Проектная деятельность
методическая разработка

Макарова Юлия Анатольевна

Проектная деятельность дошкольников - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающим миром, поэтапная практическая деятельностть по достижению поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»

«Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса дошкольников».

Выступление на методическом объединении педагогов ДО

Подготовила:

Педагог-психолог, воспитатель

Макарова Ю.А.

п. Тюльган, 2022

«Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса дошкольников».

«На ребенка надо смотреть не как на ученика,

 а как на маленького “искателя истины”,

необходимо поддерживать и питать в нем дух

неугомонного искания истины,

лелеять проснувшуюся жажду знания». 

К.Н.Вентцель.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики,  так как познавательная деятельность  пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую  любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться

более эффективные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми  дошкольного возраста является метод проектов.

При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась с рядом трудностей.         Традиционно педагогическая деятельность в ДОУ ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве где нет четко заданных норм. В этом случае я,  как педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Естественно, что мне как и любому воспитателю было проще следовать программе, чем постоянно искать что-то новое к организации  образовательного процессе. Мне пришлось изучить методическую литературу, провести предварительную работы с родителями, и наметить пути реализации проектной деятельности с детьми.

Совместная проектная деятельность  с детьми мной осуществляется с целью создания  благоприятных психолого-педагогических условий для развития познавательной активности ребенка. Проектную деятельность дошкольников я представляю как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Совместный сбор материалов по теме, занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс ,что естественно сказывается на результатах. Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата.

 В моей работе проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и  воспитания с  реальными событиями из жизни ребёнка, а  также заинтересовать его, увлечь в  эту деятельность. Хочу еще раз отметить, что начало проекта, это всегда желание и инициатива детей, но под руководством педагога. То есть детей иногда, особенно в начале, необходимо как бы «подтолкнуть» к проекту. Отправные точки для организации и запуска проекта могут быть разными.

Любой проект у нас начинается  с постановки проблемы. Затем мы с детьми обсуждаем, как можно решить эту проблему. На этом этапе у детей  вырабатывается план действий.  Здесь я использую «Метод трех вопросов»: «Что мы знаем»,  «Что мы хотим узнать», «Где узнать»  и «Как найти ответы  на вопросы». Предлагаю детям: «Попробуйте ответить на вопрос что уже известно, а что нет, что хотите еще узнать.» Затем нам с детьми легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и есть план действий по реализации проекта. Сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело для детей - дошкольников. Есть много способов получения необходимых знаний.  Так я направляю детскую активность и выясняю первоначальные знания  и представления детей по теме, то есть осуществляю первоначальную диагностику по проекту. Далее я составляю паутинку проекта, то есть планирую мероприятия, которые будут реализованы в рамках проекта: беседы, экскурсии, чтение литературы, продуктивная деятельность, опытническая  деятельность. Так же определяю ресурсы проекта: необходимую литературу, материалы, оборудование, организацию развивающей предметно- пространственной  среды.

Системную паутинку составляю или по видам деятельности, или по образовательным областям, или по уголкам и зонам развивающей предметно- пространственной среды. Выбор схемы паутинки зависит от тематики проекта, от пожеланий детей.  

При реализации проектов я использую принцип активного обучения, который предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач. Усложнение в деятельности  детей я осуществляю  через уменьшение своей инициативы и повышение степени самостоятельности воспитанников как на этапе непосредственно реализации, так и в процессе планирования и на итоговом этапе проект.

 Одним из условий в ходе практических мероприятий по проекту является участие детей в разных видах деятельности совместно с воспитателем и в самостоятельной деятельности. Для организации самостоятельной деятельности я изменяю РППС Для того, чтобы достигнуть результата анализирую  активность детей, задаю вопросы «Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно?»   

В качестве презентации проекта по его окончании использую разные формы. Наиболее часто использую следующие формы: выставки, детские мини-музеи, праздники, развлечение, создание книжек-малышек. викторины, стенгазеты, квесты ,акции, лепбуки .

Все методы, используемые мною в процессе работы по реализации проекта я применяю  в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Это позволяет детям не утомляться, у них проявляется стойкий интерес к проектной деятельности что ведет к хорошему, продуктивному результату обучения и развития детей. Так же хочу отметить, что проекты реализуются, как правило, вне основной образовательной деятельности (то есть не в ходе занятий, а в режимные моменты, в совместной с о взрослыми и самостоятельной деятельности детей).

Отдельно хочу остановиться на взаимодействии с родителями  по реализации проектов. Благодаря участию родителей в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Как же заинтересовать родителей в реализации проекта? Во первых,  я всегда вывешиваю модель трех вопросов в родительский уголок. Это очень сильный мотиватор для родителей. Так же представляю родителям и системную паутинку, то есть информирую их о том, как будет реализоваться наш проект.  Далее,  как бы «направлю родителей», размещая какие-то сведения по теме, источники литературы, художественные произведения. Большим стимулом для родителей являются участие в персональных и групповых выставках, в презентации различных коллекций по теме проекта.

Результаты моей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются изменения в познавательном развитии детей, личностный рост дошкольников, которые выражаются в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Очень изменяются отношения дошкольников друг к другу. Дети приобретают умение прислушиваться к мнению другого ребенка и выражать свое отношение к сделанному. В ходе проекта формируются познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.  Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети для своих родителей становятся партнерами по совместной деятельности.

В своей деятельности  использую литературу по проектной деятельности.

Для себя сделала вывод: Суть проектной деятельности в детском саду не в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка, а в том в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...