План по самообразованию
рабочая программа

Вафина Любовь Александровна

Тема моего самообразования: «Развитие математических способностей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Педагога

На 2023/2028 уч. год

На тему: «Развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Актуальность: огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель:

Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию развитию у детей интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития математических способностей у дошкольников через игровую деятельность;
  2. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  3. Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
  4. Взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
  5. Создать предметно-развивающую среду для развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность (картотеки, дидактические игры).

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

В течение года

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г. — 256 с.

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

Сбор дополнительного материала по теме: «Развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность» из Интернет – источников. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»
  • «Дошкольное воспитание»
  •  «Ребенок в детском саду»

  «Обруч»

Разработать сборник консультаций для работы с родителями «Развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Участие в семинарах, курсах, вебинарах, педагогических советах

Сентябрь-май

Активное участие в мероприятиях по теме «Развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность»: педсовет, семинары, курсы.

- Провести открытые мероприятия.

- разработать и внедрить в пед. процесс авторскую программу по развитию математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

- посещать ОД коллег и участвовать в обмене опытом;

- выступление на педсовете с консультацией для воспитателей «Развитие математических способностей  детей дошкольного возраста: методы, пути, поиск…»;

- провести мастер-класса для педагогов «Развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;

- принять активное участие в работе МО педагогов ДОУ;

- периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности;

- провести открытые показы ОД для коллег;

- выступить с докладами по теме самообразования на педагогических советах, пед.часах.

Методическая работа

Сентябрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Картотека дидактических игр, направленных на   развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность . Пополнение «Портфолио воспитателя»

Октябрь

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы. Знакомство с инновационными технологиями по теме  развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую  деятельность 

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах  развитие математических способностей  детей дошкольного возраста,  обмен опытом.

Выступление из опыта работы на семинаре-практикуме «Освоение инновационных технологий как путь повышения профессиональной компетентности педагогов и качество дошкольного образования»

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах  развитие математических способностей  детей дошкольного возраста,  обмен опытом.

Выступление на педсовете «Развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах  развитие математических способностей  детей дошкольного возраста,  обмен опытом.

Выступление на ГМО «Развитие познавательного интереса и творческой активности детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе (ДОУ 33)»

Декабрь

Воспитательная работа

Участие в зональном конкурсе для детей инвалидов «Вместе в радостное детство (ДОУ 63)»

Январь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах  развитие математических способностей  детей дошкольного возраста,  обмен опытом.

Выступление на зональном семинаре-практикуме «Интеграция видов детской деятельности как ведущее средство развития познавательной активности дошкольников (ДОУ 35)»

Февраль

Разработка конспектов по теме «Развитие математических способностей дошкольников посредством игровой деятельности»;

Систематизация знаний по изучаемой теме. Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Тактильные дощечки», «Осенние листья»,  «Группировка предметов», «Аквариум», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Выложи узор», «Назови предметы», «Разрезные картинки», «Вопросы-ответы».

Февраль

Повышение профессиональной компетентности в вопросах  развитие математических способностей  детей дошкольного возраста,  обмен опытом.

Выступление на муниципальном семинаре «Креативные педагогические находки в познавательном развитие дошкольников (ДОУ 53)»

Март

Пополнение предметно-развивающей среды

Изготовление дидактических игр «Математические пазлы», «Сосчитай», «Половинки с геометрическими фигурками», «Сортируй по размеру».

Апрель

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

- Оформление выставки «Дидактические игры для детей»;

папки – передвижки по данной теме.

Май

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

- создать собственную базу лучших сценариев ОД, интересных приемов и находок на занятиях.

- разработка дидактического пособия для детей «Коврограф», на основе игры Воскобовича.

Регулярно

Распространение опыта работы.

Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей

«Веселая математика дома»;

Педагогическое просвещение родителей. Консультация «Веселая математика дома»

Ноябрь

«Математические игры своими руками». Родительское собрание

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.

Январь

Фотогазета для родителей «Формирование математических представлений у детей в детском саду и дома»

Укрепление взаимодействия детского сада и семьи.

Апрель

Организация выставки для ознакомления родителей, с дидактическими играми используемые в детском саду.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей по ФЭМП»; приобщение родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

Работа с детьми

В течение года

Совместные игры на развитие математических способностей  детей дошкольного возраста через игровую деятельность 

Сборник дидактических игр 1.Беседы: «Наши пальчики»;

«Подбери предмет к геометрической фигуре»; «Конструирование по схеме»; «Собери геометрическую фигуру из частей; «Танграм»; «Волшебный круг»

2. Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)

4. - Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес».

5. Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

6. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры).

7. Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись».

8. Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

9. Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

Индивидуальные работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.

Создание игровой ситуации вместе с ребенком.

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Дидактические игры  «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Сделаем кукле бусы», «Цветные палочки». «Вопросы-ответы», «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам»,  «Катится  –  не катится»,  «Найди  пару  по форме».

Самореализация

В течение года

В течение года

Публикация на сайте: http://nsportal.ru

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

В течение года

В течение года

Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Публикации на официальном сайте ДОУ

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...