Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

В файле представлен долгосрочный педагогический проект по театрализованной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedagogicheskiy.docx54.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Антоньевская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение «Детский сад «Колосок»

Петропавловского района Алтайского края

Педагогический проект

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»

Срок реализации: 2023 – 2025 гг.

                                                             Разработчики проекта:

                                                                           Бейсенова Г. А., воспитатель

                                                                           Колтакова С. Г., воспитатель

         Бармашова Е. Ф., воспитатель

                                                                            Скворцова О. Г., воспитатель

с.Антоньевка

2023г.

Паспорт педагогического проекта

Автор(ы) проекта (ФИО, должность) и название ОО

Бейсенова Г. А., воспитатель                                                                      Колтакова С. Г., воспитатель Бармашова Е. Ф., воспитатель                                                                          Скворцова О. Г., воспитатель

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Антоньевская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края, структурное подразделение «Детский сад «Колосок»

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Личностно-развивающая образовательная среда, как средство развития творческого потенциала участников образовательных отношений».

Направление педагогического проекта

Создание системы работы по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Повышение уровня культуры подрастающего поколения и сотрудничество с семьями воспитанников, их активное участие в образовательной деятельности.

Название (тема) педагогического проекта

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»

Решаемая ключевая проблема

Недостаточно организована работа по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде.

Цель (-и) педагогического проекта

Создание условий для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно - развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

2. Приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров).

3. Совершенствовать артистические навыки участников проекта.

4. Развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности.

5. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.

6. Создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.  7.Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития

8. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Целевая группа

Дети дошкольного возраста 5-7 лет, родители, педагоги

Основная идея педагогического проекта

Приоритетным направлением нашей работы считаем развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде.

Укрепление эмоциональной связи между детьми и родителями.

Создание творческой личностно-развивающей образовательной среды для всех участников образовательного процесса, которая, за счѐт разнообразия, вариативности деятельности, гибкости позволит развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализванной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Л. С. Выготский отмечал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития»;

 «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Опираясь на свои детские воспоминания, К. С. Станиславский отмечал, что именно в процессе раннего общения с театрализованной игрой «…у детей вскрываются тайники их творческой силы».

Используемые технологии / методики / приемы / техники

Технологии: игровые технологии,

информационно-коммуникационная,

интерактивное обучение.

Формы: занятия, игры, упражнения.

Методы: словесный, наглядный, организационный, мотивирующий, игровой, практический.

Приёмы: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, анкетирование, изучение педагогического опыта, диагностика.

Принципы: -создания развивающей среды,

- психологической комфортности,

- наглядности,

- доступности,

- систематичности и последовательности,

- прочности,

- индивидуального подхода к детям,

- преемственности.

Значимые продукты педагогического проекта

-Изготовление авторских дидактических игр и пособий, формирующих навыки в театральной деятельности(лэпбуки, декорации, костюмы,  театрализованные игры, стенды, рисунки, выставки, сценарии конкурсов и праздников, экскурсии и т.д)

-Проведение мастер-классов для родителей и педагогов по теме данного проекта,

-Проведение конкурсов по изготовлению атрибутов к спектаклям.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

-Обобщение педагогического опыта на педсоветах, ММО для педагогов дошкольных учреждений, организация пространства нового театрально- игрового центра с использованием атрибутов для творчества;

-разработка картотек театрализованной деятельности;

-применение новых знаний, полученных в результате обучения курса «Развитие личностного потенциала в системе ключевых участников образовательных отношений»;

- разнообразие форм работы;

- передача опыта.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

- Публикация материалов проекта в средствах массовой информации (СМИ);

-Представление опыта работы по проекту «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок» в ходе методических мероприятий;

-Открытые занятия по театрализованной деятельности для педагогов ДОУ и родителей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

-Увеличится количество детей проявляющих интерес к театральной деятельности.

-Расширятся знания детей о видах и жанрах театра.

-Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

-Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

-Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

-Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Для родителей:

-Повысится компетентность родителей в вопросах театрального развития.

-Более активнее участвуют родители в жизнедеятельности ДОУ.

Введение:

 В условиях введения ФГОС ДО,  в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания образовательных областей.

 А именно связанных с:

 - развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

 - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

 - формированием эстетического вкуса и др.

Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных во ФГОС.

Определённый творческий потенциал есть у каждого человека, необходимо только помочь, создать условия для развития и полного раскрытия этого потенциала.

 Актуальность данного педагогического проекта состоит в том, что необходимо оптимизировать механизмы педагогического воздействия на состояние творческого интеллекта воспитанников, необходимого для осуществления творческой деятельности как наиболее значимого проявления творческого потенциала. Формируя интерес к театрализованной деятельности, дети не только познают несколько видов искусства - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, идёт развитие творческого потенциала.

Объект - процесс развития творческого потенциала воспитанников.

Предмет – система специальных мер педагогического воздействия как комплекс условий и средств, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся.

Цель:

Создание условий для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно - развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

2. Приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров).

3. Совершенствовать артистические навыки участников проекта.

4. Развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности.

5. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.

6. Создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.  7.Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития

8. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Проблема:

Недостаточно организована работа по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде.

Гипотеза основана на предположении о том, что творческий потенциал воспитанников определяется совокупностью педагогических условий и средств, способствующих личностному развитию при активном участии педагогов, родителей и воспитанников. если в работе с детьми применить театрализованную деятельность, то развитие творческого потенциала произойдет быстрее и эффективнее. 

Новизна данного проекта заключается в развитии творческого потенциала   способностей дошкольников средствами театрализации через проектную деятельность с детьми  и их родителями и отражает творческий подход к решению данной проблемы; во внедрении и использовании инновационных технологий (проектной деятельности; информационно-коммуникационные технологии; «лэпбук»; личностно-ориентированные игровые технологии) по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Используемые технологии / методики / приемы / техники:

Технологии: игровые технологии,

информационно-коммуникационная,

интерактивное обучение.

Формы: занятия, игры, упражнения.

Методы: словесный, наглядный, организационный, мотивирующий, игровой, практический.

Приёмы: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, анкетирование, изучение педагогического опыта, диагностика.

Принципы:

 -создания развивающей среды,

- психологической комфортности,

- наглядности,

- доступности,

- систематичности и последовательности,

- прочности,

- индивидуального подхода к детям,

- преемственности.

План по реализации проекта на 2023г.

(март –август)

 дети 5 лет.

п/п

Этапы проекта

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

- изучение научной и методической литературы, анализ материально-технических, информационных ресурсов для реализации проекта;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Воспитатель

Март

Организационный этап

-создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

- разработка плана совместной деятельности педагогов с включением разнообразных форм работы с родителями, детьми.  

Воспитатель

Апрель

Диагностический этап

- анкетирование родителей дошкольников

Цель: выявление компетентности родителей  и вовлечение их в процесс реализации проекта.

- педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Т.С.Комарова)

- отбор наиболее продуктивных методов и приёмов для решения проблемы.

Воспитатель

Май

Практический этап 

- работа с педагогами:

Косультация «Театрализованная деятельность»

Цель: оказать практическую помощь педагогам в организации театрализованной деятельности в детском саду.

Косультация «Зачем ребенку кукольный театр»

 Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;  

- мастер- класс для родителей и педагогов «Кукольный театр своими руками»

Цель: заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол, атрибутов с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

- разработка интегрированных занятий.

работа с детьми:

 «Что такое театр?»

Цель: дать детям представление о театре, познакомить с видами театра.

«Правила поведения в театре»

Цель: знакомить детей с правилами поведения в театре, формировать и закреплять навыки вежливого поведения в театре в качестве зрителей и актеров. 

«Театральные профессии»

Цель: активизировать познавательный интерес к театральным профессиям, познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.

- целевая прогулка в «Дом Культуры»;  Цель: приобщение детей к театральной культуре, посредством расширения знаний о профессии актёра, воспитывать желание узнать новое.

- работа с родителями (законными представителями):

- консультации:

«Театр в детском саду. Какой он?»

Цель: расширить знания родителей (законных представителей) о видах театра, правилах поведения в театре.          

«Воспитательные возможности театрализованной деятельности»

Цель: вызвать у родителей (законных представителей) желание посещать спектакли, участвовать в сценических постановках в роли актеров, постановщиков, костюмеров и др.

- распределение заданий между родителями  по изготовлению персонажей сказки своими руками; 

- разработка  буклетов для родителей:

«Домашний театр»

Цель: побудить родителей (законных представителей) к занятиям театральной деятельностью дома.

- выступление на родительском собрании:

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок» Срок реализации: 2023 – 2025 гг.»

Цель: развитие продуктивного сотрудничества с родителями.

Воспитатель

Родители

Дети

Июнь

1

2

-НОД с использованием лэпбука «Волшебный мир театра»

Цель: способствовать развитию интереса

 к театрализованной деятельности.

- экскурсия в «Дом Культуры»;

Цель: приобщение детей к театральной культуре, посредством расширения знаний о профессии актёра, воспитывать желание узнать новое.

Воспитатель

Июнь

3

4

-Ритмопластика: «Веселые путешественники» муз. М. Старокадомского,

«Куклы неваляшки» муз: Левиной.

Цель: развивать чувство ритма, выразительности, точности и координации движений.

Воспитатель

Июнь

1

-Пантомимика: игра «Кто как ходит», «Люблю – не люблю»

Цель: формировать умение с помощью жестов и выразительных движений показывать походку животных, развивать мимику

Воспитатель

Июль

2

- Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Кто колечко найдет?»

Цель: развивать умение эмоционально и выразительно произносить текст произведения.

Воспитатель

Июль

3

Музыкальная игра: «Лисичка и зайчики»

Цель:  учить действовать в соответствии с текстом, оценивать характер героев и выразительно показывать их.

Воспитатель

Июль

4

Игра на развитие выразительной мимики: «Клоун»

Цель: развивать умение выражать основные эмоции.

Воспитатель

Июль

1

- Инсценировка английской народной песни в переводе С.Я. Маршака: «Перчатки»

Цель: развивать способность различать разные эмоциональные состояния персонажей; выразительно произносить текст произведения

Воспитатель

Август

2

- Театрализованная квест-игра: «В поисках сказочного героя»

Цель: вызвать интерес к выполнению различных заданий и упражнений; развивать фантазию, воображение, двигательную активность, стремление к победе

Воспитатель

Август

3

Показ сказки «Кот, петух и лиса» – настольный театр

Цель: развивать и поддерживать интерес к театрализованной деятельности, желание самостоятельно разыгрывать сказки.

Воспитатель

Август

4

Моделирование сказки: «Три медведя»

Цель: развивать умение использовать заместители персонажей сказки на основе построения наглядной модели.

Воспитатель

Август

 5. Заключительный этап

- оформление картотек;

- изготовление необходимой атрибутики;

- аудио и видеоматериалы;

-компьютер, проектор, экран; -театральные центры, актовый зал, ширма

Воспитатель

Родители

Июль

- презентация проекта педагогам ДОУ;

 – анализ, обсуждение, прогнозирование по плану реализации педагогического проекта.

Директор

Воспитатель

Август

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

-Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

-Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, дидактическими играми, картотеками по развитию творческих способностей.

Для родителей:

-Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития.

-Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

-Выработка новых форм работы с родителями.

-Установление тесного контакта с родителями.

                        План по реализации проекта на 2023– 2024г.

(сентябрь - август)

Дети 5-6лет

п/п

Этапы проекта

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

- чтение художественной литературы с вовлечением в театрализацию,

- выразительное чтение  по памяти произведений художественной литературы.

- чтение русских народных сказок, потешек ,былин.

Воспитатель

Сентябрь

Практический этап

1

Основы театральной культуры

Цель: познакомить детей с  устройством театра, зрительного зала и сцены.

Воспитатель

Октябрь

2

Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре» (игровые, проблемные ситуации).

Цель: дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.

Воспитатель

Октябрь

3

Сюжетно-ролевая игра « Мы идем в театр»

Цель: развитие социально – коммуникативных навыков через театрализованную деятельность, закреплять представления детей о театре, обобщать знания детей о театральных  профессиях, формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах.

Воспитатель

Октябрь

4

Игра – импровизация. Мини – сценка «Старик – Лесовичок».

Цель: побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи.

Воспитатель

Октябрь

1

Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (пальчиковый театр).

Цель: вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия, закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.

Воспитатель

Ноябрь

2

Игры на развитие выразительной мимики «Озорной щенок», «Вкусная конфета»

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Воспитатель

Ноябрь

3

Загадки о сказках и сказочных героях. Цель: закреплять знания о характерных признаках сказочных героев, воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость.

Воспитатель

Ноябрь

4

Рассказывание сказки «Теремок»

с показом на фланелеграфе.

 Цель: устанавливать межличностные контакты, создание в группе благоприятного микроклимата, отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи, пробуждать интерес детей к театрализации, развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных, воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия.

Воспитатель

Ноябрь

1

Игра «Давайте хохотать».

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»

Цель: развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь, развивать навыки импровизации, побуждать к участию в театрализованных играх.

Воспитатель

Декабрь

2

Разыгрывание стихотворения Б.Заходера: «Плачет киска…»,

И.Жукова «Киска»

Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

Воспитатель

Декабрь

3

Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга»

Цель: развивать фантазию, образное мышление,  умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок.  

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Декабрь

4

Культура и техника речи. Работа над скороговорками.

Цель: тренировать четкое  произнесение согласных в конце слова, свистящие и шипящие звуки

Воспитатель

Декабрь

1

Чтение сказки «Красная шапочка»

Цель: учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей, воспитывать культуру речевого общения.

Воспитатель

Январь

2

Теневой театр «Красная шапочка»

Цель: продолжить развивать интерес к театральному  искусству.  

Воспитатель

Январь

3

Театральная игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем».

 Цель: учить действовать  согласованно, уметь ориентироваться в  пространстве, развивать фантазию.

Воспитатель

Январь

1

Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям».

Цель: закрепить знания  дошкольников о  сказках.

Воспитатель

Февраль

2

Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка», скороговорки. Произнесение отдельных фраз с различной интонацией.

 Цель: совершенствовать умение  пользоваться различными интонациями.

Воспитатель

Февраль

3

Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо).

Цель:  учить вживаться в художественный образ, вступать во взаимодействие с партнером.

Воспитатель

Февраль

4

Конкурс в ДОУ на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Цель: развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке, активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

Воспитатель

Февраль

1

«Весна, весна – красна!» Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек.

Цель: давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству, развивать фантазию и память, воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться, развивать способность работать с воображаемыми предметами.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Март

2

«Наши развлечения»

Цель: учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать.

Воспитатель

Март

3

Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Воспитатель

Март

4

НОД «В стране сказок»

Цель: совершенствовать умения детей узнавать сказки по описанным в загадках персонажам; формировать умение детей согласовывать движения с текстом;

воспитывать интерес к такому литературному жанру, как сказка;

воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам и гостям.

Воспитатель

Март

1

Конкурс детского рисунка «Мой любимый сказочный герой»

Цель: воспитывать любовь к сказкам, творческой деятельности.

Воспитатель

Апрель

2

Выставка самодельных кукольных театров сделанных в течение учебного года.

 Цель: содействовать развитию интереса дошкольников к театральному искусству и расширению знаний ребенка о театральных куклах и атрибутах.

Воспитатель

Апрель

3

Посещение сельской библиотеки для  участия в мероприятии «Волшебный мир театра».

Цель: продолжить знакомство с работой детской библиотеки, развитие творческого потенциала, интереса  к книге.

Воспитатель

Апрель

4

Показ театрализованной сказки при помощи ИКТ «Кошкин дом».

Цель: приобщение  детей к искусству театра, развивать интерес детей к театрализованной игре.

Воспитатель

Апрель

1

3 Заключительный этап

-выставка творческих работ детей,

-фотовыставка эпизодов спектаклей.

Цель: приобщать детей к миру искусства посредством организации выставок детских работ.

Воспитатель

Май

2

- анкетирование родителей дошкольников

Цель: выявление компетентности родителей, заинтересованности и вовлечения их в процесс реализации проекта

- педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Т.С.Комарова)

Цель: анализ, систематизация полученных результатов.

Воспитатель

Май

3

Презентация  на педагогическом совете  на тему «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»

Цель: анализ, обсуждение, отбор наиболее продуктивных методов и приёмов работы, внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом, прогнозирование дальнейшей реализации педагогического проекта.

Воспитатель

Май

4

Родительское собрание «Театр - наш друг и помощник»

Цель: анализ, обсуждение, отбор наиболее продуктивных методов и приёмов работы, внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом, прогнозирование дальнейшей реализации педагогического проекта.

Воспитатель

Май

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

-Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

-Получение воспитанниками удовлетворения от результатов  процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

-Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

-Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

-Дети охотно участвуют в театрализованных играх и представлениях. Они представляют театрализованное представление детям младших групп, родителям, выступая на утренниках и родительских собраниях.

-Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Для родителей:

-Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития.

-Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

-Выработка новых форм работы с родителями.

-Установление тесного контакта с родителями.

                              План по реализации проекта на 2024 – 2025г.

(сентябрь – май)  

Дети 6-7лет

п/п

Этапы проекта

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

1

- изучение литературы и методического материала для разработки комплекса методических рекомендаций для педагогов ДОУ, консультаций для родителей, бесед для детей;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

-создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

- разработка плана совместной деятельности педагогов с включением разнообразных форм работы с родителями, детьми.

Воспитатель

Сентябрь

Практический этап

1

Беседа «Виды и жанры театра».

Цель: расширять знания о театре как виде искусства; познакомить с видами театров и жанрами; воспитывать эмоционально положительное отношение к театральной деятельности. 

Воспитатель

Октябрь

2

Показ настольного театра для младших дошкольников «Заюшкина избушка».

Цель: научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Воспитатель

Октябрь

3

НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Мы артисты».

Цель: развивать интерес к сценическому искусству.

Воспитатель

Октябрь

4

Осенний утренник театрализованной постановки «В гостях у пугала Страшилы».

Цель: учить строить диалог научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Октябрь

1

Беседа «Театральная азбука»

Цель: знакомство с театральными терминами: актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт.

Воспитатель

Ноябрь

2

Изготовление лэпбука «Театр».

Цель: приобщение детей к театру, к театрализованной деятельности, воспитание интереса к нему.

Воспитатель

Ноябрь

3

Развлечение ко Дню Матери показ мини - сценки «Три мамы».

Цель: развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Ноябрь

4

Артикуляционная гимнастика «Эмоции»

Цель: учить демонстрировать положительные эмоции, кричать: «Браво! Бис! Молодцы!»; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Воспитатель

Ноябрь

1

Беседа «За кулисами» 

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях.

Воспитатель

Декабрь

2

Разыгрывание басни «Лиса и журавль»

Цель: развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель

Декабрь

3

Игры на жестикуляцию “Уходи”, “Согласие”, “Просба”, “Отказ”, “Плач”, “Прощание”.

Цель: приобретение практических навыков и умений правдиво действовать в вымышленных, воспитание качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).

Воспитатель

Декабрь

4

Новогодний утренник  «В поисках снежиники»

Цель: помочь детям разыграть сценку на новогоднем утреннике.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Декабрь

1

Игра «Изменю себя друзья, догадайся, кто же я!».

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

Воспитатель

Январь

2

Игры на развитие актерских способностей: Упражнения на развитие воображения «Предположим, что..».

Цель: развитие воображения, развитие актерских способностей

Воспитатель

Январь

3

Сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в театр»

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание исполнять  роль «кассира», «билетера», «зрителя»; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитатель

Январь

4

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

Цель: познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью

мимики и жестов.

Воспитатель

Январь

1

Экскурсия в Дом культуры села Антоньевка.

Цель:  формирование отношения к миру в соответствии с культурными    традициями.

Воспитатель

Февраль

2

Развлечение «День защитника Отечества»- сценка «Военные учения»

Цель: помочь детям разыграть сценку  «Военные учения»

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Февраль

3

Рассматривание картинок с разными видами театров: оперный, балетный.

Цель:  приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, разными видами театров)

Воспитатель

Февраль

4

Конкурс чтецов С.Маршак.

Цель:создание условий для выявления талантливых детей; формирование у дошкольников навыков выразительного чтения поэтических произведений, создание условий для раскрытия творческого потенциала и реализации артистических умений воспитанников, воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям.

Воспитатель

Февраль

1

Утренник «8 марта» - разыгрывание сценки «Катины игрушки»

Цель: помочь детям разыграть сценку  

«Катины игрушки»

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Март

2

Отгадывание загадок на тему «Герои сказок»

Цель: закреплять знания о характерных признаках сказочных героев, воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам.

Воспитатель

Март

3

Беседа на тему «Новые виды театров из подручного и бросового материала» (театр на ложках, театр на бумажных тарелках, на компакт-дисках, на стаканчиках и т.д.)

Цель: развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

Воспитатель

Март

4

Этюды с настольными куклами на основе знакомых сказок.

Цель: совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.

Воспитатель

Март

1

В рамках празднования дня космонавтики разыгрывание сценки «Миша-Маша-Звездочет»

Цель: снимать зажатость и скованность при исполнении ролей.

Воспитатель

Апрель

2

«Веселые сочинялки» (пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра)

Цель: учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Воспитатель

Апрель

3

Конкурс «Фабрика звёзд»

Цель: выявление и поддержка творчески одарённых детей, культурного воспитания и формирования нравственных ценностей, создания условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческого потенциала детей. 

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Апрель

4

Мастер – класс: «Изготовление теневого театра» совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Цель: заинтересовать педагогов, родителей, детей к изготовлению теневого театра, с последующим использованием его в театрализованной деятельности. Познакомить с технологией изготовления теневого театра, обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления экрана и силуэтов для теневого театра, развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения, воспитывать интерес к театральной деятельности.

Воспитатель

Апрель

Заключительный этап

1

-выставка творческих работ детей,

-фотовыставка эпизодов спектаклей.

Цель: приобщать детей к миру искусства посредством организации выставки детских работ.

Воспитатель

Май

2

Итоговое мероприятие «Выпускной бал» (спектакль)

Цель: формирования нравственных ценностей, создание условий для творческой самореализации, раскрытие и рост творческого потенциала детей, развитие умения владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Май

3

- анкетирование родителей дошкольников

Цель: выявление компетентности родителей, заинтересованности и вовлечения их в процесс реализации проекта.

- педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Т.С.Комарова)

Цель: анализ, систематизация полученных результатов.

Воспитатель

Май

4

Презентация  на педагогическом совете и родительском собрании по теме «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок».

Цель: анализ, обсуждение, отбор наиболее продуктивных методов и приёмов работы, внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом, обсуждение результативности проекта.

Воспитатель

Май

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

-Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

-Получение воспитанниками удовлетворения от результатов  процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

-Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

-Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

-Дети охотно участвуют в театрализованных играх и представлениях. Они представляют театрализованное представление детям младших групп, родителям, выступая на утренниках и родительских собраниях.

-Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Для родителей:

-Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития.

-Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

-Выработка новых форм работы с родителями.

-Установление тесного контакта с родителями.

Итоговые ожидаемые результаты:

Для детей:

-Увеличится количество детей проявляющих интерес к театральной деятельности.

-Расширятся знания детей о видах и жанрах театра.

-Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

-Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

-Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

-Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Для родителей:

-Повысится компетентность родителей в вопросах театрального развития.

-Более активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

-Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.

- Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

- Целесообразное  включение элементов театрализации в организованную образовательную деятельность .

- Укрепление связи с родителями, улучшение отношений между детьми.

-Самореализация.

Результативность

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

 -успешное решение поставленной задачи по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок» позволило сформировать важное взаимодействие между педагогами, родителями, повысить их компетентность в вопросах детского театрального творчества, способствовало  реализации  творческого  потенциала  детей, раскрепощению и повышению самооценки.

 -жизнь детей стала интересней и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями,   интересными делами, радостью творчества. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе   в самостоятельной деятельности дали хорошие показатели «актёрского мастерства» детей .

 -театрализованный центр «Сказочная страна»  пополнился атрибутами, костюмами, поделками театра из бросового материала, созданы «Виды театров», оформлена фотовыставка, фотоальбом, картотека театрализованных игр и упражнений.

-анализ результатов вовлечения родителей в процесс творческого  развития детей показал существенный рост их заинтересованности и готовности к сотрудничеству.

Вывод. В результате проведенной работы по развити творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок» у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение  словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу видим в разработке тематического планирования по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок».

Список литературы:

Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.

Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников»   М.»Просвещение» 1991

 Веракса Н.Е, Васильева М.В, Комарова Т.С. «Программа «От рождения до школы»

 Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.

Додокина Н. В. Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду», -М., 2008.

Журнал «Воспитатель в ДОУ»: «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)

Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания». – М. : Лепта-Книга, 2007.

Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых», -М., 2005.

 Кошманская И.П. «Театр в детском саду»  Ростов-на Дону изд. «Феникс» 2005

 Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М., 2009.

Мерзлякова С.И. «Фольклор, музыка, театр» М. «Линка-пресс» 1999

 Сорокина Н.Ф. « Сценарии театральных кукольных занятий» М. «АРКТИ» 2007

 Смирнова Н.В. , В.К. Шалаева «Среда развития: сущность и структура»              Иваново 2009

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», -М. ,

Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

Интернет-ресурсы

Библиотека Театра им. Евг. Вахтангова –

http://www.vakhtangov.ru/history/books  

Национальная электронная библиотека  – https://нэб.рф 

Петербургский театральный журнал : драматургия  – http://drama.ptj.spb.ru 

Российская государственная библиотека  – http://www.rsl.ru 

Русская виртуальная библиотека  – http://www.rvb.ru 

Санкт-Петербургская Государственная Театральная Библиотека –

http://sptl.spb.ru 

Театр и его история  – http://istoriya-teatra.ru/books 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...

" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это мож...