Арт-терапия в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Альгина Надежда Сергеевна

В данной статье представлен опыт работы в группах с ЗПР и ОНР у детей старшеого дошкольного возраста. Кратко раскрыта методика "Барашек в бутылке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным

(Ф. Ларошфуко)

Арт-терапия в коррекции тревожности у детей с ОВЗ

 Современные дети часто имеют высокий уровень тревожности. Часть детей становятся тревожными, скованными, часть – агрессивными. Высокая занятость родителей, высокий уровень стресса, СМИ – это все ведет к ухудшению ситуации.

Как гласит восточная мудрость, «один рисунок стоит тысячи слов».

Самым главным достоинством проективных методик является демонстрация внутреннего мира, которые сознательно скрывают, вытесняют или не в состоянии выразить словами.

Удивительные возможности открывает изобразительная деятельность как проективная.

Рисунки обычно разделяют на две группы: спонтанные  рисунки и рисунки-экспромты.

Спонтанные рисунки выполняются по собственной инициативе, а не в соответствии с инструкцией или просьбой. К ним относятся и машинально выполненные рисунки, например на полях тетради. Такие рисунки называют «непроизвольными рисунками».

Например, ребенок нарисовал свою любимую собаку. Пока мы беседовали  мамой, девочка ее изобразила. Предпочтение черного цвета в рисунке говорит о том, что ребенок хочет отвергнуть все, выражает протест против существующего положения, всего что идет не так как ему бы хотелось. Девочка не хочет ходить в детский сад.  Оранжевый цвет говорит о чувствительности и враждебности. Девочка очень привязана к матери. Ноги собаки как подпорки – неустойчивость положения. Девочка нарисовала реально существующее животное – собаку. Говорит о тенденции к зависимости, подчинению. Говорит о зависимости от матери. Мама девочки пришла с проблемой тяжелой адаптации, девочка не желает ходить в детский сад. Каждое утро устраивает истерики, расстается с мамой с большим трудом. После обсуждения рисунка мама задумалась о своих взаимоотношениях с дочерью.

Непроизвольный рисунок Г. Фурт даже назвал молитвой своему внутреннему «Я».

Рисунки-экспромты выполняются по просьбе, но без подготовки, в ситуации «здесь и сейчас», на свободную или заданную тему. Поэтому такие работы называют «свободными» или «тематическими рисунками». Свободный рисунок проявляет фоновое эмоциональное состояние. Г. Ферс считает, что высока диагностическая ценность всех рисунков, в них проявляется бессознательное.

Например, девочка рисовала свою семью. Рисунок получился яркий, веселый. На крыше дома кот. Появление на рисунке кошки говорит нам о потребности ребенка в тактильном контакте, о самоизоляции. Девочка испытывала ревность по отношению к младшему брату. После беседы с мамой девочки ситуация начала меняться в лучшую сторону. Мама каждый день выделяла время на общение только с дочкой, без других членов семьи, стала больше обнимать, целовать ребенка.

Таким образом, все рисунки открывают дорогу к психике, перекидывают мостик от сознательного к бессознательному.

Даже каракули диагностичны. Рисуя линии, человек не задумывается о их свойствах и содержании, создавая не образ и картинку, а выражая тем самым свои эмоции и чувства.  Линия может символизировать жизненный путь или этап.

В наш детский сад дети приходят на один или два года. Дети с задержкой психического развития имеют высокий уровень тревожности, часто имеют нарушения эмоционально-волевой сферы и большое количество страхов. Поэтому тема тревожности и страхов особенно актуальна в нашем ДОУ.

В период адаптации даже у детей 6 лет появляется высокая тревожность. Первое что мы делаем это выявляем уровень тревожности и страхов с помощью рисунка «Барашек в бутылке» (отношения ребенка с близким взрослым), тест Тэммл Дорки Амен, наблюдение, беседа с ребенком. С помощью методов арт-терапии рисуем страхи. В подгруппах играем и выполняем упражнения.

Затем проводим наблюдение за ребенком, беседу и анкетирование родителей. Выявляем существующие проблемы. Разрабатываю рекомендации по коррекции тревожности и страхов. Применяю методы арт-терапии.

В работе использую методику «Барашек в бутылке».

Барашек — это животное, а не барашки на морских волнах. Есть баран, а есть — барашек. На рисунке должен быть именно барашек. Расположите лист бумаги горизонтально или вертикально — так, как вам красиво. Время работы — 5 минут.

Далее интерпретируем рисунок.

1. Кто есть кто

Если рисунок рисует ребенок, то барашек всегда — ребенок, а бутылка — всегда его родительская семья. Если рисунок рисует взрослый, могут быть варианты: барашек — это он сам, а бутылка — это его родители или барашек — это его ребенок, а бутылка — это он и его супруг/супруга. Если у взрослого еще нет детей, то барашек — точно он, а бутылка — его родители. Если у взрослого есть свои дети, предложите ему посмотреть на рисунок и честно спросить у самого себя: этот барашек собирательный образ детей или кто-то из них конкретно. Или все-таки это сам взрослый?

2. Особенности барашка

Первая особенность, которая касается барашка, — это его кучерявость и упитанность. Если барашек тощий и хилый, значит ребенок чувствует себя в семье истощенно. Его эмоциональное состояние истощено. Если барашек полненький и кучерявенький, значит ребенок себя чувствует в родительской семье безопасно, комфортно.

Вторая особенность — акцентирование на признаках агрессии. Если у барашка есть очень четко прорисованный рот, можно предполагать  склонность этого ребенка к вербальной агрессии, он может огрызаться. Могут быть акцентированы рога. Четко прорисованные рога означают, что этот ребенок может бодаться в контексте убеждений: «Я так не думаю», «У меня другое мнение», «Нет, а я считаю вот так». То есть это — интеллектуальная агрессия. Доказывание своей точки зрения. Если барашек улыбается, то все хорошо. Еще один элемент — это копытца. Если вы наблюдаете очень ярко прорисованные копытца, то мы можем предположить возможность или склонность ребенка к физической агрессии. Он может ударить, «дать в ухо».

Третья особенность — возраст барашка. Его возраст, зрелость говорит о восприятии барашка автором рисунка. Иногда родители рисуют своих 20–25-летних детей барашечками, такими деточками, а иногда родители рисуют своих 7-летних детей взрослыми баранами. Это говорит о том, как автор рисунка воспринимает взрослость или детскость своего ребенка.

Четвертая особенность — базовые признаки. Опущенный хвост часто говорит о присутствующих пессимистических настроениях. Его настроение часто связано с настроением других людей. Если нет каких-то базовых элементов (рта, носа, глаз), обязательно нужно спросить: «Почему для тебя было важно не нарисовать рот?». Ребенок может ответить: «А я просто забыл его нарисовать». Такие вопросы можно задавать автору рисунка, когда в рисунке есть любые непонятные элементы, которые не объясняет инструкция к технике, но вы чувствуете, что это важно и об этом нужно спросить. Например: «Почему для вас важно было нарисовать хвост?», «Почему для вас важно было нарисовать вот здесь бубенчик?», «Почему для вас было важно дорисовать облака и солнышко?». Если человека ничего не тревожит при задавании таких вопросов, то это не имеет для него значения.

Пятая особенность — положение барашка относительно выхода. Барашек повернут «спиной» к выходу — это говорит о том, что барашек сам не хочет сепарироваться. Если барашек повернут головой к выходу, то он готов к сепарации, к отделению.

 3. Особенности бутылки

Первая особенность — положение бутылки. Бутылка может быть стоячая или лежачая. Когда бутылка лежит, это говорит о том, что родители способствуют сепарации. Если бутылка стоит, можно предположить, что родители предпринимают какие-то действия, которые сдерживают самостоятельность ребенка. Если бутылка нарисована наискосок — это говорит о наличии некоторой неустойчивости. Эта неустойчивость определяет тревогу во внутреннем пространстве.

Вторая особенность — наличие пробки. Пробка — явный признак гиперопеки, когда родители готовы все делать за ребенка, лишь бы он оставался под их опекой. Также признаками гиперопеки является наличие в бутылке дополнительного комфорта — трава, солнышко, лестница, домик, игрушка, корм.

Третья особенность — размер горлышка. Может так оказаться, что горлышко очень узкое и очень длинное. Чтобы пролезть через это горло, барашку нужно сильно сжать все свои амбиции. Длинное горлышко — это тоже признак гиперопеки со стороны семьи.

Обычно люди рисуют бутылку как молочный кувшин. В такой бутылке чаще всего горлышко широкое. Если большое горлышко и бутылка стоит как банка, то в целом семья поддерживает, но в некоторых вопросах, наоборот, говорит: «Подожди, без нас пока туда не ходи». Мы говорим о ситуативной позиции.

Четвертая особенность — чья бутылка. Бутылка может быть «мамская», если она округлая и, как бы, мягкая. Бутылка, которая больше похожа на штоф, квадратная или прямоугольная — это бутылка «папская». На данный момент для автора рисунка тот или иной взрослый наиболее значимый.

4. Критические моменты

Если в бутылке есть воздух, барашек может дышать. Бывают работы, в которых бутылка заполнена жидкостью и барашек в ней задыхается. Это говорит о том, что эмоции так переполняют автора рисунка, что он сейчас утонет. Есть один критический момент — надбитая или треснутая бутылка. Это всегда признак какого-то насилия — духовного, эмоционального, физического, телесного.

Таким образом, методика «Барашек в бутылке» диагностична, дает важные сведениях о детско-родительских отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен план-конспект занятия по коррекции тревожности с детьми старшего дошкольного возраста....

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, необходимо вовремя распознавать таких детей и оказывать им помощь....

Родительское собрание на тему: «Педагогические средства коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

«Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» Л.С.Выготский:I. - В соответствии с традицией нашей группы каждое собрание мы начинаем с приветствия. Сег...

Коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формировании личности. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений р...

Игра- эффективный метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Иговая терапия является одним из эффективных методов коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность- ведущая в данном возрасте, поэтому действенность этого метода в бо...

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

   Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формировании личности. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характе...

Программа социально коммуникативной направленности «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста по средствам арт-терапии».

Данная программа призвана помочь педагогам-психологам выстроить системно коррекционно-развивающую работу с детьми 5-7 лет по снижению тревожности. Работать по программе могут воспитатели, педагоги-пси...