Современные способы развития творческого потенциала и личностных возможностей детей и подростков
презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности . Творчество, по В.И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью , личной и социальной значимостью и прогрессивностью . Характеристика и основные компоненты творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности определенного рода. Виды творчества : производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое и др. Творческие способности
Креативность - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Сущность креативности очень образно определил П. Торренс : «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Креативность
Творческие способности, в отличие от креативности, определяются природными задатками к конкретному виду творческой деятельности. Заложенные в каждом человеке, они проявляются очень по-разному . У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других спонтанно проявляются в одном виде деятельности или в одной из ее фаз, а у третьих становятся качеством личности, называемым креативностью.
Одна из основных целей худож . образования - способствовать проявлению творческих способностей детей через создание реальных продуктов деятельности. Важно не только выявить творческие способности, но и создать условия для проявления творческой активности личности каждого ребенка. При этом важно понимать, что главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности , а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя.
Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей: В.С. Библер , Л.С. Выготский, Гильбух , А.В. Запорожец и другие ученые в своих работах уделяют большое внимание данному вопросу, выделяя различные критерии развития творческих способностей. Критерий - это признак, на основе которого производится оценка. Критерии конкретизируются показателями, которые можно «замерить» с помощью методик. Диагностика творческих способностей
- умение увидеть и распознать творческую проблему ( внимательность ); - умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонность мышления); - умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкость мышления); - стремление отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальность мышления); - способность к множественной перегруппировке идей и связей (вариативность мышления); - способность к анализу творческой проблемы как системы (конкретность мышления); общие критерии развития творческих способностей:
- способность к синтезу творческой проблемы как системы (абстрактность мышления); - чувство организационной стройности и идейной целостности (чувство гармонии); - неконформность оценок и суждений даже под давлением (независимость мышления); - восприимчивость ко всему новому и необычному (открытость восприятия); - конструктивная активность в неопределенных ситуациях (толерантность мышления). общие критерии развития творческих способностей:
Диагностики творческих способностей традиционно осуществляются в двух направлениях: диагностика вербальной креативности (методика С.Медника , адаптирована А.Н.Ворониным , 1994 г.) и диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса , адаптирована А.Н.Ворониным , 1994 г .).
Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые , примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оцениваются от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагируег на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения. Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам. способы диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность. способы диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников - стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. способы диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Примером диагностической методики изучения креативности может служить методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова , Б.С. Алишева , Л.А. Воловича, направленная на диагностику творческой активности личности.
Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» позволяет, с одной стороны, выявить профессиональную направленность личности по сферам: «человек - живая природа», «человек - техника (и неживая природа)», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», а с другой стороны - диагностировать возможные цели будущей профессиональной деятельности ребенка в зависимости от класса профессии (гностические, преобразующие, изыскательские профессии). П роцесс диагностики творческих способностей детей непосредственно связан с определением возможных сфер социальной и профессиональной самореализации. диагностикой профессиональной направленности личности
Репродуктивный уровень – творческое мышление носит опытный характер, мыслительные операции выполняются по образцу, проявляется замкнутость восприятия. Репродуктивно-конструктивный уровень - мышление приобретает оценочный характер, развиваются гибкость и вариативность мышления. Конструктивно-аналитический - преобладает оперативное (конвергентное) мышление, основанное на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи; развивается открытость мышления. уровни развития творческих способностей детей.
Творческий уровень - (аналитическое) мышление, основанное на самостоятельном анализе и синтезе имеющейся информации, проявляется независимость и толерантность мышления. Креативный уровень - стратегическое (дивергентное) мышления - «мышление, идущее в разных направлениях», допускающее варьирование путей решения проблемы и приводящее к неожиданным результатам и выводам; хорошо развиты абстрактность и конкретность мышления, проявляется чувство гармонии. уровни развития творческих способностей детей.
В целом, для диагностики развития творческих способностей существует большое количество разнообразных методов и методик. Наряду с формализованными методами диагностики (тесты, опросники, методики проективной деятельности) должны использоваться и неформализованные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ), при этом следует сопоставлять полученные в том и в другом случае результаты. Также в процессе диагностики развития творческих способностей необходимо учитывать возраст респондентов , так как каждая возрастная группа имеет особенности проявления креативности и обладает различными способностями при выполнении диагностических заданий.
-знакомство детей с результатами творчества художников, поэтов, композиторов, при этом важно, чтобы данные продукты были понятны детям, вызывали их интерес и служили стимулирующим материалом для собственной творческой деятельности; -стимулирование творческой активности детей через самостоятельное создание творческих продуктов (музыкальных произведений, рисунков, стихов, танцев, выставок, эссе и т.п.), при этом необходимо, чтобы результаты творчества детей были оценены другими людьми (педагогами, родителями, учащимися других образовательных объединений), что является возможным в ходе организации концертов, выставок, конкурсов и др.; средства создания креативной среды
-включение детей в разнообразные виды деятельности, использование различных форм и методов работы, так как многообразие повышает эффективность работы по развитию творческих способностей; -предоставление детям возможности выбора и опора на их самостоятельность в процессе творческой деятельности; -обеспечение взаимосвязи деятельности детей в дополнительном образовании и профориентационной работы через осуществление диагностики профессиональной направленности, знакомство с творческими профессиями, включение детей в социально значимую деятельность; -использование современных образовательных технологий, ориентированных на субъектный характер деятельности детей и обеспечивающих личностный рост каждого. средства создания креативной среды
развитие взаимодействия детей разного возраста; -ориентация на сотрудничество педагогов, детей и родителей; -проявление уважения к позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; -демонстрация эмоциональной готовности к совместной деятельности; -творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей; Требования к творческому развитию детей
-постоянное расширение сферы общения детей за счет развития взаимодействия с учащимися всех образовательных объединений УДОД или школы, участия в творческих конкурсах и концертах за пределами образовательной организации, посещения театров, музеев, памятников архитектуры и др., организацию встреч с приглашенными творческими личностями (художниками, писателями); -создание соответствующих ситуации пространственно-предметных условий общения: оформление кабинета, музыкальное сопровождение, подобранный видеоряд, внешний вид участников взаимодействия - все это должно способствовать творческому развитию. Требования к творческому развитию детей
Большим потенциалом для развития творческих способностей детей обладают технология проектной деятельности, портфолио, педагогические мастерские, дискуссионные, игровые, исследовательские технологии. Развитие творческих способностей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-177711-1362048184.jpg)
Презентация мастер-класса на тему :"Сюжетная аппликация как способ развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста".
Цель мастер-класса:Дать представление педагогам о нетрадиционном приеме работы в сюжетной аппликации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1229022-1584711725.jpg)
Многообразие способов и методов развития творческого потенциала в современной хореографии
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно л...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1204467-1601442151.jpg)
«АРТ - ТЕХНОЛОГИЯ «ЭБРУ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗЙ»
Управление образованием Администрации г. ЮргиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка» «АРТ - ТЕХНОЛОГИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1265274-1710853520.jpg)
Тестопластика как способ развития творческого потенциала дошкольников
Соленое тесто становиться все более популярным, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная деш...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/14/picture-1268851-1600110065.jpg)
Современные способы развития творческого потенциала и личностных возможностей детей и подростков.
Способности человека- это индивидуально-психологические особенности,являющиеся субьективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-992213-1675245678.jpg)
Выступление. Пластилиновая анимация, как способ развитие творческого потенциала детей.
Пластилиновая анимация, как способ развитие творческого потенциала детей....
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»
В файле представлен долгосрочный педагогический проект по театрализованной деятельности....