбку,3 которая показалось ей слишком длинной. Маша даже испугалась, что будет выглядеть старушкой.

Младшую – Наташу – Максим нарисовал в коротких шортах. А наташа терпеть не могла мальчишеской одежды. От досады девочка расплакалась.

Помимо этих техник, есть еще и другие: Отвлекающее рисование, Сказочное рисование, Страхоизгоняющее рисование и др.

Заключение

Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. «Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актера» [6]. Поэтому изотерапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, что позволяет раскрыть его творческий потенциал.

В целом, изотерапия направлена на развитие, в первую очередь, воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно лежат в основе умения писать. Таким образом, использование изотерапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

«Развитие творческого потенциала, социального воспитания детей с нарушением речи с использованием метода сказкотерапии»

Сказка  - это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию. Ребенок наполовину жив...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося росс...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста методами и приемами ТРИЗ»

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....

ИЗО терапия как метод раскрытия творческого потенциала дошкольника

Автор акцентирует внимание на одном из методов арт-терапии – изотерапии. В статье анализируется возможность раскрытия творческого потенциала индивида с применением метода изотерапии. Автор стави...

Многообразие способов и методов развития творческого потенциала в современной хореографии

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно л...