Многообразие способов и методов развития творческого потенциала в современной хореографии
методическая разработка

Брагина Светлана Николаевна
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки и стереотипы. Творчество в хореографии - свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное. Наипервейшая задача педагога  – выявить и развить творческие способности в доступной и интересной детям деятельности, создать условия,  которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. 
Танцы - один из самых древних, любимых и популярных видов искусства. Они открывают широкие возможности в сферах физического, эстетического и этического воспитания детей. Не секрет, что танцы являются подлинным выражением глубочайших душевных чувств.
Поэтому при разработке методики преподавания современной хореографии, а также при создании репертуара для детей основными критериями являются содержательность танца, его соответствие задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей. 
Современная хореография построена на принципах смешивания различных танцевальных стилей, техник и направлений, получивших развитие в XX веке. Комплекс знаний по возможностям человеческого тела и движениям позволяет создать индивидуальную хореографическую лексику, а это возможно только в творческой атмосфере. 
Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребёнку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_sovremennoy_horeografii._bragina_s._n.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Составитель: Брагина С.Н.

Губкинский 2019

        Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки и стереотипы. Творчество в хореографии - свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное. Наипервейшая задача педагога  – выявить и развить творческие способности в доступной и интересной детям деятельности, создать условия,  которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности.

Танцы - один из самых древних, любимых и популярных видов искусства. Они открывают широкие возможности в сферах физического, эстетического и этического воспитания детей. Не секрет, что танцы являются подлинным выражением глубочайших душевных чувств.

Поэтому при разработке методики преподавания современной хореографии, а также при создании репертуара для детей основными критериями являются содержательность танца, его соответствие задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей. 

Современная хореография построена на принципах смешивания различных танцевальных стилей, техник и направлений, получивших развитие в XX веке. Комплекс знаний по возможностям человеческого тела и движениям позволяет создать индивидуальную хореографическую лексику, а это возможно только в творческой атмосфере.

Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребёнку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей.

Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям:

1. Организация коллективной творческой деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам.

2. Самостоятельная творческая деятельность.

Мотивом участия  воспитанников в коллективной творческой деятельности является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Это практические занятия, связанные с физической нагрузкой, и для привития интереса и желания заниматься хореографией широко использую творческую игру и состязательность.

Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческого потенциала детей.

Для эффективности развития творческих способностей у обучающихся соблюдаю основные условия:

1. развивать творческие способности с самого раннего возраста;

2. разрабатывать методику преподавания таким образом, чтобы  задачи опережали развитие способностей;

3. используемые методы синтезировать и создавать разнообразие по своему содержанию, что помогает погрузить детей в атмосферу свободного и радостного творчества.

В процессе организации деятельности по развитию творческого потенциала обучающихся неизменно важным остается применение общедидактических принципов:

 - научности;

- систематичности;

- последовательности;

- доступности;

- наглядности;

- активности;

 - прочности;

- индивидуального подхода.

Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Наряду с принципами для активизации творчества ребенка использую следующие методы работы:

1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирую их. Наглядно-образные представления, получаемые обучающимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений. Ребёнку нужно изначально преподать азы хореографии, основы классического танца.

2. Метод устного изложения учебного материала. 

Показывая и разъясняя те или иные танцевальные движения и композиции, я помогаю детям понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.

3. Метод танцевально-практических действий.

Рассмотренные выше методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановлюсь лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые обучающиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с помощью которых обучающиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.

4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяю взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности обучающихся. Использование этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала.

5. Метод индивидуального подхода к каждому ребенку.

 У одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других – наоборот.

 Исходя из учёта тех или иных особенностей ребёнка, необходимо развивать именно то, чего недостаёт. При оценке творческой деятельности детей поощряю самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствую нестандартные подходы к решению поставленной педагогом творческой задачи.

6. Метод игры. 

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого использую игры нового типа: творческие и развивающие, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и позволяют стимулировать развитие творческих способностей.

Каждая игра представляет собой набор заданий-задач. Задачи даются обучающимся в разной форме, и таким образом знакомят их с разными способами передачи информации. Задачи ставятся  в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих способностей. Поэтому такие игры могут возбуждать интерес к занятиям современной хореографией в течение многих лет.

В игре перед детьми раскрывается красота и многообразность танцев. Поэтому в педагогическом процессе в игровую деятельность я включаю моменты импровизации, и использую это как еще один метод обучения и развития творческих способностей воспитанников.

Танцевальная импровизация – это большая внутренняя работа по включению креативности мышления и изменению отношения к собственному телу и навыкам владения им. Для меня ценность этой деятельности в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в творчество.

Практически каждое танцевальное занятие традиционно заканчивается полюбившейся игрой.

7. Метод анализа и самоанализа позволяет оценивать, анализировать и контролировать как собственную деятельность, так и деятельность своих товарищей. В коллективных занятиях использую приемы баттл-созтязательности по группам, что позволяет оценить себя и «соперников» и при этом повысить положительный эмоциональный настрой.

В любом ребенке, как было сказано выше, от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло, а постоянно находить в самом себе новые возможности.

В связи с этим, в педагогической деятельности практикую использование трех немаловажных направлений:

1. Постановка танцевальных номеров с использованием элементов детского творчества.

Педагогический опыт показывает, что наиболее лучший способ сделать детей открытыми и коммуникабельными – обеспечить им возможность ощущения свободы выбора и самоутверждения через участие в творческой деятельности. Главный инструмент при этом – соавторство ребенка в создании творческого продукта.

Движение под музыку, отражая внутренне состояние ребёнка, одновременно способствует становлению зрительных, слуховых и мышечных стимулов, развитию музыкального слуха, овладению своим телом.

Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.

2. Проведение открытых занятий для родителей воспитанников.

Публичное выступление - один из самых важных моментов в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы и педагога, и самих участников коллектива. Выступление перед зрителями - это не только показ определенных художественных результатов, но и эффективная форма нравственного и эстетического развития, стимул повышения мотивации обучающихся к занятиям через «ситуацию успеха».

3. Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих задач.

 Танец - это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, это, прежде всего, творческая фантазия личности, которая может находить яркие и образные сравнения. 

Процесс творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Практиковать выполнение индивидуальных творческих задач предпочитаю в таких видах деятельности как игра, инсценировка, танец. Это дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Творческая активность может начинаться с подражания. Подражание – это не копирование, а ориентация на образец. Оно не препятствует проявления своеобразия и индивидуальности ребенка. Источником создания образов при выполнении таких заданий являются их жизненные ситуации из собственного опыта. К примеру, даются задания создавать образные скульптурные композиции, в частности, импровизировать на сказочные сюжеты, фантазировать в условиях свободного действия.

В таком виде творческой деятельности, как современная хореография важное место занимает музыка. С помощью правильно подобранного музыкального сопровождения возможно яркое развитие творческих способностей на занятиях по хореографии. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения - активной целенаправленной деятельности. На занятиях по хореографии детям я предлагаю посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности.

Творческие способности детей я развиваю на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку.

В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство - выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество - индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения.

Проявление творческих способностей особенно проявляется в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, при инсценировании сюжетов песен под пение, исполнении танцев, сочинении танцевальных импровизаций, инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.

Таким образом, музыкально-ритмическое движение использую как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

А для меня, как для педагога, лучшая награда – сияющие глаза детей, с которыми я занимаюсь хореографией, глаза, всегда ожидающие чуда. Их неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение активно включаться в дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

«Развитие творческого потенциала, социального воспитания детей с нарушением речи с использованием метода сказкотерапии»

Сказка  - это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию. Ребенок наполовину жив...

Презентация мастер-класса на тему :"Сюжетная аппликация как способ развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста".

Цель мастер-класса:Дать представление педагогам о нетрадиционном приеме работы в сюжетной аппликации....

Тестопластика как способ развития творческого потенциала дошкольников

Соленое тесто становиться все более популярным, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная деш...

Современные способы развития творческого потенциала и личностных возможностей детей и подростков

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности определенного рода....

Современные способы развития творческого потенциала и личностных возможностей детей и подростков.

Способности человека- это индивидуально-психологические особенности,являющиеся субьективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности....

Выступление. Пластилиновая анимация, как способ развитие творческого потенциала детей.

Пластилиновая анимация, как способ развитие творческого потенциала детей....